Новосибирск 4.7 °C

ЖКХ: конвертация советов в IT-решения

20.06.2013 00:00:00
ЖКХ: конвертация советов  в IT-решения
Даже при поверхностном анализе итогов работы Государственной жилищной инспекции Новосибирской области за различные периоды ее деятельности нельзя не заметить, что большинство претензий, с которыми обращаются в инспекцию люди, связано с порядком расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Новый глава жилищной инспекции пообещал существенно расширить круг ее обязанностей

Даже при поверхностном анализе итогов работы Государственной жилищной инспекции Новосибирской области за различные периоды ее деятельности нельзя не заметить, что большинство претензий, с которыми обращаются в инспекцию люди, связано с порядком расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Так, за четыре месяца текущего года зафиксировано более пяти тысяч обращений, почти четыре тысячи из них — от граждан, которых сильнее всего волнует финансовая сторона отношений с управляющими организациями.

Но если посмотреть на поводы для плановых и неплановых проверок, которые проводила жилищная инспекция, то обнаружится, что обоснованность взимания платежей за услуги управляющих компаний вообще ни разу не попала в поле зрения инспекторов. Почему столь актуальные запросы в этой сфере и работа контролирующего органа ни разу не пересеклись?

Этот вопрос обозревателем «Советской Сибири» был задан новому руководителю Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Игорю ЛОБАРЕВУ.

Платежки без проверки?
Оказалось, что среди 17 пространных пунктов положения об областной Государственной жилищной инспекции нет ни одного, который уполномочивал бы ее на проверки обоснованности предъявляемых счетов жильцам за услуги управляющих компаний.

Назначенный на должность всего месяц назад Игорь Лобарев на своей первой пресс-конференции сообщил, что с его приходом круг обязанностей инспекции существенно расширится. Под ее контроль теперь попадут и жалобы на неправомерные начисления за услуги ЖКХ, и деятельность организаций, занимающихся капитальным ремонтом домов, и соблюдение еще ряда технических требований в этой сфере.

Игорь Лобарев сообщил также, что теперь потребуется больше сотрудников, но чтобы они трудились более эффективно, придется автоматизировать их рабочие места. Он удивился тому, что до сих пор вручную ведутся статистика и отчетность, хотя в век информационных технологий есть масса специальных программ, которые призваны на 40 и более процентов сокращать затраты рабочего времени на такие операции.

Общественный совет не только советует
Серьезные надежды на обновление содержательной части работы возлагает новый руководитель на созданный им при инспекции общественный совет. В списке, который он сам и утверждал, его соратники по общественной деятельности, руководители управляющих компаний и депутаты. Ими уже подготовлена концепция по необходимым изменениям в жилищно-коммунальном хозяйстве — первый документ, призванный реформировать этот сектор.

Игорь Лобарев, по жизни ярый общественник, верит, что именно некоммерческие общественные организации в состоянии оказывать существенное влияние на порядок в сфере ЖКХ. В его планах — формирование целой «дружины» общественных инспекторов: «Они должны быть в каждом доме», — считает он.

Кроме того, общественный совет, по мнению его создателя, может вести экспертизу законов. Игорь Лобарев шутливо заметил, что после их принятия начинается народное творчество — поиск «дырок и зазоров» для сокрытия налогов и других возможностей неисполнения или нарушения закрепленных документами норм.

Антирейтинг как оружие контроля
Хорошие новости в ЖКХ редки, и потому представленный объемный рейтинг управляющих компаний Новосибирской области никого не удивил. Составители этого документа учитывали число жалоб, проверок, составленных протоколов, суммы наложенных штрафов. Эти показатели разделили на квадратные метры, которые обслуживает УК. В результате в антирейтинг вошли девять управляющих компаний.

Впрочем, заметил руководитель государственной жилищной инспекции, штрафы не всегда оказываются действенной мерой. УК не спешат их оплачивать, а когда их критическая масса грозит более серьезными санкциями, просто меняют юридическое лицо, добавляя значок + или цифру — 2.

Так, в городе Обь управляющая компания ДЭЗ еще до истечения заключенных договоров на обслуживание начала перезаключать их на ДЭЗ-2. Жильцы подписывали, будучи уверенными, что это обыкновенная процедура продления действующих договоров.

В Бердске управляющая компания решила «штрафную» проблему еще проще: разбросала всю сумму на жильцов, увеличив тем самым размер квартплаты. А на вопросы о причине роста платежа дали пояснения: будете больше жаловаться — будете больше платить.

Комментируя подобную практику, Игорь Лобарев заверил, что в таких действиях усматриваются элементы уголовного и административного преступления. Он призвал жителей не поддаваться запугиваниям и сообщать о таких фактах в инспекцию.

Прозрачность платежей и не только
— Еще много проблем, неподвластных Государственной жилищной инспекции, — посетовал новый руководитель. Но сожаления по этому поводу уже имеют деловое продолжение: это упомянутая выше концепция проекта «Система управления жилищными и коммунальными услугами». В ее преамбуле говорится: «Концепция исходит из необходимости разработки и реализации условий для формирования и развития систем самоуправления сообществ в многоквартирном доме и общественного контроля за сферой домоуправления. В качестве предметной основы, сплачивающей сообщества, предлагается стандарт комфортного проживания, разрабатываемый в рамках действующего законодательства, принимаемый и контролируемый жильцами и жилищной инспекцией, исполняемый сервисной организацией и поставщиками услуг и реализуемый на принципах оплаты за конечный результат».

Концепция предполагает информационно-технологическое обеспечение управления сообществ в многоквартирных домах — интегрированную информационную систему, предоставляющую жильцам, сервисной организации, поставщикам услуг, жилищной инспекции доступ к единым информационным объектам, отражающим в реальном времени все актуальные процессы предоставления жильцам услуг ЖКХ.

По мнению Игоря Лобарева, такая «IT-революция» послужит прежде всего прозрачности платежей и всей системы отношений в этом секторе. Поможет всю сумму советов по управлению ЖКХ конвертировать в жесткие решения, координировать работу муниципальных образований, усилия контролирующих организаций и жильцов.

Системный подход
Игорь Лобарев при назначении заявил губернатору Василию Юрченко:

— Мне неинтересно заниматься контролем, мне интересно менять.

Возможно, для человека, далекого от IT, эти слова прозвучат странно, тем более из уст руководителя инспекционной структуры. На самом деле обилие контролирующих организаций в России — признак технологической слабости. Если система выстроена, она не дает возможности выхода из нее, повода для отклонений и нарушений.

Игорь Лобарев — технарь, за его плечами ФМШ, мехмат НГУ, кандидатская по математике. И все эти ресурсы могут быть активированы его пассионарным характером. По крайней мере, в публичной общественной жизни он именно так себя зарекомендовал.

ФАКТ
В антирейтинг Государственной жилищной инспекции вошли девять управляющих компаний. Вот их список в порядке убывания по числу проверок и штрафов на квадратный метр: «Тепло и Уют», «Регион», «Ботаническая», «Жилфондсервис», «Союз+», «Заельцовская», «Квартал», «Сибирский сервисный центр ЖКХ», «ДОСТ-Н».

ЦИФРА
За 2012 год управляющие организации Новосибирской области заплатили 10 миллионов рублей штрафов за нарушения, допущенные в сфере ЖКХ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: