Новосибирск 5.6 °C

Вместе в труде и в минуты досуга

30.03.2013 00:00:00
Вместе в труде и в минуты досуга
На железной дороге славных династий много. И немало счастливых супружеских пар, которые связаны не только долгими личными отношениями, но и профессиональными интересами. Одна из них — семейная чета Владимира Григорьевича и Галины Степановны Савицких.

На железной дороге славных династий много. И немало счастливых супружеских пар, которые связаны не только долгими личными отношениями, но и профессиональными интересами. Одна из них — семейная чета Владимира Григорьевича и Галины Степановны Савицких.

Она из семьи железнодорожников. Дочь машиниста, окончившая Тайгинский железнодорожный техникум. Он стал первым железнодорожником в своем роду, но тоже выбрал главным делом своей жизни энергоснабжение стальных магистралей. Оба отдали родной Западно-Сибирской дороге более трех с половиной десятков лет. И сегодня рука об руку трудятся в совете ветеранов, заботясь о тех, кто, как и они, правдой и честью служил магистрали.

Истоки
Володя Савицкий родился в тридцать восьмом году в северной части Казахстана, той самой, что вплотную прилегает к нынешней границе России в Новосибирской области — в селе Красновка Павлодарской области.

Его отец, Григорий Никитович, кадровый военный, успел повоевать на финской войне и вернулся в родное село, где и встретил свою судьбу в лице простой сельской девушки по имени Надежда. До войны у четы Савицких родились двое детей: Володя и его младшая сестра Зинаида, которая увидела свет в сороковом году.

— Отца призвали сразу же, как только начались боевые действия, — рассказывает Владимир Григорьевич.

Последующие четыре года они ждали папу с войны. А он шел фронтовыми дорогами через всю европейскую часть страны, Прибалтику и встретил победу в Кёнигсберге.

Маме приходилось трудно, но растить деток помогали бабушка с дедушкой. Дед, Сергей Викентьевич, бригадир колхоза, брал маленького Володю с собой на полевой стан, где тот постепенно приучался к разнообразному крестьянскому труду. «На селе мужчина должен все уметь делать в своем хозяйстве», — с улыбкой знающего человека рассказывает Владимир Григорьевич.

Бабушка пекла в русской печи пышный и вкусный хлеб для колхоза. «Для себя мы пекли один раз в неделю. Его хватало на семь дней. Такой был удивительный — не черствел. А вкус хлеба из детства помнится всю жизнь как одно из самых добрых воспоминаний», — искренне говорит Владимир Григорьевич.

Когда Григорий Никитович в сорок шестом вернулся с фронта, его дочурка уже подросла, а старший сын не только возмужал, но и готовился пойти в школу. После войны в семье родились еще двое детей: Светлана и Сергей. Старший Савицкий вскоре стал председателем колхоза и, пока хватало здоровья, трудился на этом посту.

Позже семья перебралась в Купино, где подросший Володя подпал под обаяние железной дороги. «Железная дорога была рядом. Я приходил к нашим знакомым на телефонно-телеграфную станцию. Мне нравилось смотреть, как работает аппаратура, как ее налаживают, задавать вопросы», — вспоминает наш герой.

Он был обычным подростком, успешно учившимся в школе и увлекавшимся техникой и приключенческой литературой. Признается, что перечитал в Купинской районной библиотеке все книги Дюма и Жюля Верна. Но свое будущее все же связывал не с таинственными путешествиями, а с техникой. Потому по окончании десятилетки особо не метался в выборе профессии: отправился в Омск — поступать в электротехнический техникум железнодорожного транспорта.

Начало
Выбранная специальность — «энергоснабжение железных дорог». С теоретической подготовкой все шло гладко. Окунувшись в специальную терминологию, чертежи и схемы, паренек не только не разочаровался в своем выборе, но и, наоборот, укрепился в нем. А практика, которую будущие энергетики-железнодорожники проходили на тяговых подстанциях, дала уверенность в своих силах.

— Помню, первые полтора года мы отучились, и я поехал на станцию Москаленки тогда еще Омской железной дороги, где имелась опорная тяговая подстанция. Серьезной работы нам пока не доверяли. Мы просто знакомились с оборудованием, так сказать, проверяли теорию практикой. Там я сдал на третью группу и поработал какое-то время на контактной сети, — рассказывает наш герой.

Преддипломная практика Владимира Савицкого в следующем, 1968 году проходила на станции Чаны. Дипломная работа называлась «Тяговая подстанция электрифицированных железных дорог». Руководитель проекта у нашего героя был серьезный — Евгений Николаевич Бобров, главный инженер службы электрификации Омской железной дороги.

— Человек он очень грамотный, опытный, много новшеств внедривший… — говорит Владимир Григорьевич. — В Чанах я его очередное новшество внедрял. Это было связано с модернизацией ртутных выпрямителей.

В ту пору он уже не был новичком. Работал электромонтером третьего разряда и получал зарплату, а не стипендию, как во время первой практики. Словом, с поставленной задачей справлялся. Неудивительно, что защитился Савицкий на отлично, получив красный диплом.

По распределению наш герой отправился на станцию Усяты Томской железной дороги. Это город Прокопьевск. Здесь молодой специалист месяца три поработал электромонтером ремонтно-ревизионного цеха, а затем сдал экзамены и стал мастером по релейной защите.

— Я всегда считал свою работу интересной, важной и любил ее, — искренне говорит Савицкий.

Вскоре нашего героя призвали в армию, и три последующих года, с 58-го по 61-й, Владимир Савицкий занимался обслуживанием военных самолетов, работая по специальности.

Снова дома
— В 1961 году вернулся из рядов Советской армии на родную дорогу. Мне шел двадцать третий год. Иван Алексеевич Гончаров был в то время заместителем начальника энергоучастка по тяговым подстанциям, он и определил меня на новое место — мастером тяговой подстанции на станцию Иня-Восточная. С тех пор мы с ним долгие годы были связаны по работе, а сейчас — по ветеранским заботам. Он и требовательный, и строгий, порой даже очень — настоящий командир, и в то же время человечный, понимающий, и пошутить может… — рассказывает Владимир Григорьевич.

Позже Савицкий работал инженером отдела электрификации Новосибирского отделения дороги. Контролировал работу тяговых подстанций отделения дороги на участке от Чулымской до Болотной и Инской узел. «Всего их было порядка тридцати восьми… Так что частенько доводилось ездить в командировки — не скучал», — с улыбкой вспоминает он.

В период очередного реформирования должность сократили, и наш герой перешел работать в Новосибирский участок энергоснабжения инженером ремонтно-ревизионного цеха по тяговым подстанциям. Там Савицкий трудился до 1965 года.

— В 1965 году Владимир Васильевич Лукьянчиков, начальник энергоучастка, назначил меня начальником тяговой подстанции станции Новосибирск-Главный. Это тоже был очень грамотный руководитель, эрудированный, опытный. Он в свое время окончил техникум, потом заочно — институт и проработал начальником энергоучастка 31 год, — с большим уважением отзывается о коллеге Владимир Григорьевич.

Между прочим, сам он в своей новой когда-то должности отработает ни много ни мало… тридцать шесть лет: с 1965-го и до самого выхода на пенсию в 2001 году.

— В 90-х годах создали районы. Тогда я был начальником четвертого района тяговых подстанций. То есть в моем подчинении были несколько подстанций: Новосибирск-Главный, Обь и Сады (остановочная платформа в сторону Толмачёво), мы там сами строили новую тяговую подстанцию… — вспоминает ветеран.

Он одно время тоже пытался совмещать работу с заочным обучением в железнодорожном вузе, но долго не выдержал: и работы — прорва, и семейных забот хватало.

По отцовским стопам
Кстати о семье. Супруга нашего героя, как уже упоминалось, не только из династии железнодорожников, но и коллега Владимира Григорьевича по профессии. Галина Степановна после школы закончила Тайгинский техникум железнодорожного транспорта по специальности «обслуживание тяговых подстанций».

Еще в годы учебы девушка приехала на Новосибирское отделение дороги на практику. И так хорошо зарекомендовала себя, что ей предложили распределение в Новосибирск. «Мы и работали, и отдыхали вместе. Но пару создали не сразу», — рассказывает Владимир Григорьевич. «Присматривались?» — спрашиваю. «Конечно присматривался!» — смеется он.

Галина Степановна сначала работала в ремонтно-ревизионном цехе, а затем перешла в службу в диспетчерский отдел. Более десяти лет трудилась там, а потом вернулась на родное отделение дороги, где и работала до выхода на пенсию. Ее трудовой стаж — тридцать шесть лет.

Савицкий признается, что общие профессиональные интересы супругов никогда не мешали их семейной жизни. Наоборот, они советовались друг с другом, обсуждали трудные ситуации и всегда были и остаются поддержкой друг другу. И семья у них получилась крепкая, надежная, со своими традициями. Вырастили троих детей, внуков помогли воспитать. А сегодня уже и правнук имеется.

Много лет Савицкие в отпуск ездили отдыхать на горько-соленое озеро на Алтай. Лечились рапой, грязью лечебной, напитывались красотой алтайской природы…

— Места там замечательные! — вспоминает Владимир Григорьевич. — Красивое продолговатое озеро с одной стороны окружено хвойным лесом, а с другой у него пологий берег. В одной его части больше рапы, а с другой — грязь, белая и голубая глины. Все природное, настоящее… А главное — в этом соленом озере мы всех внуков плавать научили!

Все дети Владимира Григорьевича и Галины Степановны, кто раньше, кто позже, пришли работать на железную дорогу. Старший Игорь, полковник запаса, выйдя в отставку, более десяти лет работал на строительно-монтажном поезде прорабом. Его дочери сейчас заканчивают вузы. Кстати, он уже тоже дедушка.

Дочь Маргарита сначала окончила пединститут, а потом и СГУПС по специальности «управление персоналом». Сегодня работает на железной дороге — на предприятии «Трансконтейнер». У нее двое сыновей: восьмиклассник Дима и Алексей, который учится в техникуме электроники и вычислительной техники.

Еще один сын Савицких, Олег, закончивший факультет ПГС университета путей сообщения, сейчас возглавляет профсоюзную организацию в дирекции восстановительных средств. Словом, настоящая крепкая династия железнодорожников.

С выдумкой и азартом
Владимир Григорьевич Савицкий — многократный отличник соцсоревнования, имеющий множество благодарственных записей в трудовой книжке. И порядка шестидесяти процентов этих поощрений от руководства были связаны не только непосредственно с трудовыми успехами, но с внедрением технических новшеств и разработкой новых идей.

— Рационализаторством мы постоянно занимались. Чтобы надежно работало все, чтобы повреждений, аварий не было. Бронислав Николаевич Свищев, кандидат технических наук, был главным инженером нашего энергоучастка (Новосибирской дистанции энергоснабжения). Вот под его непосредственным руководством мы и развивали техническую мысль, — рассказывает Владимир Григорьевич. — Он большой любитель техники, много лет проработавший в дорожной электротехнической лаборатории, человек неординарный, имевший много рацпредложений. Один из наших совместных проектов — «Потенциальная защита контактной сети». Она была внедрена на тяговой подстанции Новосибирск-Главный, которой я руководил, и, к слову, до сих пор работает.

— В чем суть этого новшества?

— У нас до этого защита контактной сети была только по току, — отвечает ветеран, — а мы сделали по напряжению. Этот опыт потом распространили по сети дорог.

Усталость и нервное напряжение от работы Савицкий и его коллеги снимали на спортивной площадке. Кто-то увлекался волейболом, теннисом, футболом, а они — городками. Не знаю, как сейчас, а тогда на Западно-Сибирской железной дороге городошный спорт был весьма популярен.

По воспоминаниям Владимира Григорьевича, крепкие команды были не только на Новосибирске-Главном, но и в Болотной, Чулымской… Между ними вечно шло противостояние. Настоящие профессионалы вырастали из среды железнодорожников. К примеру, Владимир Никифорович Безденежных даже кандидатом в мастера спорта стал.

«А Горелкин Александр, живущий в Болотной, и сейчас это дело не бросает. Тренируется, специально ездит в Сочи на игры...» — рассказывает Владимир Григорьевич, который тоже не забыл, как для себя подходящую по весу биту подобрать, да какие хитрости использовать, чтобы с меньшим числом бросков все пятнадцать фигур выбить.

С каким удовольствием и азартом играли! Если летом и ранней осенью спортивные баталии проходили на теннисной площадке недалеко от главного вокзала, то по зиме они делали площадку на первом этаже той самой тяговой подстанции Новосибирск-Главный, которой руководил наш герой.

С коллегами и по спорту, и по работе Владимир Григорьевич сохранил самые теплые отношения. С уважением и благодарностью вспоминает сегодня всех, кто трудился рядом. Анатолия Васильевича Белова, старшего электромеханика на подстанции в городе Обь, а ныне — ветерана ЗСЖД. Тоже ныне пенсионеров Нину Андреевну Ильину и Валентину Петровну Ванюкову, которые трудились на подстанции Новосибирск-Главный. «У Нины Андреевны нынче будет юбилей — восемьдесят лет, — добавляет Савицкий, — обязательно душевно поздравим!»

— С Владимиром Васильевичем Лукьянчиковым, Иваном Алексеевичем Гончаровым и Анатолием Ивановичем Московских мы, можно сказать, жизненный путь рядом прошли. И сейчас все время вместе — дружим и ветеранские заботы разделяем… — отмечает Владимир Григорьевич.

В руководимом им совете ветеранов команда подобралась на редкость дружная и сплоченная. Все — железнодорожники до мозга костей, по тридцать — сорок лет жизни отдавшие родной магистрали.

— Когда я пришел в совет ветеранов, сменив на посту председателя Олега Дмитриевича Макарова, у нас было пятнадцать ветеранов войны. А сейчас их осталось только четверо. Уходит героическое поколение. Что мы можем им дать? Уважение, заботу и помощь посильную. Один из наших ветеранов — участник Сталинградской битвы, ему уже 90 лет. Остальным тоже по 85 — 86, — рассказывает Савицкий. При настоятельном участии совета ветеранов районные власти Чулымского района год назад выделили благоустроенное жилье ветерану Михаилу Арсентьевичу Бычеву. В прошлом году квартиру получил другой ветеран, проживающий в Коченёвском районе.

Всего в поле зрения совета ветеранов во главе с Савицким двести двадцать человек, многие из которых проживают не в Новосибирске, а на линии от Чулымской до Болотной.

— Мы делаем объезды вместе с руководством, навещаем, смотрим условия жизни. Помогаем, кому требуется помощь, в ремонте дома, в каких-то сложных жизненных ситуациях, — рассказывает Владимир Григорьевич. — В прошлом году сорок наших ветеранов отдохнули и поправили здоровье в санаториях. В этом нам очень помогает профсоюзная организация во главе с Людмилой Евгеньевной Ганиной. И начальник дистанции Михаил Феликсович Зенков изыскивает любую возможность помочь ветеранам.

«Не устали от забот?» — спрашиваю. Он отрицательно качает головой: «Среди людей веселее. Придешь, поговоришь с ними, годы работы вспомнишь — и словно помолодеешь!»

— Для меня работа всегда была любимой и осталась такой. Не представляю себя в другой профессии и в другом коллективе, — говорит Савицкий.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: