Новосибирск 2.9 °C

Парень из духового оркестра

27.07.2013 00:00:00
Парень из духового оркестра
Надувать щеки можно от гордости, а можно… играя классную музыку в молодежном духовом оркестре. Коля Борзов мог делать это сразу по двум причинам. Во-первых, потому что один из преподавателей Тамбовского железнодорожного техникума создал из ребят настоящий духовой оркестр.

Надувать щеки можно от гордости, а можно… играя классную музыку в молодежном духовом оркестре. Коля Борзов мог делать это сразу по двум причинам. Во-первых, потому что один из преподавателей Тамбовского железнодорожного техникума создал из ребят настоящий духовой оркестр, научив вчерашнего сельского паренька играть на трубе альт. А во вторых, потому что после защиты диплома он попал в число тех шестерых счастливчиков, кого отобрал к себе на работу председатель дипломной комиссии — представитель вагонного депо Перово.

Сложилось, правда, все иначе — вмешалась армейская тема. И все же любовь к музыке и дальше играла важную роль в жизни Николая, а судьба железнодорожника кинула нашего героя совсем в другие края — на Дальний Восток и в Сибирь. И в целом сложилась очень удачно. Сегодня в Карасуке его знают и стар и мал и с полным на то основанием считают земляком.

Зенитки прямо в огороде
Малая родина Николая Васильевича — село Покрово-Пригородное, что в предместьях Тамбова. Большая семья Борзовых, в которой росли четыре сына и две дочери, жила за счет подсобного хозяйства и заработка главы семейства Василия Семёновича, который, по воспоминаниям нашего героя, трудился в сельской торговой организации (видимо, что-то вроде райпо) — ездил на казенной лошадке по деревням и торговал разным нужным товаром.

Мама, Евдокия Васильевна, была домохозяйкой. На ее хрупких женских плечах держался дом, когда в июне сорок первого, практически сразу же после объявления войны, Василия Семёновича Борзова призвали на фронт. Маме приходилось очень тяжело, так как почти накануне войны она перенесла тяжелую операцию и не вполне оправилась после нее. Но старшие дети были ей поддержкой и опорой.

— Был я предпоследним из детей. Самый младший, к сожалению, родился слабеньким и прожил недолго… — рассказывает Николай Васильевич.— Отчетливо помню, как мальцом бегал на карьер, где работал старший брат Пётр. Там добывали песок, пригодный для литья, для нужд военной промышленности. Петя работал на мотовозе, а нам, мальчишкам, техника была очень интересна…

Петра призвали через год. Он служил в разведке и, несмотря на три тяжелых ранения, прошел дорогами войны до победного финала. Вернулся — вся грудь в наградах. Отец также несколько раз был тяжело ранен, но выжил и вернулся под родной кров. Все четыре долгих года семья не теряла связи со своими бойцами, посылая им весточки на фронт, поддерживая их мужество, убеждая не переживать за домочадцев и воевать со спокойным сердцем…

Однако жилось Евдокии Васильевне с оравой младших ребятишек непросто. Выживали за счет овощей с огорода. Когда мама болела, ребятишки, не имея возможности зарабатывать, меняли на продукты то ценное, что имелось в доме. Николай Васильевич с огромной теплотой вспоминает соседку, которая была для него и братьев с сестрами взамен родной бабушки… «Она нас подкармливала, поскольку они с дедом и скотину держали, и пасеку свою имели. А мы в благодарность всем гуртом помогали им весной сажать картошку, а осенью собирать урожай», — рассказывает он.

Война подошла совсем близко к Покрово-Пригородному и все же напрямую не коснулась — враг не топтал эту землю. Но окопами она была изрыта и бомбежек повидала немало…

— Как известно, немцы сначала планировали идти на Москву через Тамбов, но на деле все сложилось иначе: были взяты Орел, Воронеж… А Тамбов враг обошел. Но война была рядом, и мы ее постоянно чувствовали… Недалеко от областного центра располагалось что-то вроде военного городка — Тамбов-2. Туда только электричками можно было добраться. Когда приходила электричка с парнями и девушками, работниками порохового завода, откуда ни возьмись появлялся немецкий самолет и начинал бомбить…

От станции до нашего поселка далековато, надо было идти через большое поле. Когда враг подошел совсем близко, в наше село привезли молодых девчонок, которые рыли окопы на этом поле. Жили они у нас, в деревенских домах. Спали на полу: в тесноте, как говорится, да не в обиде. Потом на их место солдаты пришли. Прямо в нашем огороде зенитки стояли. Я маленький был, но помню, что они были очень добродушные ребята, шутили с нами. В свободную минутку валенки нам подшивали, понимая, что отец и старший брат на фронте и никто не поможет… — рассказывает Николай Васильевич о детских воспоминаниях живо и ярко, будто это происходило лишь вчера.

«Не подшиты, стареньки…»
После зенитчиков, отогнавших врага подальше от Тамбова, в Покрово-Пригородное прибыли лыжники: то ли разведчики, то ли десантники, готовившиеся к сложным заданиям в высокогорье. Они тренировались на почти отвесных спусках того самого карьера, куда еще недавно младшие Борзовы бегали навещать старшего брата.

Еще одно яркое воспоминание военных лет — листовки, которые с самолетов сбрасывали немцы в канун Пасхи, чтобы сломить дух непокорного народа. В них было написано: «Не пеките пироги, не пеките пышки, а готовьте для себя лишь гробы да крышки».

Учиться наш герой пошел в сорок втором. Писали ребятишки на обрывках газет самодельными чернилами из «жуковки» — красной свеклы. И строчки тоже получались красными. Сельская школа располагалась далеко — в соседнем поселке, то есть топать до нее приходилось прилично. В середине зимы Колька сильно простыл. Пока хватало сил, приходил на уроки. Прислонялся спиной к печи, стоявшей посреди класса, и пытался согреться. Но силы детского организма, ослабленные плохим питанием и постоянной тревогой, быстро таяли. Когда стало невмоготу, пришлось бросить учебу. А вскоре семья поменяла место жительства, тоже вынужденно.

— Мама, немного окрепнув после операции, устроилась в городе в часовую мастерскую. Брат Володя подрос и мог работать помаленьку, помогать ей. Его удалось пристроить учеником в пошивочную мастерскую. Да только… не сложилось, — говорит Николай Васильевич, горько покачивая головой.

Дело в том, что пареньку, плохо питавшемуся, как и его младшие братья и сестры, в первый же день на работе стало плохо — в обморок упал. И тогда знакомая мамы, трудившаяся заведующей пекарней, сжалилась над подростком и взяла его работать к себе. Труд в пекарне тоже не сахар, требует больших физических сил, зато…

— Когда во время выпечки хлеба из формы падали капли теста и застывали, их разрешали брать. Володька ел и нам за пазухой приносил… Уставал он, конечно, страшно. Придет с работы среди ночи, часа три-четыре подремлет — опять надо идти километров десять по полю, а затем по спящим городским улицам до пекарни.

Понимая, что по-другому многодетной семье не выжить, мама приняла решение поменять построенный главой семейства крепкий деревенский дом на какое-нибудь жилье в городе, поближе к работе сына. Так Борзовы перебрались в Тамбов, где выздоровевший после простуды Колька снова пошел учиться.

Юность трудовая
После девяти классов решалась Колькина судьба. Причем им самим. Брат Владимир в это время работал на заводе жестянщиком и звал младшего к себе в цех. А школьный друг подбивал Кольку подать документы в тамбовский железнодорожный техникум. Шел последний день работы приемной комиссии, и наш герой, недолго думая, решил попытать счастья.

Особого представления о железнодорожном транспорте младший Борзов пока не имел. Но в техникуме ему понравилось. Столярное и слесарное, токарное и сварочное дело наш герой освоил успешно, а в дальнейшем получил хороший разряд по этим специальностям. От природы любознательный и вдумчивый, он во все вникал с большим интересом.

Летом пацаны послевоенных лет на практике наравне со взрослыми работали на заводе, который делал ледники, помогали старшим в литейном цехе. В депо вкалывали на ремонте двухосных вагонов, помогая старшим.

— И теоретическая, и практическая подготовка в техникуме была очень хорошая. Повезло с педагогами: умные, опытные, авторитетные, несмотря на то что не только математику, но и столярное дело нам преподавали женщины… — говорит Николай Васильевич Борзов.

Дипломную работу наш герой защитил на пятерку, и поэтому выбор куда ехать работать у Николая Васильевича, по его собственному выражению, был «мощнецкий». Однако сыграло роль одно обстоятельство, имеющее, на первый взгляд, крайне мало отношения к железнодорожному транспорту.

— Когда я учился на втором курсе, к нам пришел руководитель духового оркестра, который, по слухам, раньше был вторым трубачом Кремлевского оркестра, но за пристрастие к спиртному его списали. Он сумел сделать выводы, взять себя в руки и начал развивать музыкальное дело у нас в Тамбовском техникуме, — вспоминает наш герой.

За полтора месяца начинающие музыканты выучили три марша и несколько танцевальных мелодий, и с этим репертуаром не только стали желанными гостями на различных праздниках, партийных мероприятиях, демонстрациях, но и серьезно укрепили репутацию техникума — иметь собственный оркестр в те годы было настоящим шиком. Вот почему председатель дипломной комиссии, начальник вагонной службы депо Перово, отбирая выпускников «для себя», обратил особое внимание не только на успеваемость и профессиональную зрелость молодых железнодорожников, но и на их музыкальные способности.

Однако в дело вмешался военкомат, поспешивший призвать большинство свежеиспеченных вагонников на срочную службу. Полагая, что завтра наденут солдатские сапоги, пареньки и думать забыли про Перовское депо, однако Борзова ждал очередной сюрприз. Комиссии что-то не понравилось в его медицинских показателях, и пареньку дали отсрочку. Однако, как говорится, «поезд ушел»: Перово не светило, время было непоправимо упущено. Из оставшихся мест (можно было, к примеру, отправиться в солнечный Самарканд) Николай, воодушевленный только что вышедшим на экраны страны фильмом «Сказание о земле Сибирской», выбрал… Читу.

Начало
В вагонном депо Хилок Забайкальской железной дороги молодых специалистов встречали тепло — не так много их приезжало за железнодорожной романтикой, за туманом и «за запахом тайги». Сразу дали место в общежитии. На второй день начальник депо провел Николая Борзова по всем цехам, показав и рассказав, что для пользы дела ему надо будет пройти все участки, чтобы досконально знать все нюансы эксплуатации. И через сутки наш герой вышел в ночную смену осмотрщиком вагонов.

— Автосцепок почти не было, в основном — винтовая стяжка, — вспоминает Николай Васильевич. — Рессоры у платформы, буксовые лапы — все ломалось. Но меня приставили к опытному работнику по фамилии Цебро (имя и отчество за давностью лет запамятовал). Старый, знающий, с многолетним опытом, он отнесся ко мне по-отечески. Знания-то и практика у меня были крепкие, но тонкостей в любом деле очень много… Словом, с ним я поднатаскался, опыта набрался и вскоре стал работать самостоятельно.

Спустя несколько месяцев Борзова со второй попытки все же призвали в армию и оправили служить в радиотехническую часть на восточной окраине страны — под Южно-Сахалинском. Он и там сумел зарекомендовать себя хорошо — вскоре командовал взводом.

После армии судьба забросила нашего героя в Новосибирск. И не куда-нибудь, а на динамично развивавшуюся станцию Инская, в вагонное депо.

Я — в парке «зело», а Лешка — в «буки»!
— Заселился в общежитие, с парнями подружился… — рассказывает ветеран. — Алексей Артемьевич Пархоменко, мой друг по Инской, работал осмотрщиком в «буки» — парке отправления, а я в «зело» — это парк прибытия. Мы в то время за смену принимали до 60 поездов. Работа трудная, но интересная. Однако в бытовом плане было сложно, не то что сейчас — дворцы для отдыха железнодорожников сделали. Тогда даже душевых не было: всю грязь и мазут несли в общежитие… Порой так набегаешься, что на койку упадешь и спишь, потом голову оторвешь от подушки: «Сколько я проспал? На смену пора или еще выходной?!» Понять не можешь… Снова всю эту мазутку на себя надеваешь и бежишь в депо…

Тем не менее они находили возможность (молодость все-таки!) и на танцы сбегать, и спортом позаниматься... А главное — в жизни нашего героя вновь появилась музыка. В депо имелся свой духовой оркестр.

Тот же Алёшка, которому оставалось год доучиться в вечерней школе, позвал и Борзова за компанию: «А потом вместе поступим!» И тот, хоть за его плечами был техникум, решил освежить знания. Через год они дружно закончили ШРМ и получили направление в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ).

Тандем оказался целеустремленным и упорным — оба хорошо учились на факультете «вагонное хозяйство», получали зарплату от депо, куда намеревались непременно вернуться, и через несколько лет успешно окончили вуз.

Однако «вернуться» получилось не совсем. Алексей сразу отправился в родное депо, а Николай, как теперь говорит, «на свою голову» зашел доложиться в управление дороги. Начальник службы Самарский как раз спешно подыскивал обученные кадры для только что сформированного Карасукского отделения. «Нам в Купино человек срочно нужен!» — сказал он. Борзов пытался упираться, но, видно, с Григорием Васильевичем Огуем, начальником Карасукского отделения, заранее все было оговорено — пришлось ехать.

— Я их понимаю: там срочно требовались специалисты, а я был самой подходящей кандидатурой. Холостой — раз. Техникум плюс институт — два. Опыт уже был — три. К тому же член партии еще с армейки… — смеется Борзов.— Карасук в то время работал практически на четыре направления: Средне-Сибирская — Карасук, Кулунда — Карасук, Иртышская — Карасук, Татарская — Карасук. Закрутило-завертело это дело… К тому же практически сразу дали квартиру. Вскоре я и думать забыл о «побеге» в Инскую. С головой ушел в работу. А потом и любимую здесь встретил…

Николай Васильевич числился старшим мастером депо, фактически выполняя работу заместителя начальника депо по эксплуатации. Время было горячее. Наш герой вспоминает: «С Алтая шли углярки. А жара стояла такая же, как в нынешнем июле — за тридцать. В Камень поезд приходит «весь в огне». Чуть не на каждой станции от состава то один вагон отцепят, то другой. Огуй меня вызвал: «Николай Васильевич, собирайся, езжай в Камень, живи там, пока не решишь проблему!» Что делали? И людей учить надо было, и дисциплину подтянуть. А работали в то время на железной дороге люди разные, не только частенько не имевшие специальной подготовки, но порой отсидевшие по пять — десять лет. До полуночи с ними ходишь: где-то подскажешь, где-то поможешь...»

Отделение динамично развивалось. Построили депо ВЧД-17 на Карасуке-3. В Камне-на-Оби работал мощный пункт технического осмотра. Пункты по промывке действовали в Карасуке, Славгороде, Камне, Сузуне…

— Тогда большая проблема была с подшипниками. Практически на всех этих пунктах промывки мы сделали цеха заливки подшипников. Помню, когда строили пункт промывки в Камне, ездил в Харьков, изучал передовые методы подготовки вагонов, потом мы все это внедряли здесь, — рассказывает Николай Васильевич. — Люди у нас были хорошие, преданные делу: мастера Марченко — в Славгороде, Дегасюк и Дегтярев — в Карасуке. В большинстве своем практики. Знающие, опытные, они всю душу вкладывали в работу!

«На трубе некогда было играть?» — спрашиваю на всякий случай. «Нет, — отвечает, — мне было не до музыки!» Смеется: «Другая «музыка» началась: там вагон отцепили, здесь не подготовили…»

В шестьдесят седьмом, когда начальником Карасукского отделения уже был Виктор Михайлович Скворцов, а Огуя перевели в Барнаул, Борзова назначили начальником вагонного отдела. В этой должности он и трудился много лет с одним лишь перерывом, когда два срока подряд избирался освобожденным председателем райпрофсожа. Если говорить в целом о его работе здесь, в Карасуке, то с 1965 года она продолжается по сегодняшний день.

Как и все ветераны-железнодорожники, Борзов непросто пережил закрытие отделения в 1994 году. И сегодня не вполне может согласиться с экономической обоснованностью этого решения.

Тогда, в середине девяностых, временной отрезок, остававшийся до выхода на пенсию, наш герой доработал в депо мастером по оборудованию. Затем трудился на базе запаса, занимаясь подготовкой и обслуживанием спецвагонов. «У нас были депо на колесах, продовольственный, медицинский поезд. Их надо было держать в полной готовности», — вспоминает ветеран. Но и потом Борзову не довелось «посидеть на пенсии». Главный врач больницы предложила Николаю Васильевичу работу заместителя по хозяйственной части.

Он тепло вспоминает каждого начальника Карасукского отделения дороги, с которым довелось работать. После Огуя и Скворцова это были Альберт Николаевич Бевзенко, Кондрат Лаврентьевич Николайчук, Борис Степанович Голодников. «Я всех хорошо знал и дружно с ними работал, — говорит Борзов. — У нас вообще коллектив был хороший: крепкий, профессиональный, и относились все друг к другу по-человечески. Потому и сейчас, встречаясь с бывшими коллегами, тепло общаемся, вспоминаем годы совместной работы».

Николай Васильевич много лет занимался общественной работой в ветеранской комиссии в период активной трудовой деятельности, а в 2004-м возглавил совет ветеранов депо. С 2007 года он председатель узлового совета ветеранов. Нельзя не упомянуть и тот факт, что в 2001 году Борзову присвоено звание почетного ветерана Омского отделения дороги.

Говоря о том, что привык всегда находиться среди людей, в гуще их проблем и забот, мой собеседник отмечает, что для него в ветеранской работе главное — возможность помочь, поддержать тех, кому трудно, кого подводит здоровье, кто остался один на старости лет… Иной говорит: «Николай Васильевич, дайте мне все ваши номера: и домашний, и мобильный — я напишу и везде разложу. Если вдруг что со мной случится — соседи вам позвонят…»

Он дает и мобильный, и домашний, потому что знает, что у председателя совета ветеранов рабочий день длится круглые сутки. Когда есть в тебе нужда, тогда и отзовешься, не считаясь ни с домашними заботами, ни с личным временем. Тех же принципов придерживается и заместитель Борзова Александра Васильевна Левина, и другие его соратники по ветеранской работе. Они — настоящая команда. Есть силы, есть ради кого работать. А любимая мелодия молодости всегда звучит в душе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: