Новосибирск -0.6 °C

Незабываемый дневник

20.02.2013 00:00:00
Незабываемый дневник
Вовремя «забытый» дома дневник теперь не спасет лентяя от двойки, как и от родительского наказания: с новой системой электронных журналов и дневников все оценки ученика и замечания педагогов доступны родителям в любое время суток через Интернет. Замена традиционных бумажных журналов и дневников в наших школах на цифровые варианты станет обязательной в 2014 году в рамках постановления Правительства РФ о переходе на электронный документооборот.

Со следующего учебного года новосибирские школы готовятся перейти на электронный документооборот

Вовремя «забытый» дома дневник теперь не спасет лентяя от двойки, как и от родительского наказания: с новой системой электронных журналов и дневников все оценки ученика и замечания педагогов доступны родителям в любое время суток через Интернет. Замена традиционных бумажных журналов и дневников в наших школах на цифровые варианты станет обязательной в 2014 году в рамках постановления Правительства РФ о переходе на электронный документооборот.

Трудности перехода
Как пояснил заместитель директора по инновационной деятельности Областного центра информационных технологий (ОблЦИТ) Александр Сизиков, новосибирские школы начали осваивать электронные дневники с 2011 года.

— Наш центр координирует подключение электронной системы. Хотя на данный момент она не является обязательной, региональным министерством образования перед нами была поставлена задача создать условия для участия всех школ в эксперименте, — рассказывает Александр Викторович.

По информации специалистов новосибирского ОблЦИТа, введение электронных дневников сопровождалось рядом сложностей, в первую очередь проблемой выбора — какую систему предпочесть. Руководствовались тремя основными критериями: она должна была быть экономичной, современной, в том числе по дизайну, и интересной не только управленцам и учителям, но и ученикам. В итоге 97 процентов новосибирских школ имеют доступ к базе «Дневник.ру».

— Оставшиеся три процента тоже используют электронные дневники, но других систем. Мы не стали рекомендовать им переход на «Дневник.ру», ведь сейчас главное — познакомиться с новой формой контроля за школьниками в целом, — отмечает Александр Сизиков.

Безусловно, не все школы используют электронные документы одинаково активно. На то есть объективные причины, как, например, низкая скорость доступа в Интернет, отсутствие материальных ресурсов — не в каждой школе достаточно компьютеров. Кроме того, не все руководители желают брать ответственность за пользование этой системой, так как нормативно-правовая база бытования электронных носителей отчетности еще не вступила в силу.

Однако и те, кто в лидерах, начинают понимать: зарегистрироваться и завести электронные журналы и дневники — это полдела. Важно, чтобы педагоги ежедневно тщательно заполняли и те, и другие.

Если с техническими сложностями министерство в рамках программ модернизации материально-технической базы учебных учреждений обещает справиться, то психологические проблемы начинающих пользователей решает ОблЦИТ. В штате есть специалисты, обученные работе именно в системе «Дневник.ру». Они в свою очередь передали знания тьютерам — консультантам, которые есть в методических образовательных центрах каждого района области. С возникающими вопросами родители, учителя и ученики могут обращаться к ним или напрямую в ОблЦИТ. Причем сотрудники центра отмечают, что практически нет обращений, в которых выражается беспокойство о сохранности персональных данных. «Дневник.ру» имеет высокую степень защиты, и навигация анонимных пользователей в данной системе невозможна. К тому же у каждого есть свой сектор доступа: так, родители могут видеть оценки только своего ребенка. Регистрацию контролируют в школе, поэтому в системе не должны появляться лишние пользователи.

Спасти дерево и пожалеть учителя
По словам специалистов ОблЦИТа, самый частый вопрос, который им задавали родители школьников мегаполиса: «Почему у нас еще не ввели электронные дневники?» А вот жители небольших населенных пунктов уверены, что им проще встретить учителя на улице, чем искать его рекомендации в Интернете, и не видят смысла в нововведении. Мнения учащихся также разделились. Среди противников одни сетуют на то, что учителя путаются и не успевают записать домашние задания, отчего их все равно приходится дублировать на бумаге, другие подмечают социальный аспект проблемы: не каждая семья имеет собственный компьютер. Часть педагогов беспокоит и лишняя нагрузка: при постоянной работе с компьютером падает зрение, повышается утомляемость. На конкурсе школьных эссе, недавно проведенным ОблЦИТом, звучали и лирические нотки: «В электронном дневнике нет того, что есть в бумажном. Души, что ли...» — размышляет юный автор.

И все-таки новое поколение выбирает новые технологии. «Это требование времени! Цифровой век!» — цитаты из эссе с того же конкурса. Ребята рады позаботиться и об окружающей среде. В пользу электронного дневника говорит то, что его введение благотворно скажется на экологии страны в целом: «Сколько деревьев сохранится, которые были бы вырублены, из них сделали бы бумагу, а из нее — бумажные дневники. Живите, деревья!» — пишет один из участников.

Да и родители постепенно осваивают новое средство контроля. Не секрет, что для многих доступ в Интернет организуют собственные дети, но более продвинутые пользователи ощутили прелести доступной информации.

— Мне электронные дневники очень нравятся, — делится Елена, мама пятиклассника и первоклассницы, — я из тех родителей, которые не пускают учебу детей на самотек, хотят быть в курсе всех событий. Следить за новостями в электронном дневнике куда удобней, чем звонить учителю каждый раз, узнавать, что задали, как себя вели. Главное, чтобы учителя заполняли его аккуратно в срок.

Таким образом, новосибирцы присматриваются и примериваются к электронным дневникам. Уже в следующем учебном году нужно будет отбросить все предубеждения и принять новое средство воспитания на вооружение. Хотя, что-то подсказывает, что «дорогой дневничок, небольшая книжица», как ласково называют его ученики в своих конкурсных эссе, еще долго будет атрибутом школьных ранцев. На всякий случай.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Маргарита КОВАЛЁВА, директор МАОУ Гимназия № 7 «Сибирская», г. Новосибирск:
— Наша гимназия зарегистрирована на «Дневник.ру» с 2011 года, а в этом учебном году мы стали единственным учебным учреждением, которому министерство образования области позволило полностью отказаться от бумажных документов. Сыграло роль то, что мы одна из самых активных школ проекта в России: сейчас, если зайти на главную страничку проекта, можно увидеть нас на четвертом месте по стране, и мы уже давно не опускаемся ниже восьмого. Дело в том, что у нас 100 процентов учителей и учеников ежедневно используют электронные дневники, а также 87 процентов родителей. У системы есть большое преимущество: помимо того, что родители всегда в курсе того, что ребенок проходит в школе, какие у него оценки, здесь можно организовывать площадки для общения. И это цивилизованное общение, а не сомнительные социальные сети, в которых часто «сидят» ученики. Вместо них предлагаются группы по интересам, с полезными ссылками, библиотекой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: