Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Услышать мир вокруг

2013-01-29
Вера Утюпина
Услышать мир вокруг
В автобус вбежала стайка подростков. Как все дети этого возраста, они что-то с азартом рассказывали друг другу. Только делали это молча, с помощью жестов. Через пару остановок ребята вышли. Нетрудно было догадаться, что дальнейший их путь лежал через переходной мост на улицу Саратовская, 24а, где расположена единственная в городе коррекционная школа-интернат для слабослышащих детей.

Коррекционная школа-интернат № 37 за время своего существования реабилитировала 900 детей с проблемами слуха

В автобус вбежала стайка подростков. Как все дети этого возраста, они что-то с азартом рассказывали друг другу. Только делали это молча, с помощью жестов. Через пару остановок ребята вышли. Нетрудно было догадаться, что дальнейший их путь лежал через переходной мост на улицу Саратовская, 24а, где расположена единственная в городе коррекционная школа-интернат для слабослышащих детей.

Поймать проблему вовремя
— Наша главная задача, — подчеркнула директор школы Ирина Зайцева, — подготовить ребятишек к обычной жизни. Чтобы они стали полноценными людьми, умели общаться, не чувствовали себя изгоями в обществе.

Отчего у малыша возникают проблемы со слухом? Как объясняют специалисты, органы слуха подвержены неблагоприятным воздействиям со стороны окружающей среды, страдают от перенесенных мамой во время беременности гриппа или краснухи, а также от определенного вида антибиотиков. Часто тугоухость передается по наследству.

В нашем городе слуховые патологии у детей стараются выявлять сразу после рождения. В роддоме проводят скрининг, и в случае отклонения от нормы новорожденному вживляют в ухо электрод, который стимулирует слуховой нерв. Малыш до трех лет наблюдается в сурдологическом центре, а затем в специализированном детском садике и в коррекционной школе — его слух улучшается, он начинает развиваться как обычный, здоровый ребенок. Чем раньше сделают операцию, тем успешнее проходит восстановление.

В ожидании перемен
Чтобы помочь таким ребятишкам учиться, в 1928 году в обычной школе по просьбе родителей был открыт специальный класс для слабослышащих. Количество нездоровых детей увеличилось после войны, и в 1951 году школа переехала в особняк на улице Саратовской. Сейчас в довольно обветшалом корпусе 42 педагога и 30 воспитателей обучают 187 человек. 60 из них — малыши, которые пять дней в неделю проводят в интернате, а на выходные возвращаются в семьи.

Скоро обитатели школы расстанутся со старым домом. Неподалеку, на берегу Оби, для них возведут новое здание, предназначенное специально для коррекционной работы. Мэр Владимир Городецкий, побывав в гостях у воспитанников, обещал им построить «самую лучшую школу в России» на 220 мест, оснащенную передовыми технологиями и двумя бассейнами.

Волшебство в стране тишины
— Абсолютно глухих людей не бывает, — объяснила дефектолог Тамара Максютова. — Слуховой нерв обычно поражается не полностью. Если с ним не работать, человек не будет слышать, а если интенсивно стимулировать, функции разовьются. Ребенок может различать структуру, темп речи, длину слова, ударение, и когда мы тренируем слуховосприятие, начинает осваивать все больше слов.

Школьника здесь учат считывать информацию с губ и одновременно внятной, разборчивой речи. Ребятишки подражают звукам природы и музыки, общаются со сверстниками из соседних школ. Для развития слуха применяют специальную звукоусиливающую аппаратуру, индивидуально подобранные слуховые аппараты. Дети играют и учатся тому, как вести себя в больнице, магазине, транспорте.

Постепенно происходят волшебные превращения — результат огромного труда учителя и его подопечного: ученик не только хорошо понимает собеседника, но и может с ним говорить, а значит, общаться без помощи сурдопереводчика.

Мир на пальцах рук
Я считала, что слабослышащие люди общаются с миром при помощи жестов. Оказалось, что жестовой речью они пользуются лишь в условиях межличностной или бытовой коммуникации, а также в тех случаях, когда из-за нарушений артикуляционного аппарата не могут овладеть устной речью. Потому всех учат еще и грамотно писать.

Мы заглянули на урок биологии к старшеклассникам. Ученики изучали сердце (в классах индивидуального обучения по шесть — восемь человек). Сенсорная доска, на стенах — обязательные таблички с правилами орфоэпии. Дети дружно встали, когда в кабинет вошли гости, старательно отвечали на вопросы. Говорили с небольшим искажением речи, но достаточно четко, подсказывали что-то друг другу — только пальцы мелькали — и даже пытались полемизировать.

В соседнем кабинете возле большого зеркала мальчик и девочка под руководством Татьяны Камышевой, учителя музыкально-ритмических занятий, протяжно «выдыхали» звуки, поднимая и разводя руки.

— С помощью движений корректируем звукопроизношение,— уточнила педагог.— Каждому звуку соответствует определенное движение, которое помогает говорить. Занятия начинаются с отработки дыхания, развития грудной клетки и постановки голоса. В комплексе происходит физическое, умственное и языковое развитие ребенка.

— Специалистов для школы готовят в НГПУ,— рассказала заместитель директора по воспитательной работе Елена Нагорнева. — Когда люди приходят к нам, они либо скоро исчезают, либо остаются навсегда. Свет в глазах — одна из главных особенностей педагогов. Здесь трудятся не просто предметники, каждый имеет вторую, а то и третью специальность — дефектолога, сурдопедагога, логопеда. Речь развивается на каждом уроке, на всех внеклассных занятиях.

До седьмого класса дети занимаются по оригинальным коррекционным программам и методикам, разработанным педагогами школы, получают общеобразовательную подготовку первой ступени и коррекционную подготовку. С седьмого класса осваивают общеобразовательные программы обычной школы. Сдают экзамены и получают аттестаты об основном общем образовании государственного образца. После выпуска у них есть возможность поступить в любое профессиональное учебное учреждение, а также в Институт социальной реабилитации при НГТУ, специально созданный для детей с ограниченными возможностями здоровья. Им предлагаются очень актуальные на сегодняшний день специальности: «программирование», «социальная работа», «адаптивная физкультура», «дизайн одежды».

Талантливы все
С первого класса здесь стараются выявить все детские наклонности и таланты, развивают их во множестве разнообразных кружков — в жизни пригодится. Недостатки слуха у ребятишек компенсируются одаренностью в изобразительном искусстве. Под руководством педагога Натальи Коростылевой дети рисуют картины, делают панно из теста и цветного скотча, выкладывают их бисером. Школьники участвуют во всех городских и областных выставках и творческих конкурсах, постоянно становятся их призерами и дипломантами.

Десять лет школа является экспериментальной площадкой по внедрению и использованию информационных технологий в коррекционном образовании. К одиннадцатому классу выпускники считаются «продвинутыми» пользователями.

В день нашего визита в школе царило приподнятое, даже праздничное настроение: сборная команда в количестве 14 воспитанников уехала на областные соревнования по плаванию.

— Ждем с победой, волнуемся, — улыбнулась Ирина Зайцева и, кивнув в сторону шкафа, плотно заставленного множеством кубков, рассказала, что занятия физкультурой и спортом — одно из важнейших условий реабилитации детей с нарушениями слуха. Недуг, как правило, сопровождается целым букетом сопутствующих заболеваний и даже снижением интеллекта. Укрепляя тело, ребятишки получают возможность восстанавливать утраченные функции.

Плавать дети учатся в соседнем бассейне «Бригантина», на коньки становятся буквально с первого класса. Самый любимый и главный вид спорта — хоккей. В прошедшем году пятеро сдали нормативы кандидатов в мастера спорта по волейболу, хоккею с шайбой, сноуборду, трое получили спортивные разряды по шахматам, а команда девушек заняла второе место в чемпионате России по волейболу. Для многих адаптивные виды спорта становятся будущей профессией. В команде России по хоккею с шайбой, в которой играют парни с ограничениями по слуху, очень много выпускников школы.

К концу дня довольные пловцы вернулись в школу с наградами: шестеро стали лидерами состязаний, двое заняли второе место, трое показали третий результат.

ФАКТ
В учебно-консультационном пункте при школе желающие получают среднее образование. Здесь же работает ресурсный центр, в котором педагоги, прошедшие обучение в Москве, Петербурге и Томске, помогают детям, перенесшим операцию по имплантации слухового нерва и обучающимся в обычных школах. Специалисты организуют семинары для учителей, которые обучают детей со слуховыми проблемами, а также родителей. Папы и мамы могут изучить язык жестов бесплатно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год