Новосибирск 1.1 °C

«Берлинская ситуация» в Новосибирске

13.02.2013 00:00:00
«Берлинская ситуация»  в Новосибирске
— Эта плохая, а эта очень хороша, — седой человек на экране сравнивает поляроидные фотографии, перебирает какие-то снимки, скрепленные резинкой, достает из конвертов новые, раскладывает их на столе… Показывая последние годы жизни Арно Фишера, организаторы выставки, в рамках которой демонстрируется документальный фильм, хотели рассказать новосибирцам, каким талантливым и неутомимым был знаменитый берлинский фотограф: даже снимая обычные садовые растения, он создавал концептуальные и композиционные шедевры.

Работы знаменитого фотомастера Арно Фишера погружают в атмосферу Берлина 1950 — 1960-х годов ХХ века

— Эта плохая, а эта очень хороша, — седой человек на экране сравнивает поляроидные фотографии, перебирает какие-то снимки, скрепленные резинкой, достает из конвертов новые, раскладывает их на столе… Показывая последние годы жизни Арно Фишера, организаторы выставки, в рамках которой демонстрируется документальный фильм, хотели рассказать новосибирцам, каким талантливым и неутомимым был знаменитый берлинский фотограф: даже снимая обычные садовые растения, он создавал концептуальные и композиционные шедевры.

Ученик и близкий друг
Оба этажа выставки переполнены посетителями. Это неудивительно — фотографии Арно Фишера давно известны миру, посмотреть его работы
пришла, наверное, вся творческая элита города.

— Мне кажется, Арно понравилось бы, как мы преподнесли его шедевры. Полагаю, он бы сказал с этаким типичным берлинским акцентом: «Ну, ладно», что означает высокую оценку, — Андреас Рост немного волнуется, произнося свою небольшую вступительную речь. Ученик и близкий друг мастера прилетел из Берлина специально к открытию выставки и чтобы курировать ее. Андреас провел мини-экскурсию по залам Городского центра изобразительного искусства, коротко рассказывая об истории создания практически каждой фотографии.

Берлинская ситуация
На первом этаже представлены ранние работы Фишера из серии «Ситуация: Берлин». Фотографии сделаны до возведения Берлинской стены, разделившей город на две части. В 1961 году эти снимки были запрещены. Однако благодаря им Арно стал известен широкой публике. В этом зале невольно погружаешься в атмосферу середины прошлого столетия: лаково блестящие старинные автомобили в черно-белом формате, задумчивые, грустные или веселые люди спешат куда-то или смотрят прямо в объектив, городские пейзажи, дома. Есть и снимок «Трещина в стене», который много лет был символом разделенного Берлина.

После неудачи с изданием альбома «Ситуация: Берлин» Фишер не оставил своего увлечения. Он занялся фотосъемками для издававшегося тогда в ГДР модного журнала Sibylle. Мастер, который, по словам Андреаса Роста, «был социалистом», и его жена Сибилле Бергеман потрясли мир модной фотографии своеобразной манерой делать снимки. Полностью игнорируя отработанный метод постановочной студийной съемки с декорациями, активно применяемый тогда глянцевыми изданиями Vogue и Elle, супруги вместо фона использовали обычные городские улицы и промышленные интерьеры. На фотографиях Арно одетые по последней моде модели удивительно гармонично смотрятся рядом с металлическими конструкциями, верхом на мотоцикле и просто затерявшись в толпе на улице, одновременно и сливаясь, и выделяясь на ее фоне.

Фишер делал и фотопортрет известной немецкой дивы Марлен Дитрих. Яркие, бросающиеся в глаза снимки очень понравились актрисе. Автор удивительно точно передал суть характера молодой красивой женщины. Впоследствии Дитрих в письме попросила художника передать ей негативы.

...После падения стены Арно Фишер много путешествовал, открывая для себя новые страны и государства, такие как Индия, Америка, Африка и СССР. Почти весь второй этаж выставки занимают работы этого периода. Фотограф проехал почти через весь Советский Союз — от Санкт-Петербурга до Мурманска, запечатлев на снимках жизнь простых советских граждан. Поразительно, как точно мастер передал неуловимую атмосферу Союза семидесятых годов. В его работах — и затуманенная даль мурманской трассы, и маленькие дети в куцых вязаных шапочках, и черно-белые городские улицы и многое другое.

Фотоживопись
В последнем, красном зале выставки — коллекция поляроидных снимков из серии «Сад». Фотограф делал их в маленьком бранденбургском городке Гранза, где провел последние годы своей жизни, всего на десять месяцев пережив свою жену. Изящные, туманные, сочные, ажурные, цветные, черно-белые, а иногда совсем непостижимые работы пестрыми квадратиками покрывают стены зала. Иногда кажется, что это и не фотографии вовсе, а нежные акварельные наброски.

Арно Фишер — значительная фигура в истории немецкой фотографии. Кроме того, в Германии его знают и как талантливого педагога, основателя собственной фотошколы, воспитавшего не одну смену современных немецких фотохудожников.

ФАКТ
На выставке в Городском центре изобразительного искусства, привезенной Гёте-Институтом в Новосибирск в рамках Года Германии в России, представлено около 140 произведений легендарного мастера, характеризующих разные этапы его творчества.

АНОНС
14 февраля в 19:00 в ТРЦ «Аура» начнется конкурс на самый долгий поцелуй, посвященный Дню святого Валентина. Мероприятие — развлекательное, а приз нешуточный — поездка в Париж.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: