Новосибирск 4.7 °C

Господдержка как стимул к развитию

07.05.2013 00:00:00
Господдержка  как стимул к развитию
Когда в нашем поселке откроют новый детский сад? Как скоро отремонтируют больницу, построят спортплощадку, бассейн? Такие вопросы жители области задают депутатам регулярно, и ответ на них во многом зависит от объемов субсидирования — денежных средств, которые идут на развитие городов и сел.

Субсидирование муниципалитетов зависит от того, насколько активно они участвуют в долгосрочных целевых программах

Когда в нашем поселке откроют новый детский сад? Как скоро отремонтируют больницу, построят спортплощадку, бассейн? Такие вопросы жители области задают депутатам регулярно, и ответ на них во многом зависит от объемов субсидирования — денежных средств, которые идут на развитие городов и сел. В 2013 году правила, по которым оказывается бюджетная поддержка, изменились. Новый механизм распределения субсидий из областного бюджета задуман как стимул развития — он должен побуждать районы активно участвовать в долгосрочных целевых программах. Однако возникает вопрос: смогут ли муниципалитеты, удаленные от регионального центра, получить поддержку в том объеме, который им требуется? Всем ли районам одинаково выгодна предложенная система?

Принципы новой методики рассмотрели в Мошковском районе на выездном заседании совета по взаимодействию Законодательного собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов региона.

Мотивация для подвижных
В чем заключается новизна методики распределения областных денег на нужды муниципальных образований? Прежде всего в том, что она учитывает не только экономические показатели. Методика принимает во внимание буквально все, чем живет район: уровень развития инфраструктуры, качество жизни населения, эффективность работы органов власти на местах. Специалисты проводят исследования, организуют опросы и выясняют, насколько местное население удовлетворено услугами здравоохранения, образования, культуры и спорта. Берут в расчет уровень рождаемости, среднемесячной заработной платы и многие другие параметры.

Кроме того, учитывается, в каких именно региональных долгосрочных целевых программах участвует муниципальное образование, претендующее на бюджетные деньги. Объем субсидии, которую получит муниципалитет, зависит от количества набранных баллов в сравнении с уровнем прошлого года.

— По нашим прогнозам, на областные субсидии может рассчитывать большинство муниципалитетов, — заверил Виталий Шовтак, заместитель министра экономического развития Новосибирской области. — Раньше средства выделялись только тем, кто получал показатели выше среднеобластных. И размер субсидий очень часто зависел не от собственных достижений муниципального образования, а от того, как работали соседи.

Виталий Шовтак подчеркнул, что объем общего фонда, предназначенного для субсидирования, с годами растет: в 2010 году из региональной казны на развитие муниципальных образований выделено 164 миллиона рублей, а в 2013 году — уже 644 миллиона рублей.

Новая методика распределения областных денег вызвала ряд вопросов со стороны председателей районных советов. Участники дискуссии отметили, что выполнить некоторые показатели невозможно по причинам вполне объективным, в силу географического и социально-экономического положения районов. И выразили сомнения, стоит ли субсидировать муниципалитеты в зависимости от их участия в целевых программах.

Безусловно, попасть в ту или иную программу стремится каждый район — где-то не решены вопросы газификации, дорожного строительства, где-то возникают перебои с водоснабжением и так далее. Однако не все муниципалитеты, особенно низового уровня, имеют в своем бюджете средства, позволяющие влиться в долгосрочные целевые программы, подготовить проектно-сметную документацию. Следовательно, прирасти на желаемое количество процентов для некоторых поселков и маленьких городов довольно проблематично.

— Для нашего района новая методика выгодна, — считает глава Мошковского района Сергей Евстифеев. — Показатели прироста собственных доходов бюджета у нас составляют почти 40 процентов. В прошлом году нам удалось привлечь более миллиарда рублей инвестиций в основной капитал. Темп роста средней заработной платы в районе — 17 процентов, рождаемость превышает смертность. Однако получить дополнительные финансовые средства просто так, конечно, не получится. Нужно работать, входить в программы, не сидеть на месте, а двигаться вперед. Что же касается удаленных районов, где условия менее привлекательны, где меньше возможностей для привлечения инвесторов, им работать сложней.

— По методике, которая действовала в прошлом году, поддержку на развитие потенциала не получили 13 районов области, в том числе и мы, — делится проблемами глава Кыштовского района Николай Кузнецов. — У меня такое мнение: каждому муниципалитету нужно выделять субсидии на каждый процент прироста. Иначе получится так, что преуспевающим районам дают еще больше, а тем районам, которые не превосходят среднеобластной уровень, не дают ничего вообще. Нужно подумать и о том, как помочь муниципалитетам войти в долгосрочные целевые программы. Так, наш район участвует в программе «Чистая вода». В этом году в нее включен райцентр, а также село Орловка. Конечно, хотелось бы, чтобы чистой водой были обеспечены и другие населенные пункты — например, село Малокрасноярка, где водопровод очень старый. Однако в нормативном бюджете муниципалитета нет средств, чтобы заказать проект и обеспечить софинансирование. Приведу еще один пример: если в этом году мы не подготовим проект реконструкции Дома культуры в райцентре, то не попадем в целевую программу на следующий год. Стоимость проекта — 2,5 миллиона рублей. Спонсоров мы пока не нашли.

Методика будет совершенствоваться
Замечаний и предложений, касающихся поддержки удаленных районов, прозвучало много, и Виталий Шовтак пообещал, что они будут рассмотрены. Правда, заместитель министра напомнил, что муниципальные власти несут ответственность за экономическое развитие районов, поэтому формулировать соответствующие задачи перед органами местного самоуправления очень важно.

— Мы ставим вопрос о том, чтобы в областном бюджете отдельной строкой были предусмотрены средства на участие муниципальных образований в целевых программах, — заявил Иван Мороз, председатель Законодательного собрания Новосибирской области. — Эти средства будут передаваться муниципалитетам, чтобы они могли решать свои проблемы и софинансировать целевые программы. Каждый район имеет свои особенности, каждый по-своему привлекает инвестиции, у всех разные экономические показатели. Думаю, предложения, высказанные на заседании, нужно рассмотреть и учесть. Это приведет к совершенствованию методики распределения бюджетных субсидий на развитие муниципальных образований Новосибирской области.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр НАРУШЕВИЧ, председатель Совета депутатов Мошковского района:
— Есть проблемы, которые невозможно решить на районном уровне без взаимодействия с депутатским корпусом Законодательного собрания области. Поэтому все, что актуально для нашего населения, мы должны правильно сформулировать, донести до региональных властей и учесть при формировании бюджетных процессов. Результат проделанной работы, оперативного взаимодействия с Законодательным собранием области — это и 365 новых мест в детских садах Мошковского района, и бассейн, который сегодня ремонтируется, и газификация поселка Мошково.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: