Новосибирск 0.6 °C

В бороне как в обороне

08.12.2012 00:00:00
В бороне как в обороне
О ситуации в аграрном секторе депутат Госдумы от Новосибирской области Анатолий ЛОКОТЬ начинает говорить, что называется, с места в карьер. Чувствуется — наболело. Впрочем, как и другая тема — судьба оборонно-промышленной отрасли. Оба вопроса непосредственно связаны с экономикой региона. В интервью областной газете парламентарий высказал свою точку зрения на положение дел в отраслях, рассказал, какие подвижки на законодательном уровне происходят в этих сферах.

Анатолий ЛОКОТЬ: о градусе перемен в военной промышленности, тревогах сибирской деревни и «порогах» местного самоуправления

О ситуации в аграрном секторе депутат Госдумы от Новосибирской области Анатолий ЛОКОТЬ начинает говорить, что называется, с места в карьер. Чувствуется — наболело. Впрочем, как и другая тема — судьба оборонно-промышленной отрасли. Оба вопроса непосредственно связаны с экономикой региона. В интервью областной газете парламентарий высказал свою точку зрения на положение дел в отраслях, рассказал, какие подвижки на законодательном уровне происходят в этих сферах.

Летом ждали дождя, теперь — денег
— Анатолий Евгеньевич, вы встречаетесь со своими избирателями, какие вопросы особенно волнуют?

— Первая тревога — состояние сельского хозяйства, то, что происходит с сельхозпредприятиями, за которыми стоят рабочие места. У хозяйств — крупных, средних, индивидуальных — сегодня возникли серьезные проблемы с возвратом средств по кредитам. Система работает так, что деньги в банках берутся под будущие урожай, молоко и мясо. Когда планы фермеров не оправдываются, расплачиваться приходится всеми возможными ликвидами: техникой, скотом. Между тем от самочувствия сельхозпредприятий во многом зависит состояние и развитие сельской инфраструктуры. Речь о том, чтобы помочь выжить нашей сибирской деревне.

Мы сделали все, чтобы этот вопрос был поднят до уровня обсуждения в Государственной думе. На одном из первых «Правительственных часов» министр Федоров согласился со всеми нашими замечаниями, пообещал, что приложит все усилия, чтобы решить проблему. Решение о поддержке сельхозпроизводителей было принято на федеральном и региональном уровнях. Насколько удастся нивелировать потери от засухи этого года, во многом зависело и зависит от оперативности реализации принятых решений. Но прошло практически три месяца, а помощь до сих пор в регионы не пришла.

— Возможно, необходимо прописывать в законах подобные форс-мажорные обстоятельства и механизмы защиты от них, если в рамках банковского договора этого сделать не получается?

— Засушливое лето показало, насколько мы подвержены рискам. Засуха — это разве новость для нас? Мы всегда знали, что находимся в зоне рискованного земледелия — не только Сибирь, но и вся страна. Нужны меры, которые бы защищали, лоббировали интересы АПК в условиях ВТО. Об этом говорят и президент, и премьер, и депутаты: следует принять целый ряд законов. Ведь назревшие проблемы касаются не только аграрно-промышленного сектора, но и экономики в целом.

Армия должна защищать, а не зарабатывать
Перестройка механизма государственной оборонной машины Анатолия Локтя интересует куда больше, чем скандальная отставка теперь уже бывшего руководителя военного ведомства.

— Судьбой Сердюкова и размерами хищений пусть занимаются правоохранительные органы. Я бы хотел сказать о тех системных изменениях, которые произошли в армии и во взаимоотношениях между Минобороны и оборонно-промышленным комплексом за последние семь лет. Армию превратили в инструмент извлечения прибыли от продажи собственности и земли. Это главная системная ошибка. У армии другая функция— она должна защищать страну, народ и территориальную целостность.

Кроме того, Вооруженные силы России начали реформировать по американскому образцу — это вторая системная ошибка. США со времен Гражданской войны не вели континентальных войн. Все военные конфликты, в которых участвовала Америка, для нее носили и носят локальный характер. В том числе Вторая мировая война. Именно для ведения локальных войн в США построена армия.

У России свой опыт. Всю тысячелетнюю историю мы отбивали нападения то с востока, то с запада, то с юга. Для того чтобы защищать свои протяженные границы: сухопутные, морские и воздушные, — нам нужно особое построение. Я надеюсь, уроки из этих семи лет будут извлечены.

— Очевидно, что со сменой руководства Минобороны наметились позитивные сдвиги...

— Несомненно, положительные изменения есть. Они кажутся незначительными, но на самом деле знаковые. В частности, решение вернуть курсантов Суворовского и Нахимовского училищ на Красную площадь для участия в военных парадах.

Сегодня пересматриваются отношения к институту военного заказчика, который фактически был ликвидирован, — третья системная ошибка предыдущего руководства Минобороны.

Оборонный заказ — это еще и люди, которые способны оценить перспективу будущих возможных войн, сформулировать тактико-технические требования под будущее оружие, которое необходимо создать.

— Но собственные оружейные бестселлеры в России появились только в период Второй мировой войны — в авиации, артиллерии, танковом вооружении…

— Это не совсем так. Если быть точными, то именно в 30-е годы прошлого века закладывался фундамент оборонной промышленности. Сначала энергетика: ДнепроГЭС и план ГОЭЛРО — это все не случайно, это основа будущей индустриализации. Второй шаг — развитие металлургии. И потом высокие технологии. Не надо забывать, что Т-34, ППШ, истребительная и бомбардировочная авиация — все эти схемы были заложены еще до войны в результате жесткого конкурсного отбора. Среди различных тактико-технических характеристик отбирали лучшие образцы. Заметим, при выборе цена не играла никакой роли.

Ответственность — это по-военному
— Анатолий Евгеньевич, вы являетесь заместителем председателя комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса ОПК. Какие вопросы рассматривали в последнее время, касающиеся предприятий оборонки?

— В ближайшее время мы планируем провести встречу с представителями военно-промышленной комиссии, вице- премьером Рогозиным и Минобороны. Думаю, состоится содержательный разговор и мы наметим план действий. На первом месте — обсуждение закона о госзаказе, который был принят в первом чтении. Новосибирские предприятия одними из первых ознакомились с ним. Многие откликнулись и внесли свои предложения, в том числе правительство Новосибирской области и региональное министерство промышленности.

— Что конкретно предлагали?

— Один из важнейших пунктов — солидарная ответственность заказчика и производителя за качество и сроки исполнения оборонного заказа.
Два процента — местному самоуправлению

— И вновь касаясь законотворческой деятельности, но уже в плоскости мирного обустройства. На каких порогах, по вашему мнению как члена комиссии по федеративному обустройству и вопросам местного самоуправления Госдумы, тормозится идея самоуправления? Можно ли говорить о зрелости этой системы?

— Основной вопрос, а точнее противоречие, заложено в законодательстве, охватывающем несколько законов, регулирующих взаимоотношения местного самоуправления, — это и 131-й ФЗ, и 94-й ФЗ, Бюджетный и Налоговый кодексы. Конкретнее: проблема в дисбалансе между полномочиями органов местного самоуправления и теми ресурсами, финансовыми возможностями, которые законодательно им предоставлены. О каких бы проблемах не начинали говорить главы территорий или депутаты, все сводится к этому — денег не хватает.

— Каков же выход?

— Надо пересматривать законодательство. Сегодня есть предложения, рассматриваются поправки, для того чтобы расширить налоговую базу для местного самоуправления. Чтобы самоуправление развивалось, это противоречие надо разрешить.

Мне не нравится, когда говорят, что в местном самоуправлении нет специалистов, экономистов, юристов, что надо укрупнять до районного уровня. Я уверен, что надо дать возможность людям работать. А они уж раскроются сами.

— На примере мегаполиса можно говорить о самостоятельности, а на примере района или сельсовета?

— А какая разница? Есть налогоплательщик, значит и деньги есть. Вопрос в том, что сегодня от прибыли предприятий в местное самоуправление не отчисляется ни одного процента. Налоговая база самоуправления складывается из налогов на землю, недвижимость и НДФЛ. То есть прямой зависимости органов местного самоуправления от развития бизнеса и его прибыльности нет.

ФАКТ
Инфляция в Новосибирской области в ноябре составила 0,1 процента, с начала года — 5 процентов, сообщает Новосибирскстат

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: