Новосибирск 4 °C

Снежный плен: в поисках выхода

24.01.2013 00:00:00
Снежный плен:  в поисках выхода
Для Новосибирска, да и других городов, расположенных в Сибири, тема уборки улиц в зимний период более чем актуальна, ведь городские магистрали и дворы как минимум пять месяцев в году покрыты снегом. Нынешняя зима выдалась особенно щедрой на осадки, так что Новосибирск, пожалуй, можно назвать мировой столицей снега не только в переносном, но и в прямом смысле. Заснеженные улицы, впрочем, как и огромные сугробы во дворах, создают для горожан немало неудобств.

Современные противогололедные материалы не вредят окружающей среде

В конце января Новосибирск превратился в снежную столицу мира: в Экспоцентре прошел Всемирный форум снега, который собрал множество участников из самых разных стран. В числе прочих вопросов гости форума обсуждали, как создать комфортные условия для ведения городского хозяйства в суровом климате.

Снег и пробки
Для Новосибирска, да и других городов, расположенных в Сибири, тема уборки улиц в зимний период более чем актуальна, ведь городские магистрали и дворы как минимум пять месяцев в году покрыты снегом. Нынешняя зима выдалась особенно щедрой на осадки, так что Новосибирск, пожалуй, можно назвать мировой столицей снега не только в переносном, но и в прямом смысле. Заснеженные улицы, впрочем, как и огромные сугробы во дворах, создают для горожан немало неудобств. Хотя городские службы стараются изо всех сил, снегоуборочная техника трудится днем и ночью, а в отвалы вывозят тонны и тонны снега, практически каждый очередной снегопад становится причиной общегородского транспортного коллапса.

Проблемой очистки городских улиц от снега занимаются во многих странах. Так, например, в небольшом городке в американском штате Айова дорогу одно время посыпали просроченной чесночной приправой, которая залежалась на складе местной компании. В Норвегии и Японии под дорогами прокладывают теплотрассы. Полотно, таким образом, подогревается и на нем не образуется снежно-ледовый накат. В Швеции пешеходные дорожки посыпают теплым песком, который вплавляется в лед и не сметается ветром.

О вреде песка и соли
Но чаще всего для борьбы со снегом используют смесь песка и технической соли, то есть хлорида натрия. К сожалению, эта смесь, хоть и дешева, имеет ряд недостатков. Например, если температура на улице опускается ниже —15 градусов Цельсия, посыпать ей дороги не имеет смысла: соляная «каша» попросту застывает, и проезжая часть превращается в каток. Кроме того, соль — достаточно агрессивное вещество. Ее постоянное использование приводит к порче обуви и автомобильной резины. Кроме того, если постоянно применять на дорогах песчано-соляную смесь, часть ее неизбежно попадает на газоны. Происходит засоление почвы, и зеленая травка по весне здесь вряд ли вырастет. Песок тоже не так безобиден, как кажется. Во-первых, при повышенной влажности он образует на дорогах грязную кашу. Во-вторых, попадает на тротуары, газоны, в канализацию. И, когда приходит весна, песок с городских улиц никуда не исчезает. Он превращается в пыль и потом оседает в наших легких.

Таким образом, весь мир постепенно приходит к тому, чтобы для борьбы со снегом вместо песчано-соляной смеси использовать более современные реагенты. Например, в Москве некоторое время назад стали применять бишофит (хлорид магния). Но этот опыт оказался не слишком удачным, так как бишофит образует на дороге скользкую пленку. Затем в столице решили вообще отказаться от реагентов, но это привело к резкому увеличению количества дорожно-транспортных происшествий и травм.

Размер имеет значение
Между тем в нашей стране есть предприятия, выпускающие противогололедные материалы, отвечающие всем современным требованиям: они эффективно плавят снег и лед, не нанося при этом ущерба окружающей среде. Крупнейшим производителем подобных материалов является Уральский завод противогололедных материалов (город Пермь). В сотрудничестве с ведущими научными организациями, такими как ФГУП «РосдорНИИ», Центральный научный институт кожевенно-обувной промышленности, Московский и Пермский университеты, специалистами предприятия была разработана линейка материалов, предназначенных для борьбы со снегом и льдом. Кстати, Уральский завод противогололедных материалов стал одним из участников Всемирного форума снега, прошедшего в Новосибирске.

— Наши материалы «Бионорд» имеют различные области применения — это дороги, пешеходные зоны, опасные участки, железобетонные конструкции. «Бионорд» успешно прошел государственную экологическую экспертизу. Он обладает наименьшим воздействием на металлические части автомобилей, меховые и кожаные изделия, — рассказывает директор по развитию УЗПМ Евгений Немировский. — Так, например, для пешеходных зон был разработан «Бионорд-тротуар». Им также можно обрабатывать остановки общественного транспорта и дворовые территории. В состав этого материала входят щадящие компоненты и фрикционные материалы (мраморный щебень). «Бионорд-тротуар» не портит обувь, меховые изделия, а также не оказывает негативного воздействия на почву и растительность. Это подтверждено исследованиями ведущих экспертных организаций России, таких как НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина и НИИ кожевенно-обувной промышленности.

О мраморной крошке следует сказать особо. Казалось бы, какая разница, чем посыпать тротуары? Но дело в том, что гранитный щебень, который обычно применяют для этих целей, более твердый. Он стирает асфальт и шины, забивает стоки, собирается на газонах. Лучше использовать более мягкую породу. Стоит отметить, что к этому выводу пришли также ученые из Швеции, куда представители Уральского завода противогололедных материалов приехали перенимать опыт. Но если скандинавы еще только собираются применять мраморную крошку вместо гранитной, то в России уже выпускают такой противогололедный материал. Причем частицы мрамора имеют определенный размер: они не должны быть мельче 2 и крупнее 5 мм. Как показывает практика, если мраморный щебень более крупный, то его использование наносит вред дорожному покрытию, если же он более мелкий — такой материал уже «не работает», превращаясь в обыкновенную пыль.

Экологи говорят да
Кроме того, в состав материалов «Бионорд» входят несколько видов хлоридов с добавлением формиата и карбамида. Такое сочетание позволяет материалу топить лед даже при 30-градусных морозах и значительно снижает активность к металлам и обуви. К тому же «Бионорд» полностью растворяется. Поэтому отпадает нужда летом вычищать ливневые стоки и колодцы. Его экономичность и удобство в применении высоко оценили дорожные службы. Иными словами, материалы «Бионорд» наносят окружающей среде, дорожному покрытию, автомобилям и обуви не больше вреда, чем обычная вода. Кроме того, в их состав добавлено натуральное удобрение. Если противогололедная смесь попадет на газон или клумбу, ничего страшного не случится, наоборот, растения даже будут чувствовать себя лучше.

Помимо материала для зимней очистки тротуаров, Уральский завод противогололедных материалов (ПГМ) выпускает ряд других продуктов. Например, «Бионорд-универсальный» рекомендован к применению для любых типов дорог. Этот материал плавит лед при температуре окружающей среды до —25 градусов. А во время экстремально сильных морозов подойдет «Бионорд-экстра», который работает до —40. Противогололедный материал «Бионорд-мосты» можно применять на таких объектах городской инфраструктуры, как мосты, туннели и эстакады. В нем нет хлоридов, зато есть добавки, предотвращающие коррозию металла и бетона. А на участках дороги с крутыми подъемами и спусками можно использовать материал «Бионорд-подъемы». В его состав, как и в состав «Бионорд-тротуар», входит мраморный щебень, который обеспечивает мгновенное сцепление колес автомобиля с дорогой. Словом, каждая разработка имеет свои особенности, что позволяет наиболее эффективно избавляться от снега и льда в разных условиях.

Также УЗПМ предлагает потребителю «Бионорд-шампунь». Средство позволяет быстро и эффективно привести городские улицы в порядок после зимы. Жидкая смесь поверхностно-активных веществ (антисептических и бактерицидных) удаляет нефтяные, масляные пятна, а также используется перед началом применения ПГМ в осенне-зимний период.

Факты — вещь упрямая
— Сегодня в России большинство крупных городов уже перешли на современные технологии зимнего содержания объектов дорожного хозяйства либо поэтапно внедряют новые технологии и материалы, — говорит Евгений Немировский. — Согласно статистике ГИБДД, например, в Екатеринбурге и Челябинске, где уже несколько лет применяют многокомпонентные противогололедные материалы, число аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог снизилось почти вдвое. Когда в Москве стали применять на тротуарах ПГМ с мраморной крошкой, уличный травматизм сократился в 4,5 раза. Все больше глав муниципалитетов и субъектов РФ, готовясь к очередному зимнему сезону, ставят во главу угла безопасность жителей своих городов и все чаще переходят от устаревших методов содержания дорог к современным и более эффективным. Потому что в первую очередь чистые дороги зимой — это спасенные жизни людей.

Выступление представителей Уральского завода противогололедных материалов на Всемирном форуме снега в Новосибирске вызвало большой интерес. Многие участники форума, в первую очередь, конечно, мэры сибирских городов и работники дорожных служб, а также представители клининговых компаний, согласились с тем, что сегодня переход на современные методы уборки снега с городских улиц не роскошь, а насущная необходимость. Более того: некоторые компании, например «Новосибирск Автодор», уже стараются их использовать. На новосибирских дорогах, которые обслуживает это предприятие, в нынешнем году будут применены многокомпонентные противогололедные материалы. И вполне вероятно, что за первой ласточкой последуют и другие.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: