Новосибирск 9 °C

Школа с перспективой

28.02.2013 00:00:00
Школа  с перспективой
Настоящей отдушиной называют в Баратаевке школу. Причем отдушиной школа является в первую очередь для детей, особенно из неблагополучных семей. — Некоторые дети утром даже не завтракают дома, ждут, когда их накормят в школе, — рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе Ольга Багрянцева. — Хорошо, что у нас питание для таких ребятишек бесплатное. Конечно, в столовой продукты сами собой не появляются. Но себестоимость их очень низкая: дети сами выращивают картошку-морковку на земле, имеющейся в распоряжении школы.

Учителя баратаевской школы применяют на практике не только профессиональные знания, но и смекалку

Настоящей отдушиной называют в Баратаевке школу. Причем отдушиной школа является в первую очередь для детей, особенно из неблагополучных семей.

— Некоторые дети утром даже не завтракают дома, ждут, когда их накормят в школе, — рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе Ольга Багрянцева. — Хорошо, что у нас питание для таких ребятишек бесплатное.

Конечно, в столовой продукты сами собой не появляются. Но себестоимость их очень низкая: дети сами выращивают картошку-морковку на земле, имеющейся в распоряжении школы. Таким образом оказываются убиты сразу два зайца: и питание бесплатное (для тех же, чьи семьи не являются малообеспеченными, стоимость комплексного обеда едва ли превысит тридцать рублей), и налажен воспитательный процесс. Дело в том, что уроки на грядках заменяют уроки труда с традиционным разделением занятий: отдельно девочки, отдельно мальчики. Причина банальна: мужчину-трудовика найти сегодня непросто. Тот, что был, ушел на более высокую зарплату, а новые не рвутся в сферу образования.

Без шаблонов
Спортивный зал школы поражает своими крохотными размерами: помещение с обычный школьный кабинет, потолки низкие…

— Здание, где находится школа, строилось как общежитие, поэтому спортзал в нем не был предусмотрен, — объясняет Ольга Андреевна. — С 1972 года школа находится здесь. Куда мы только не писали, но другого помещения нам не обещают.

Выручает опять же пришкольная территория. Даже зимой, когда не очень холодно, уроки физкультуры проводятся на свежем воздухе. Благо есть беговая дорожка, стадион и хоккейная коробка. И тут приходит в действие поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. Уровню физической подготовки баратаевских школьников можно только порадоваться: количество спортивных наград разного уровня, которые они получают, поражает воображение. Еще более удивительно то, что у ребят большие успехи в баскетболе, игре для зала, которого в школе по сути и нет.

Но дело не только в укреплении здоровья на свежем воздухе. У Виктора Казарезова, учителя физической культуры, свои секреты.

— Я всегда подхожу к детям индивидуально. Не всем же дано стать великими чемпионами, поэтому требовать от каждого выполнения единых нормативов я считаю неправильным, — рассказывает Виктор Николаевич. — Если ребенок не может перепрыгнуть через козла, наверняка он проявит себя в чем-то другом, в прыжках в длину например.

И, видимо, не зря Казарезов верит в способности детей. Бальзам на душу — кубки за победы его учеников в спортивных соревнованиях. Да и звание «Лучший учитель России», присужденное педагогу в 2008 году, тоже кое о чем свидетельствует.

Полное доверие
Школа живет удивительно дружно: взаимная связь учеников и учителей здесь очень сильна. Причина, как говорит Ольга Багрянцева, в том, что после уроков они не расходятся в разные стороны, а вместе идут готовиться к очередному празднику, которые в Баратаевке любят.

— Мы весь учебный год в школе постоянно что-нибудь отмечаем — то День учителя, то Осенний бал, День именинника, День Земли. К 23 Февраля традиционно играем в зарницу. А уж на Новый год всегда у нас театрализованное представление, в котором принимают участие ребята из всех классов. Сами дружно все оформляем, ставим номера. Я, например, пою в учительском вокальном трио. В нашем репертуаре как современные песни, так и ретрошлягеры. Всегда собираем море аплодисментов.

Правда, актовый зал, как и спортивный, в здании не был предусмотрен. Поэтому в самой школе проходят далеко не все мероприятия. Но выручает местный Дом культуры: большие концерты ко Дню матери и к 8 Марта проводятся только там.

Когда ученики аплодируют своим наставникам на сцене, они раскрываются для детей с новой стороны — ребята видят во взрослых не только строгих учителей, но и просто односельчан, доступных и земных. После такого у школьников не возникает недоверия к учителю, уменьшается дистанция между ними, уже нет психологического барьера для того, чтобы задать дополнительный вопрос по учебной программе. Да и просто по бытовым вопросам.

Музей. Единственный и неповторимый
В 2007 году школе исполнилось 80 лет. Определили эту дату случайно: готовились к очередному дню рождения учебного заведения, да решили побольше узнать о становлении системы образования в деревне. Стали расспрашивать старожилов, вышли на бабушку, которая, как выяснилось, была ученицей баратаевской школы в 30-е годы. Эта бабушка и поведала, что школа основана в 1927 году и была в то время начальной. Ребята увлеклись этой историей, начали копать глубже, узнали, что деревня была образована переселенцами из других губерний. А потом и вовсе клич по деревне кинули: несите, мол, все, что на ваших чердаках без дела пылится, будем создавать музей.

И ведь создали! Селяне оказались рады поделиться кусочками истории, которые до того кроме как «хламом» никто не называл. Так в школьном кабинете оказались сифон, буфет, часы, крынки, самовары, старинные фотографии, керосиновая лампа, серп, чугунные утюги, ухват, лопата для печи и многое другое, что составляло быт русского крестьянина дореволюционных и советских годов. Впрочем, хозяев прялки и патефона пришлось убеждать поделиться кусочком истории. Но в итоге те согласились передать свои вещи на хранение в школу.

— Патефон, кстати, еще и рабочий, — добавляет хранительница музея и учитель истории в одном лице Александра Голубь. — Иногда мы ставим пластинки — слушаем, как звучит музыка.

Со временем часть кабинета истории отделили, создали здесь настоящий музей, сюда приходят на экскурсии, оставляют благодарственные записи в книге отзывов и предложений.

Прогресс наступает
Коллектив в школе молодой. Самый, пожалуй, возрастной преподаватель — физрук. Остальные учителя Виктору Казарезову в ученики годятся. Некоторые из нынешних педагогов школы действительно учились у Виктора Николаевича. Как, например, директор школы Наталья Рогачёва. Наталья Ивановна так рассказывает о своем заведении:

— При нашей школе есть интернат, где живут дети из окрестных деревень. Это единственный сельский интернат в Болотнинском районе. В том же здании проходят занятия первых и вторых классов, здесь также расположены столовая, детский сад. Он перешел на баланс школы в 2011 году. Садик без бассейна и прочих модных особенностей, но главное — он не пустует, к нам привозят детей даже из Болотного. В райцентре мест в детских садах не хватает, а мы рады каждому ребенку.

Школа сейчас активно обновляется. В двух кабинетах — физики и биологии — появились мультимедийные доски. Еще одна, появившаяся благодаря федеральной программе комплексного проекта модернизации образования, будет размещена в кабинете истории. Туда же передадут и оргтехнику — ноутбуки, принтер, которые были приобретены на средства из областного бюджета.

Такая вот школа. Центр притяжения. Школа с перспективой. Где государство поможет, а где и сами учителя выдумку проявят. Они здесь такие, смекалистые!

ЦИФРА
Более 380 миллионов рублей из федерального бюджета будет направлено в ближайшее время на укрепление материально- технической базы школ региона.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: