Новосибирск 12.3 °C

Кому на Руси денег дают

30.05.2013 00:00:00
Кому на Руси денег дают
Ответ на этот вопрос интересует не только тех, кто не рассчитал зарплату до конца месяца, но и тех, у кого руки зудят что-то полезное сделать, а денег на это не хватает. Здесь и начинаются поиски инвесторов для воплощения исследовательского или творческого проекта либо сумасшедшей предпринимательской идеи в жизнь.

Хотите найти инвестора для проекта? Пути поиска могут быть успешными… и неожиданными

Ответ на этот вопрос интересует не только тех, кто не рассчитал зарплату до конца месяца, но и тех, у кого руки зудят что-то полезное сделать, а денег на это не хватает. Здесь и начинаются поиски инвесторов для воплощения исследовательского или творческого проекта либо сумасшедшей предпринимательской идеи в жизнь.

Банк крайне неохотно кредитует рискованные проекты и не вкладывает деньги в творческие идеи — какая от них прибыль? Исследования и творчество пока не бизнес, прибыль здесь не гарантирована или вовсе не планируется. Где же найти средства?

Танки, подводные лодки и бронепоезда
Хорошо забытое старое теперь называется иностранным словом «краудфандинг». Попросту говоря, это то, что исстари называется «складчина» — народный сбор средств на какую-то цель, достижение которой приоритетно для всех участников. Важно, что цель эта вызывает душевный порыв, желание поспособствовать ее воплощению хотя бы деньгами. А нет — так любым посильным вкладом.

Так, во время Великой Отечественной новосибирцы собирали деньги и строили целые эскадрильи самолетов, танки, бронепоезда… Подводная лодка «Новосибирский комсомолец» была отправлена на фронт, туда же ушел и эшелон угля для Сталинграда, купленный на собственные сбережения машиниста Николая Лунина и доставленный им лично… Множество более «мелких» проектов было по силам практически каждому: отдать лыжи и снаряжение, связать носки и варежки для фронтовиков, собрать подарки для партизан…

Массовость тогдашнего краудфандинга сложно недооценить — только за первые полгода войны жители Новосибирска собрали более 15 миллионов рублей.

Места надо знать
Народные душевные порывы и благородные цели, их вызывающие, есть и сейчас. Немного изменились технологии. Любой желающий может разместить призыв к соотечественникам по поводу сбора средств на свой проект и ждать отклика на специальной площадке в Сети. Посредники — владельцы сетевых площадок — небескорыстны, но скромны: их услуги стоят примерно пять процентов от собранной суммы.

Сборка опытного образца изобретения, запуск производственной линии, издание книги или съемка фильма, ремонт моста через деревенскую речку — все эти и многие другие проекты могут быть профинансированы... народом. Если идея окажется по сердцу или покажется выгодной, то собранная сумма может быть во много раз больше запрошенной автором проекта. Так, однажды на серийное производство относительно недорогого трехмерного принтера вместо ста тысяч было собрано почти три миллиона долларов.

Как мы скинулись на «Мурку»
В Новосибирске таким методом поиска инвестиций решила воспользоваться местная музыкальная группа. Выпускниц Новосибирской консерватории, играющих глэм-рок на скрипках и виолончели, утомили выкрики из зала типа «Мурку» давай!». В качестве «ответа Чемберлену» девушки сделали свою аранжировку этой своеобразной «классической» песни и на этом не остановились: они решили снять клип. Запрошенную сумму собрали на российской интернет-площадке, где их «поддержали рублем». Взамен пропорционально размеру взноса девушки пообещали разместить благодарность на сайте группы или в титрах клипа, выслать жертвователям диски группы или отыграть «живой» часовой концерт.

По словам Наты Григорьевой, создательницы и участницы группы Silenzium, владельцы сетевой площадки сами предложили девушкам попробовать собрать деньги на проект таким образом. Путь был новым, но успешным: съемки клипа уже начались, а народные инвесторы увидят его первыми в мае.

Пока в Новосибирске и области этим способом поиска народной поддержки почему-то пользуются только музыканты и литераторы, хотя владельцы сайта предлагают свои услуги и инноваторам, и фермерам, и дизайнерам — то есть предпринимателям самого разного рода…

Чужие ошибки
Основная странность заключается в том, что россияне не спешат пользоваться такой возможностью собрать деньги, в то время как в Америке желающие стоят в «виртуальной очереди».

Далеко не все проекты набирают нужную сумму. Типичная ошибка начинающих — преследование своей выгоды без учета интересов другой стороны: человек хочет решить личные задачи, которые не интересны народу и не находят отклика, а следовательно, и денег. В случае если заявленная автором сумма не набрана, все деньги возвращают жертвователям. Принцип «все или ничего» — гарантия того, что деньги, собранные на проект, позволят ему воплотиться.

К примеру, судя по итогам запросов, разработчик сетевых игр не смог найти финансовой поддержки, а прожектер, возрождающий производство советских кед и обменивающий пожертвования на кеды и футболки, собрал уже почти 300 тысяч рублей. Поддерживают деньгами и желание создать проект помощи людям, впавшим в зависимость от азартных игр, и издание 500-страничной книги «Как перестать быть жертвой кредитов», и съемки фильма «Как путешествовать без турагентств»… На данный момент согласно статистике завершенных проектов наиболее успешны в России авторы идей, на воплощение которых требуется собрать на площадке в Сети не более 100 тысяч рублей, и щедро предлагающие что-то полезное взамен денег.

КСТАТИ
На сайтах, посвященных краудфандингу, нельзя просить денег на благотворительность, но можно на открытие бизнеса. Грань тонка: по словам одного из создателей краудфандинговой платформы Евгения Гаврилина, на сайте не принимают проекты, предлагающие народным инвесторам процент со сборов или выручки:
— Это иной уровень организации процесса с точки зрения законодательства. Но если вы, например, придумали рецепт печенья и хотите открыть маленькое кафе, где будете продавать это печенье с кофе, то сможете зарегистрироваться. И, как и все остальные, сыграть на тщеславии спонсоров. Предложить в качестве дивидендов не процент от выручки, а, например, размещение в заведении большой фотографии самого щедрого спонсора. Другому вы можете гарантировать наличие в кафе особого стула с его фамилией, на котором может сидеть только он. Спонсор может стать героем комиксов, сыграть роль в кино… Способов неденежного привлечения и мотивации — масса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: