Новосибирск 12.1 °C

Новое становится стандартным

27.08.2013 00:00:00
Новое становится стандартным
Реформы в образовании остаются горячей темой для обсуждения не первый год. Вот и на недавнем областном съезде педагогов обсуждали, как изменится работа школ и детских садов с вступлением в силу нового закона об образовании.

В наступающем учебном году педагоги приведут в соответствие то, чему они учат, с тем, чего ждут от школы родители и ученики

Реформы в образовании остаются горячей темой для обсуждения не первый год. Вот и на недавнем областном съезде педагогов обсуждали, как изменится работа школ и детских садов с вступлением в силу нового закона об образовании. К техническим тонкостям здесь не обращались, так как о них известно давно. Главный вопрос — как сохранить единую стратегию развития образования в условиях постоянных нововведений?

Губернатор области Василий Юрченко, также принявший участие в работе съезда, заметил, что понятный вектор движения в образовании — это то, чего ждут и чиновники, решающие вопросы финансирования отрасли, и все родители, которым важно знать, чему в итоге научат их детей. Впрочем, новый закон как раз благоволит такому подходу.

Первая ступень
Одно из принципиальных изменений, которое прописано в новом законе, — это признание дошкольного воспитания первой ступенью всего образовательного цикла. Приходя в детский сад, малыш начинает поступательное развитие, которое заканчивается через много лет обретением профессии — вся система образования настроена на этот результат. Поэтому каждый должен иметь возможность начать учиться именно с детского сада. А мест в них до сих пор не хватает, однако наиболее актуально это для Новосибирска и Новосибирского района. В других районах области, по данным губернатора, проблема обычно возникает не более чем у десятка малышей и их родителей. Кроме того, есть случаи, когда в современный, недавно сданный в эксплуатацию детский сад группы набирают слишком долго, мотивируя это тем, что дети должны быть подготовленными — сделать все обязательные прививки и тому подобное.

По мнению губернатора, таким образом проявляются системные ошибки в работе районных управлений образования. Зная сроки, к которым детский сад будет готов, руководители учреждения уже должны были начинать работу с родителями и, конечно, набирать работоспособный коллектив. Если обо всем этом вспоминают, открывая двери в красивые новые игровые комнаты, момент, когда они наполнятся детским смехом, отдаляется, и их потенциальные обитатели вырастают в первоклассников.

Тем временем в 2014 году муниципалитеты смогут больше средств направить на оборудование, совершенствование и строительство новых детсадовских зданий. Заработную плату педагогам дошкольного образования будут платить из областного бюджета, и она будет планомерно расти до уровня средней в регионе, как сейчас у школьных учителей.

Включение в единую систему неизбежно влечет появление особых стандартов и для дошкольного образования. Родители, которые делают вечерами домашние проекты для своих старшеньких, первоклашек и второклашек, к такой перспективе относятся очень настороженно. Они волнуются, что у их младших чад заберут последний оплот детства, где можно беззаботно проводить время в играх и без всяких обязательных заданий. Педагоги уверяют, что подобного не произойдет.

Стандарты — это профессиональный документ, в котором будет зафиксировано то, чему должны уметь научить педагоги. Вряд ли кто станет спорить с тем, что пребывание в детском саду — это не просто способ скоротать время, пока родители работают. Так что семьи должны включиться в обсуждение, чему нужно учить их малышей.

На что равняться
В школе же настал момент, чтобы поговорить о профессиональном стандарте учителя.

— Учитель-предметник выполняет множество функций, помимо собственно преподавания. Этот процесс сопровождается психолого-педагогической работой, информационной поддержкой, в конце концов преподаватель несет материальную ответственность за кабинет. Все эти функции можно четко прописать, — объясняет заместитель директора по научно-методической работе лицея № 130 им. М.А. Лаврентьева Людмила Некрасова. — Для администрации школы такой механизм удобен тем, что можно по-разному распределить обязанности между педагогами, позволяя им проявить себя с лучшей стороны.

Также предлагается присваивать уровни каждому умению педагога: транслятор (тот, кто освоил обязанности и может компетентно их выполнять), творец (тот, кто способен вносить что-то новое) и куратор, или наставник. Однако такая сертификация, видимо, пойдет вдобавок к обязательной аттестации, а значит, увеличит «отчетную» нагрузку на педагогов. И все-таки, по мнению экспертов, подробное разъяснение обязанностей учителей помогло бы сориентировать педагогические вузы. Так что профессиональный стандарт учителя нужен хотя бы для того, чтобы выпускники университетов не отправлялись в первые же годы после окончания на курсы повышения квалификации, а были готовы соответствовать базовым требованиям школ.

Риторический вопрос?
Внутри своего сообщества педагогам удается достичь согласия по самым сложным вопросам, а вот с родителями удается разрешить не все. В том числе потому что некоторые из них даже не озвучиваются.

— Когда я прихожу в школу забрать внуков, то часто слышу возмущения и недоумения других бабушек и дедушек, родителей ребят, — делится кандидат психологических наук, директор Областного центра диагностики и косультирования Татьяна Чепель. — Они жалуются, что школа только нагружает множеством информации, но ничему не учит, не воспитывает. Как педагог я могла бы указать им на то, чего они не видят, объяснить то, чего не знают, спросить, чего они хотели бы. Но я вижу, что к учителю с этими вопросами не идут. Остается это молчаливое недовольство.

По мнению Татьяны Леонидовны, учителя в этой ситуации сами должны пойти навстречу — не углубляться в профессиональную специфику новых стандартов, а расставить вместе с родителями простые, но такие важные приоритеты в воспитании морально-нравственных ценностей детей.

Неслучайно директора школ отмечают, что как бы много внимания не уделялось поддержанию современной материальной базы, приходя в школу, родители не спрашивают, сколько установлено компьютеров и в каждом ли кабинете есть мультимедийный проектор. До сих пор в первую очередь важно, кто будет учить детей и чему.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: