Новосибирск 14.1 °C

Инженер с душой гуманитария

22.12.2012 00:00:00
Инженер с душой гуманитария
«На таких участках и ранее, а тем более сейчас работали и работают не по протекции. Это очень ответственные и совестливые люди. Такими были Ольга Николаевна Спивакова, Елена Ивановна Куликова, Валентина Егоровна Казанцева, Нина Николаевна Ежак, светлая ей память, Наталья Викторовна Башарина и вообще все, с кем мне довелось работать…» — напишет Лидия Николаевна Долганова, вспоминая долгие годы работы в техническом отделе службы движения управления Западно-Сибирской железной дороги.

«На таких участках и ранее, а тем более сейчас работали и работают не по протекции. Это очень ответственные и совестливые люди. Такими были Ольга Николаевна Спивакова, Елена Ивановна Куликова, Валентина Егоровна Казанцева, Нина Николаевна Ежак, светлая ей память, Наталья Викторовна Башарина и вообще все, с кем мне довелось работать…» — напишет Лидия Николаевна Долганова, вспоминая долгие годы работы в техническом отделе службы движения управления Западно-Сибирской железной дороги.

Этот теплый, по-настоящему душевный отзыв о бывших коллегах очень много говорит о личности самой Лидии Николаевны, человека чрезвычайно скромного, непубличного, предпочитающего дело любым словам (особенно если нужно говорить о себе) и искренне убежденного в том, что ей необыкновенно везет на встречи с хорошими людьми. Она из редкой в наше эгоистичное, полное стрессов время породы людей, которая считает, что стакан наполовину полон и что правда и добро всегда победят.

Учительская дочка
Удивительно, что Лидия Гайдаенко не стала гуманитарием. Она родилась в семье педагогов и была старшей из троих детей. Мама, Александра Семеновна, преподавала в начальной школе. Глава семейства, Николай Трофимович, был учителем русского языка и литературы.
Какой-то особой системы воспитания, педагогической строгости или наставлений в семье не применяли, скорее, родители воспитывали деток своим примером: отношениями между собой, отношением к делу, к соседям, к родине, к самым обычным вещам...

Из всего этого по крупицам формировался характер мягкий, доброжелательный, открытый людям, при этом с очень четкими ценностными ориентирами. «Прежде думай о родине, а потом о себе», «дал слово — держи», «труд облагораживает человека» — все это не было пустыми лозунгами. По этим принципам жили целые поколения.

— Родители все время были заняты, но мы как-то сами всегда знали, что надо быть ответственными, заниматься, учиться, в доме прибирать… — рассказывает Лидия Николаевна.

О малой родине — селе Подойниково Алтайского края — у Лиды воспоминаний практически не осталось, и по-настоящему родным для нее стал Новосибирск, куда девочка переехала с родителями в пятилетнем возрасте.

Особенно теплые детские воспоминания связаны с бабушкой по маме, Христиньей Максимовной Колосовой. Бабушка мягко и ласково заботилась о внучатах, обучала домашним хитростям, а вот о прошлом и семейных корнях рассказывала мало. Кто знает, что довелось ей пережить в трагические тридцатые, а затем в военные годы, когда муж, Лидин дедушка, пропал без вести где-то на фронтах Великой Отечественной. Она только любила упоминать, что родом сама с курских краев. Предки Лидии Николаевны по отцу когда-то прибыли в холодную, но богатую землей Сибирь с Украины.

Не в доктора, так в железнодорожники
О своих планах стать доктором наша героиня вспоминает неохотно. Говорит: «Бог отвел. Смелости бы не хватило для этой работы…» И все же первым выбором Лиды Гайдаенко был именно медицинский. Не пройдя вступительных испытаний она взяла тайм-аут. Папа помог устроиться библиотекарем: это пусть небольшой, но все же самостоятельный заработок и к тому же возможность погрузиться в книжную мудрость и поразмышлять над собственной жизнью.

На следующий год Лида вместе с подружкой осознанно и целенаправленно подала документы в НИИЖТ. Свои мотивы в выборе именно этого технического вуза она уже не припомнит, но знает одно: ни разу не пожалела о сделанном шаге. «На железной дороге я всегда ощущала себя нужной», — признается Лидия Николаевна.

— Учиться понравилось. Наш факультет «Эксплуатация железных дорог» оказался полегче, чем какие-нибудь мосты и тоннели. Кстати, на нашем курсе учился знаменитый человек, будущий министр путей сообщения Николай Емельянович Аксё- ненко. Только я была в 11-й группе, а он — в 14-й. Он уже тогда был волевой и целеустремленный. Умел работать над собой, спортом всегда занимался… — рассказывает Лидия Николаевна. — А с Сергеем Дмитриевичем Бутаковым мы встретились во время работы в службе перевозок. По институту я его плохо помню, он меня тоже. Все-таки он на курс старше учился, а старшие, как правило, нас «зеленых» не замечали.

Памятны нашей героине студенческие годы еще и верными подружками Галиной Медведевой и Галиной Садовниковой, и потрясающим чувством взаимовыручки, которое отличало людей того поколения. «Когда кто-то из наших из-за тройки лишался стипендии, мы сбрасывались кто сколько мог и материально поддерживали их. Особенно иногородних: у них папа и мама далеко и рассчитывать, кроме как на товарищей, больше не на кого», — рассказывает она.

Мягкая и лиричная Лида с удовольствием пела в институтском хоре. Правда, репертуар в те годы был, как правило, идеологически выверенный. Частенько ниижтовский хор разъезжал по важным объектам с зажигательными агитбригадами и песнями про комсомол и весну.

Но вот за плечами и практика в Ачинске, и полные радостных открытий и беспочвенных тревог зимние и летние сессии. Лида защитила диплом по теме «Организация местной работы на станции» и уехала вслед за мужем на самую восточную окраину Советского союза — остров Сахалин.

Они поженились на пятом курсе, незадолго до распределения. Лида Гайдаенко стала Лидией Николаевной Долгановой. Супруг — однокурсник с факультета строительства железных дорог. На его факультете распределение состоялось раньше, так что перед Лидией вопрос выбора уже не стоял.

— Конечно, многие из моих однокашников хотели остаться в городе, но попадали туда, где в настоящий момент дороге требовались специалисты этого профиля. И все же члены комиссии по традиции каждому задавали вопрос: «Куда хотите поехать?» Помню, наш декан Борис Аронович Флейшман глянул на меня с улыбкой: «Куда хотите?» — Я, не задумываясь, ответила: «На Сахалин!» — И вдруг он говорит: «А в Рио-де-Жанейро не хочется?!» И рассмеялся…

Испытание Сахалином
В тресте «Сахалинморстрой» молодых специалистов приняли и тут же направили в отделение временной эксплуатации железнодорожной линии Победино — Ныш. Глава семьи начал трудиться дорожным мастером в ПЧ, а его супруга — товарным кассиром, так как из-за испортившегося еще в годы учебы зрения по здоровью не подошла для работы в цехе движения.

Лидия Николаевна успела поработать на Сахалине старшим таксировщиком сектора доходов. «Что делала? Документы таксировала: когда отправляют груз, определяют стоимость провоза груза в зависимости от расстояния, веса и так далее. Работа не очень сложная, но требовавшая внимательности и знаний», — рассказывает Лидия Николаевна.

Молодая чета проживала в поселке Тымовское. Населенный пункт небольшой. Каждый на виду. «Это очень утомительно, когда всегда вокруг одни и те же лица: на работе вместе, в баню вместе, по улице вместе…» — вспоминает Лидия Николаевна. Словом, никакого личного пространства.

Правда, один раз супружеской чете железнодорожников предложили поработать на станции Северная Хондаса. Это по-настоящему удаленное, почти безлюдное место, где в буквальном смысле медведи рядом ходят. Но сугубо городские жители Долгановы засомневались, что это им по силам, и опять же слабое зрение Лидии Николаевны не позволило ей стать дежурной по станции.

Погодно-климатические условия Сахалина тоже особенные — низкое, давящее небо и сопки кругом. Солнечных дней мало. И все же семья, пополнившаяся сыном Станиславом, прожила там три с половиной года.

После декретного отпуска Лидия Николаевна работала инженером отдела движения. Когда строительство было завершено, отделение приняли в эксплуатацию и сибирякам пришло время возвращаться на континент (здесь хватало своих кадров), она увольнялась уже с должности диспетчера вагонораспределителя-анализатора.

Снова Сибирь
В Новосибирске вакансии в железнодорожных подразделениях имелись, но большинство — на сменную движенческую работу. Женщине с маленьким ребенком это, во-первых, неудобно. Во-вторых, проблемы со зрением никуда не ушли…

— Почему с таким зрением нельзя работать дежурной по станции? Вдруг ты во время дежурства очки разобьешь?! Это же ни стрелку перевести, ни что-то важное сделать при необходимости. А ведь от этого зависит безопасность движения поездов… — делится Лидия Николаевна.
Супруги Долгановы нашли работу в институте Желдорпроект, каждый по своему профилю. «Я стала работать инженером-проектировщиком в отделе станций, — говорит она, — муж тоже проектировщиком, но по своей, путейской, линии».

Однако вскоре выяснилось, что наша героиня не из тех, кому по душе тихая кабинетная работа с ватманом и расчетами. Лидия Николаевна заскучала. По живому делу. По общению с людьми, «варящимися в котле» производственных задач, проблем и решений. Узнав, что появилась вакансия в лаборатории, которой руководил Геддалий Ременник, Лидия Николаевна не стала искать протекции, пошла лично к нему, а неожиданно встретив, прямо так и сказала: «Я хочу у вас работать!»

— Это была дорожно-техническая лаборатория, которая разрабатывала различные технологические процессы: по погрузке, по выгрузке… Меня сначала временно взяли, а потом оставили насовсем, — вспоминает Лидия Николаевна. — Большую помощь на начальном этапе оказала ведущий инженер-технолог Галина Савельевна Титова — грамотный специалист, душевный, добрый, светлый и оптимистичный человек. Для меня было очень важно, что там оказался прекрасный коллектив! И работа нескучная. Мы обсчитывали сделанные замеры, выполняли чертежи, много работали с нормативной документацией, нередко ездили в командировки по всей линии.

Примерно через год с небольшим Лидию Николаевну пригласили на работу в службу перевозок управления дороги. Эдуард Трухачев, бывший главный инженер службы перевозок, предложил Долгановой стать инженером по строительству.

Мне везет на хороших людей
— Так до 1991 первого года я строительными вопросами и занималась. Сначала была инженером, потом ведущим инженером… — рассказывает Лидия Николаевна. — Чем конкретно отдел занимался? Мы заказывали планирование: составляли планы, делали заявку в проектный институт, потом принимали проектную документацию, согласовывали со всеми службами, затем заключали договор со строителями, заказывали оборудование…

Работа всегда шла в подвязке с отделом капитального строительства. От них и инспектор был к нам прикреплен по каждой станции.

Можно сказать, что мы были в помощниках у главных инженеров службы движения. В частности, мне выпало поработать под руководством Юрия Иосифовича Сована, светлая ему память, и Вячеслава Михайловича Черненко. Оба замечательные люди, очень квалифицированные и грамотные специалисты, прошедшие трудовой путь с самых низов и знающие хозяйство до мелочей. Они помогали, наставляли, обучали…

Лидия Николаевна с благодарностью и теплотой вспоминает не только своих непосредственных руководителей, но и коллег: Валентину Ивановну Коваль — инженера-графиста, Майю Михайловну Короткову, Юлию Леонидовну Кухареву, а также главных инженеров дороги, под руководством которых ей выпало работать: Петра Филипповича Мысика, Бориса Федоровича Старчоуса, Аркадия Ивановича Андреева.

Для нее особенно ценно то, что крупные руководители, несмотря на свое положение и на остроту возникавших ситуаций, никогда не переходили границы строгости… «Мне, рядовому работнику, порой приходилось в важных совещаниях участвовать, ответ держать. Страшновато, конечно. Вот Пётр Филиппович Мысик, председатель совета ветеранов дороги — очень душевный человек, но я даже сейчас, встречаясь с ним уже по ветеранским делам, внутренне немножко напрягаюсь. А как же? Субординация, — смеется Лидия Николаевна, — Но, знаете, любые производственные совещания, даже конфликтные, всегда проходили хорошо: четко и по делу. Наши руководители были строгие, требовательные, но никогда не обижали ни словами, ни тоном. Не оскорбляли подчиненного. Это важно для любого человека».

По воспоминаниям нашей героини, в те годы вели очень объемные работы, так как происходило техническое перевооружение дороги: удлиняли основные и прокладывали обводные пути, строили новые сортировочные и приемо-отправочные парки, модернизировали систему электрической централизации...

За свои знания и ответственный подход к делу Лидия Николаевна многократно отмечена руководством благодарностями, почетными грамотами и денежными премиями. В девяносто первом году начались большие перемены. Экономическая обстановка в стране привела к резкому падению объемов перевозок. Дорога приспосабливалась к новым условиям. Лидию Николаевну перевели на новый участок работы — инженером по ведению техническо-распорядительных актов станций.

Наша героиня заняла эту должность в момент технического перевооружения: пришлось осваивать компьютер и электронное делопроизводство. Но опыт, знания и привычка добросовестно относиться к любому заданию, дотошно вникать во все до мелочей были ей в помощь. А перемены шли и шли. Началось внедрение программы автоматизированного расчета норм закрепления подвижного состава тормозными башмаками…

— Общими усилиями мы справились, так как в отделе и на участке работали очень ответственные специалисты. Сейчас вопросами, находившимися в моем ведении, занимается Ольга Николаевна Спивакова — потрясающе ответственный и честный человек, прекрасный специалист. Я очень довольна, что передала дело в такие надежные руки, — говорит Лидия Николаевна.

В 2001 году Л.Н. Долганова была награждена медалью «100 лет Транссибирской магистрали». В 2004 году подошло время заслуженного отдыха. Лидия Николаевна признается, что сил было достаточно и она могла бы еще потрудиться на благо родной магистрали, но тогда был период, когда целенаправленно давали дорогу молодым кадрам.

Однако скучать на пенсии нашей героине не пришлось. Уже в следующем году ее как человека очень неравнодушного, чуткого к чужим бедам и заботам и к тому же прекрасно знающего весь коллектив службы движения пригласили на работу в совет ветеранов.

Забота у нас такая…
— Елена Павловна Янькова, начальник кадровой службы, уговорила меня, — признается Лидия Николаевна. — Начинала я в совете ветеранов управления дороги у Василия Афанасьевича Савченко. Это был 2005 год. Каждый из нас курировал свое хозяйство: грузовиков, к примеру, вела Фаина Алексеевна Агафонова, а я — движенцев. Тогда ведь не было отдельных советов ветеранов: и локомотивщики, и сцбисты — все были вместе. Сам Василий Афанасьевич Савченко — человек очень толковый, интересный, яркий. С ним чрезвычайно легко. Он все продумает, нам объяснит, всю свежую информацию доведет до каждого: чем в этот момент живет дорога, какие перемены нас ждут…

Говорит, поначалу боялась не справиться. Но постепенно втянулась, главное — всегда было на кого опереться. Особую помощь совету ветеранов, по словам Л.Н. Долгановой, постоянно оказывала Елена Павловна Янькова, которая привела нашу героиню в ветеранский актив. Она не только всемерно помогала с транспортом — при необходимости привезти кого-то из немощных пожилых людей в больницу и обратно. Сама неоднократно принимала участие в посещении ветеранов перед праздничными датами, вручении им подарков, навещала тяжелобольных на дому. «Огромное ей спасибо за чуткость, отзывчивость и готовность всегда прийти на помощь!» — говорит Лидия Николаевна.

Нашу героиню всегда ценило руководство, уважали и любили коллеги. Для многочисленных ветеранов она и вовсе свой, очень близкий и родной человек, который без слов поймет, поддержит и утешит, поделится радостью. В 2008 году Лидии Николаевне было присвоено звание «Почетный ветеран Западно-Сибирской железной дороги».

В последние годы в РЖД произошли большие перемены, которые коснулись и структуры советов ветеранов. В частности, образовалась дирекция по разным направлениям работы и в них сформировались собственные, «ведомственные», советы ветеранов. «Мы объединились: движенцы и грузовики, — рассказывает Лидия Николаевна. — Сейчас у нас 179 ветеранов только в управлении дороги, еще больше — на линии, где имеется 12 подразделений: Омск, Новосибирск, Тайга, Барнаул, Белово, Новокузнецк, Входная, Московка, Новосибирск-Главный, Алтайская, Инская. В общей сложности 8 750 человек. Руководит советом молодой энергичный ветеран — Сергей Дмитриевич Бутаков. А мы с Любовью Николаевной Тимченко и Евгенией Егоровной Серебряковой — его помощницы».

Она с улыбкой говорит о том, что молодое поколение ветеранов очень активное и самостоятельное, часто отказывается от предлагаемой помощи. Но немало и тех, кто, всю жизнь отдав дороге, сегодня живет непросто: возраст, слабеющее здоровье, скромная пенсия. Так что работы хватает: обзвонить всех, поинтересоваться настроением, здоровьем, тревогами, узнать, не надо ли чего? Вовремя навестить, поддержать, утешить, просто поговорить по душам. Главное — чтобы человек чувствовал, что он не один, что о нем помнят.

В числе главных человеческих качеств, которые всегда ценила в других людях, наша героиня отмечает неравнодушие, способность к состраданию, порядочность и честность. Свой главный жизненный принцип формулирует просто: не обманывать никого и помогать ближнему.

Лидия Николаевна тридцать два года проработала на родной магистрали. Сегодня, вспоминая свое юношеское желание стать врачом, смеется:

— Я не смогла бы никем другим быть. Сейчас это все мое, родное. Приросла и к дороге, и к работе, и к людям… Хотя, если глянуть внутрь, то, скорее всего, по складу характера и ума я была ближе к гуманитариям, как мои родители, а не к технарям. Но вот выбрала эту профессию и нисколько об этом не жалею!

Вот что о Лидии Николаевне Долгановой, говорят те, кто хорошо ее знает. Например, председатель совета ветеранов службы движения Сергей Дмитриевич Бутаков: «Лидия Николаевна прежде всего человек очень высокой порядочности и исключительных личностных качеств. Она никогда не думает о себе, и все время и силы отдает людям. К ней не только в нашем совете ветеранов такое отношение, но и в целом на дороге. Под этими словами подпишутся все, кто ее знает, кому довелось с ней работать. Она всегда при деле, причем берет на себя столько, сколько и не надо, может… Вот к примеру, работа в совете ветеранов свободная по графику. Можно и не ходить каждый день. Но она каждое утро здесь и уже занята. Это потрясающее чувство ответственности. Именно на таких людях держится дорога и именно такие неравнодушные, открытые, доброжелательные ко всем, искренние люди сплачивают коллектив и делают его настоящей командой единомышленников».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: