Новосибирск 6.5 °C

Кого и как учить будем?

11.12.2012 00:00:00
Кого и как учить будем?
Современное высокотехнологичное производство без непосредственного участия в нем человека обойтись пока не может, поэтому высококвалифицированные рабочие сегодня на вес золота. Однако в нашей области, благодаря реализуемой с 2011 года региональной программе развития профессионального образования, кадровый вопрос решается. Подводя первые итоги, губернатор отметил, что во многих учреждениях положительные изменения налицо. Главная задача — чтобы они происходили во всей системе образования.

Областная программа развития профессионального образования может быть образцом для других регионов

Современное высокотехнологичное производство без непосредственного участия в нем человека обойтись пока не может, поэтому высококвалифицированные рабочие сегодня на вес золота. Однако в нашей области, благодаря реализуемой с 2011 года региональной программе развития профессионального образования, кадровый вопрос решается. Подводя первые итоги, губернатор отметил, что во многих учреждениях положительные изменения налицо. Главная задача — чтобы они происходили во всей системе образования.

Кому геологи приносят золото
Учреждения, где можно обучиться профессии, распределились между профильными министерствами — труда, образования, здравоохранения и культуры. Переход в ведомство министерства труда техникумов и профессиональных училищ сблизил интересы будущих работников и работодателей. Так, в этом году был проведен масштабный мониторинг потребностей регионального рынка труда. На их основе разработан совместный заказ подготовки квалифицированных рабочих кадров по необходимым для конкретных предприятий конкретным специальностям.

Еще с советских времен в Новосибирске готовят специалистов среднего звена для геологии и метеорологии. Выпускники техникума традиционно отправлялись в северную и восточную часть Сибири, так как в родном регионе нет широкой потребности в таких специалистах. Поэтому сокращение мест по этим специальностям наши соседи по региону восприняли с недоумением. Однако ситуация такова, что затраты на обучение специалистов берет на себя Новосибирская область, а налоги от геологов и метеоразведчиков получали и получают другие территории.

— Средства должны расходоваться эффективно. Мы не будем вкладывать деньги в то, что не приносит результата, — сказал губернатор, тут же подчеркнув, что новосибирские образовательные учреждения открыты для инвестиционных предложений заинтересованных работодателей. Как конкретных предприятий, так и целых регионов.

Средства же областного бюджета будут направлены на приоритетные специальности. Например, для реализации программы развития туризма в области необходимы квалифицированные кадры, и важно, чтобы этим профессиям обучали в Новосибирске. Кроме того, мониторинг показал, что слесарей, станочников, электриков, машинистов не хватает и в городе, и в сельских районах. Причем предприятия готовы активно подключать свои финансы к подготовке новых кадров.

От школьников до инженеров
Работодатели, преподаватели и учащиеся объединяются в отраслевых ресурсных центрах. Министерство труда области делает ставку на такую форму взаимоотношений и всячески способствует открытию новых. В 2010 году их было 6, сейчас количество увеличилось до 17. Там не только реализуют программы начальной и средней профессиональной подготовки, но и работают курсы повышения квалификации. Специалисты обучают действительно тому, что нужно уметь, на том оборудовании, которое реально установлено на производстве. Секрет успеха прост: чтобы не тратить время и деньги, доучивая или переучивая на производстве выпускника училища, достаточно инвестировать адекватное образование.

В рамках программы на средства области, работодателей, самих образовательных учреждений были созданы 19 новых современных учебных лабораторий, 30 новых учебных кабинетов, 7 учебно-производственных мастерских, приобретено 6 современных учебных тренажерных комплексов. Модернизация напрямую связана с созданием ресурсных центров, ведь современная и качественная материальная база — непременное условие их функционирования.

Ресурсные центры имеют тесный контакт и со школами: те заключают специальные контракты, чтобы выпускники вместе с аттестатом зрелости получали специальные сертификаты о прохождении профессиональных курсов. Присоединение в дальнейшем к подобным союзам университетов — естественный шаг для единой ступенчатой системы образования. Каждый человек может решать сам, когда ему остановиться и пойти работать, но при общей материальной базе школ, техникумов и вузов, а также согласованности образовательных программ можно быть уверенными, что инженер будет знать, как делается та или иная деталь, а рабочий справится с инновационными производственными разработками ученых. Поэтому министр труда области Игорь Шмидт обозначил среди приоритетов ведомства создание образовательных кластеров во всех отраслях.

Такая система образования должна в полной мере соответствовать запросам молодых людей и экономики региона. По словам губернатора Василия Юрченко, который сам немало проработал в машиностроительной отрасли, проблема высококвалифицированных кадров была всегда. На данном этапе нам препятствуют и объективные причины: демографическая ситуация такова, что выпускников школ в ближайшие три года будет недостаточно для полного удовлетворения потребностей рынка труда. Однако то, что в этом году на некоторые специальности вернулся конкурсный набор, доказывает, что вектор развития профобразования выбран верный.

КОММЕНТАРИЙ
Сергей АВЕРЬЯСКИН, директор профессионального училища № 50:
— На базе нашего училища расположен отраслевой ресурсный центр строительства и ЖКХ — созданы условия для обучения современным стандартам профессии. В частности, открыта лаборатория «Умный дом». Но раз мы — центр, это не значит, что все ресурсы сконцентрированы здесь. Мы выступаем координаторами. Например, понадобились какой-то организации вентиляционщики, обращаются к нам, а мы уже ищем им специалистов у себя и своих партнеров — в других училищах и техникумах. Кстати, с конца ноября у нас функционирует полноценный образовательный кластер: подписано соглашение о сотрудничестве с Новосибирской государственной архитектурно-художественной академией.

Вертикальная структура — это то, чего не хватало для последовательного и планомерного развития специалиста в отрасли. Соглашение убирает препоны между образовательными учреждениями разного ранга. Теперь школьник может получить профессию и, поработав, понять: хочет ли он развиваться дальше. А его уже ждут в техникуме, и если все складывается успешно, то дальше пойдет в вуз. Можно и после школы пойти в вуз, но при этом какие-то занятия обязательно будут связаны с получением профессиональных навыков, чтобы знать свою отрасль от и до. Главное, есть взаимный интерес: преподавателям вузов — новые темы для научных исследований, нашим — возможность повышения квалификации, учащимся и студентам — единое культурное пространство.

Существует обидный стереотип, что училище — для хулиганов и двоечников. Но мы его меняем: работодатели частенько удивляются нашей «начинке»: мол, думали — ПТУ, а тут такой уровень! Мне кажется, что в самом названии «училище» заложена очень правильная идея — учить профессии. Даже жаль, что в связи с переменами станем техникумом. Но учить будем только качественнее!


СПРАВКА
По поручению областного министерства труда, занятости и производственных ресурсов муниципалитеты провели мониторинг потребностей в кадрах на 2013 — 2017 годы. Были учтены 70 процентов крупных (с численностью более ста человек) организаций областного центра и 100 процентов подобных — в сельских районах. В итоге была заявлена потребность в 65 тысячах работников, из которых 19,5 тысячи со средним и 35 тысяч с начальным профессиональным образованием. На селе 20 процентов вакансий для специалистов с высшим образованием: нужны учителя (8 процентов от общей заявки), врачи (4 процента).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: