Новосибирск -4.7 °C

Сам себе ЖКХ

09.04.2013 00:00:00

Если управляющая компания работает плохо, то количество неплательщиков достигнет максимума и она просто уйдет с рынка

К реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо привлекать подготовленную к этой работе молодежь, считает Вера Пронькина, начальник управления по делам молодежи Новосибирской области. За три года молодежное ведомство обучило навыкам управления многоквартирными домами 300 человек. В этом году «кадровая школа ЖКХ» продолжит свою работу. Ждут ли молодых специалистов и где они востребованы? Пока по профилю трудоустроились только тридцать.

«Свято место» пусто не бывает
Мы вспоминаем систему ЖЭКов с меланхолической грустью: тогда отсутствовали технологии, но были КАДРЫ.

Теперь есть технологии, однако качество услуг управляющих нашими домами компаний не перестает вызывать нарекания. Грязные подъезды в любое время года объясняются управляющими компаниями нехваткой персонала, но оплата уборки лестничных пролетов и площадок в составе начислений за квартплату взимается регулярно. Клубок проблем, плюс еще одна, возможно, ключевая проблема отсутствия профессиональных работников в отрасли.

Собственник, разделяй и проверяй
Городской электронный справочник показывает около 300 компаний, предлагающих услуги по управлению нашим жильем. Вроде есть из кого выбрать. Открываю отзывы о деятельности случайно выбранной УК:

«Отвратительная работа. Как всегда, отключили воду — испытывают каждый август что-то. Неделю без воды — это, как водится, нормально. Звоню, чтобы выяснить, что происходит. Ответ заставил меня усомниться, что я человек мирный. Захотелось приобрести биту и посетить их забег... офис, в смысле, лично. Воду мне, как оказалось, никто не обещал дать в срок, а почему ее нет, им неизвестно, да и неинтересно. Предстоит две недели греть воду и обливаться из тазика, а потом платить за электроэнергию по бешеным тарифам. Грустно...»

Выбираю УК в конце списка:

«Ликвидируйте вы эти очереди! Не хватает людей — наберите! Продлите время работы касс или смены сделайте!»

Может, повезет с новостройками? Отзывы об управляющей компании по обслуживанию нового жилмассива насчитывают три страницы впечатлений жильцов. И все примерно такие:

«Это самая ужасная УК из всех, которые мне встречались: хамство на каждом шагу. Так мало этого, граждане, будем внимательны: когда придете платить в кассу, вы можете заплатить одну сумму, а по чеку вам пробьют меньше…»

«Это просто УЖАС! Слов больше нет... Чтобы вымыли пол на этаже, надо две недели звонить диспетчеру и оставлять заявки, а чтобы сделали это чистой тряпкой и чистой водой, так это будет не по-русски… О том, чтобы помыли стены и окна, вообще мечтать не приходится».

Созданы для сбора денег
Видимо, заказчиков качество услуг, скажем мягко, не устраивает. Но почему жильцы не пользуются инструментами контроля за деятельностью управляющих компаний? Это и общество защиты прав, и муниципальная жилищная инспекция, и, наконец, суд. Или не желают сами научиться управлять ЖКХ? Для начала — в масштабах собственного дома.

— Люди не верят, что кто-то будет заниматься их жалобами, — отмечает Евгений Митрофанов, директор Фонда защиты прав потребителей, член региональной общественной палаты. — В суд не обращаются из-за того, что спорные суммы не так велики, как время и затраты на судебное разбирательство. Существующие УК, на мой взгляд, созданы просто для сбора денег. Люди привыкли платить, а потом жаловаться на то, что компания ничего не делает.

Митрофанов предлагает следующий механизм — услуга не устраивает, не платите: «Если управляющая компания работает плохо, то количество неплательщиков достигнет максимума и она просто уйдет с рынка или будет вынуждена сама доказывать в суде, что она оказывала эту услугу вовремя и на высоком уровне».

Второй шаг — создавать товарищества собственников жилья. В ТСЖ вы оплачиваете только собственные расходы, в эти суммы не закладываются управленческие затраты управляющей компании, которые вы не можете даже увидеть.

— Когда мы начали разбираться, нам сказали: зарплаты сотрудников — наша коммерческая тайна, — продолжает Евгений Митрофанов. — По открытым расходам проверка показала, что на мытье полов в шести лифтах один раз в месяц наша управляющая компания заложила девять тысяч рублей. В ТСЖ воровство пресекать легко — вы можете затребовать любые документы и изучать их хоть целыми днями.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий ПАВЛОВ, руководитель УК «ЖКХ-Стандарт»:
— Что мешает управляющим компаниям? Да ничего не мешает, если люди хотят работать, тогда и кадры найдутся, и все получится. Есть проблема в неэффективной организации процесса управления. Есть факты воровства в управляющих компаниях, порой неприкрытого. При этом население ведет себя инертно и не отстаивает свои права — это еще одна проблема. В частности, если не оказана услуга или она оказана с ненадлежащим качеством, не вовремя, нужно писать заявление на перерасчет неоказанной услуги на такую-то сумму, в такой-то период. Писать заявление следует коллективно — от жильцов подъезда или всего дома, и управляющая компания пусть или доказывает, что это не так, или возвращает деньги.

ФАКТ
Ни разу не проходили программу повышения квалификации 80 процентов руководящего персонала, занятого в системе ЖКХ по России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: