Новосибирск 1 °C

Две горы. Восхождение

19.02.2013 00:00:00
Две горы. Восхождение
Известные далеко за пределами России художники-керамисты Геннадий и Людмила Шляга — новосибирские классики. В том смысле, что каждое появление их работ в коллективной экспозиции, а тем более каждая персональная выставка вызывают не только восхищение мастерством, но обязательно несут в себе творческое открытие. Для коллег, зрителей и поклонников название их персональной выставки «Две горы», открывшейся в пятницу в самом престижном зале Новосибирского художественного музея (в центре здания, сооруженного по проекту Крячкова, прямо под куполом и на некотором возвышении-подиуме), было понятно и без объяснений.

Новосибирские художники Геннадий и Людмила Шляга нашли формулу вечного творческого движения и не скрывают ее

Известные далеко за пределами России художники-керамисты Геннадий и Людмила Шляга — новосибирские классики. В том смысле, что каждое появление их работ в коллективной экспозиции, а тем более каждая персональная выставка вызывают не только восхищение мастерством, но обязательно несут в себе творческое открытие.

Для коллег, зрителей и поклонников название их персональной выставки «Две горы», открывшейся в пятницу в самом престижном зале Новосибирского художественного музея (в центре здания, сооруженного по проекту Крячкова, прямо под куполом и на некотором возвышении-подиуме), было понятно и без объяснений. «Две горы» — это прежде всего сами супруги Шляга — Геннадий и Людмила — две талантливые личности, существующие вот уже более 30 лет в счастливом творческом союзе.

Неразрешимый вопрос
Предполагаю, что вопрос: «Как им это удается — все время двигаться по восходящей?» — возникает у многих. И в очередной раз, любуясь произведениями Шляга, изумляясь их фантазии и мастерству, я задаю его куратору выставки Надежде Мельниковой. Тандем действительно уникальный, считает она. И, как уже говорилось на открытии выставки, на самом деле не поймешь, кто у них локомотив. Или иначе — кто ведущий, кто ведомый. В этом дуэте идет постоянная взаимная подпитка. Ведь когда художник один, у него кризисы чередуются со взлетами, а тут благодаря друг другу они словно изобрели формулу вечного двигателя, вечного движения вперед.

В экспозиции собраны работы разных лет начиная с конца 90-х — по ним непрекращающиеся поиски, восхождение к своему фирменному, шляговскому, стилю читаются хоть и пунктирно (поскольку все сотворенное художниками не вместит ни один зал), но внятно. Допустим, от романтичной и ностальгической скульптуры «Старый дворик» (1999) до экспрессивного жизнеутверждающего пласта «Прогулки по Сене» (2013). С чувством радостной встречи узнаю сакральные фигуры не то пришельцев, не то неведомых земных богов («Танец»), которые, помню, поразили меня на их персональной выставке 2009 года. Как и триптих «Круг», буквально звенящий всеми красками и обертонами счастья и трагичности бытия, где отразились впечатления авторов от августовского отдыха на Горном Алтае, а затем — солнечного затмения 2008 года.

Не уставая удивлять
На этот раз признанные мастера керамики поразили коллег еще и живописью.

— Приду в мастерскую, буду кисти ломать, — не то в шутку, не то всерьез говорит живописец Валерий Степаненко. — Я не умею так писать цветы!..
Натюрморты на самом деле хороши и необычны. Хотя бы тем, что самое яркое и ликующее полотно, где изображен праздничный, желто- красный по гамме букет, называется «Аллилуйя» (2012). В этом слове — одна из самых значимых и сокровенных ипостасей художников Шляга.

Подходим с Людмилой к новому, датированному 2012 годом триптиху «Страсти». Собственно, первый пласт и дал название выставке — «Две горы».

— Понятно? — спрашивает она.

Я всматриваюсь в голубой, небесный фрагмент эмали, в сложной композиционной мозаике угадываю купола, затем у «подножия» узнаю канонический евангельский сюжет «Положение во гроб», а в самом центре вроде современный город, а может, сразу несколько городов — светлых, безмятежных, казалось, намеренных существовать вечно…

Вопросительно смотрю на Людмилу. Она улыбается: «Если не лениться и подумать, все станет понятным…»

Вторая часть триптиха — «Страсти. Голгофа», третья — «Страсти. Искушение». Как всегда у Шляга, все прекрасно — и в детализации, и в обобщении, по цвету и форме. В буквальном смысле тут, действительно, ничего толковать не стоит. Была в истории человечества такая гора, вершина духовного подвига, как Голгофа, а все, что после и вокруг, — наш собственный выбор. Падение или восхождение. Мир же красочен и многолик…

Работать с глиной — тяжелый труд, в первую очередь физический. Геннадий и Людмила Шляга переворочали этого праматериала тонны. Но если талант от Бога и «если не лениться», то станешь настоящим творцом, которому подвластно создание новых миров, воплощение самых глубоких душевных состояний и тонких материй. У них это получается — аукаться с вечностью.

ЦИТАТА
Сергей ДУБРОВИН, директор Новосибирского государственного художественного музея:
— Произведения Геннадия и Людмилы Шляга отличаются тем, что они профессиональны, убедительны и навсегда…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: