Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Александр ШУРИЦ: «Я знаю, как выглядят ангелы»

07.09.2013 00:00:00
Анастасия Амельченко
Александр ШУРИЦ: «Я знаю, как выглядят ангелы»
На картинах Александра Шурица читается теплый уютный мир: ангелы, девушки, герои античных мифов, яркие пейзажи. Его работы находят своих поклонников во всем мире — полотна новосибирского художника представлены в галереях и частных собраниях в России, Англии, Германии, Италии, США, Франции, Японии, Голландии.

На картинах Александра Шурица читается теплый уютный мир: ангелы, девушки, герои античных мифов, яркие пейзажи. Его работы находят своих поклонников во всем мире — полотна новосибирского художника представлены в галереях и частных собраниях в России, Англии, Германии, Италии, США, Франции, Японии, Голландии.

В начале пути
— Александр Давидович, как вы встали на путь искусства?

— Основные предметы, кроме географии, в школе меня не привлекали, а почти случайная удача в рисовании на школьном уроке, когда учитель похвалил за мою наблюдательность в передаче рефлексов в натюрморте, показала путь, который может привести к тем результатам, кои зависят только от тебя. И пошло-поехало. Биробиджан, где я жил в детстве, был маленьким городком. Он не мог предоставить тех возможностей в овладении профессией художника, которые были у столичных городов. Единственным учебным заведением такого рода было педучилище с художественно-графическим отделением — Строгановское училище. Там я и впитывал классическую и современную культуру.

— Почему в дальнейшем вы выбрали именно Новосибирск?

— За время учебы в столице я так и не обзавелся московской пропиской и по распределению поехал в Сибирь. Новосибирск в моей жизни появился совершенно случайно. Он выбран был по карте, и находился на равном удалении от Москвы и Биробиджана.

— С какими сложностями вы столкнулись в те годы?

— Анализируя художественную жизнь Новосибирска 1970 — 1980-х годов, отмечаешь жесткий прессинг мастеров ортодоксального реализма. Новое пробивалось с трудом. Что говорить о молодом художнике, который хотел в искусстве говорить на несколько ином художественном языке. Попытки показывать на выставках живописные произведения были обречены на неудачу.

— Какой же был выход?

— Единственным способом зарабатывать на жизнь оставалась работа в издательстве. Я занимался книжной графикой. Каждый день садился и рисовал иллюстрации к сказкам. И я это делал не через силу, мне это приносило большое удовольствие, впрочем, как и сейчас. Это моя профессия как-никак. Это все. Это моя жизнь. Если бы я не получал от этого удовольствия, я бы уже сдох от того, что мне приходится заниматься нелюбимым делом.

Источники вдохновения
— Как вы называете свой стиль?

— Все искусство сейчас называется постмодерн. Он делится на абстрактное искусство и фигуративное, коим я и занимаюсь. Не берусь как-то особенно называть свой стиль.

— Откуда вы черпаете вдохновение?

— Вдохновение — это все байки, легенды. Конечно, у каждого художника существует своя муза. Не реальная женщина, жена например, а нечто божественное, которое, если повезет, общается с художником.

— Вы пишите работы на заказ?

— Чаще всего я работаю свободно. Не люблю заказы. В среднем картину я пишу десять дней. Я профессионал, и это моя работа. Я прихожу утром и работаю, творю. Но один раз была выставка в Голландии, и я месяц писал с одним голландским художником триптих на заказ. Было довольно сложно: непривычная обстановка, другой язык, и тема была — женщины. Мы писали женщин в национальных костюмах наших стран. Я напрочь забыл, как выглядит русский национальный костюм. В то время еще не было Интернета. В библиотеке тоже не нашлось ни одной книги на русском. Я по памяти, вспоминая что-то яркое в полоску, написал, и вышло удачно.

— Сколько же вы за свою творческую деятельность написали картин?

— Я не считал. Если в год приблизительно делаю 40 работ, а живописью занимаюсь около 30 лет, то, считайте, 1 200 картин. Все они в разных уголках мира. В музеях, частных коллекциях, в церкви есть парочка.

— Две ваши работы находятся в Бристоле, в англиканской церкви. Что это за история?

— Я написал картину «Золотой ангел». Ангелов я вообще пишу довольно часто, изучал эту тему, знаю, как они выглядят. Когда вы на машине едете со скоростью больше ста километров в час, надо быть осторожным: ангел не поспевает за вами. Но если вернуться к той картине, то она была в моем выставочном каталоге. Я отправил его своему другу в Англию, он показал ее священнику, тот воскликнул: «Ее в нашу церковь!» В католичестве, в отличие от ортодоксального православия, нормально относятся к современному искусству. В тот момент моя картина как раз была на выставке во Франции. Священник приехал туда и купил мою работу. Мне потом прислали фотографию, вижу: висят рядом мой ангел и крест. Говорю: «Вам еще Марии не хватает для сюжета о Благовещении». Договорились, что я напишу ее.

На образ Марии меня вдохновила одна девушка, которую я случайно встретил в троллейбусе. У нее было очень интересное лицо. Фотоаппарата у меня с собой в тот день не было, поэтому я запомнил лицо девушки, смотрел на нее все четыре остановки, что мы ехали вместе. Написал картину, теперь она тоже висит в церкви.

Художник как символ
— Вы себя считаете великим?

— Да что вы, я скромный человек. Но меня уже назвали градообразующим художником. Ну, как оперный театр — символ города.

— Кого из художников считаете своим учителем?

— Я не могу сказать, что преподаватели в Строгановке были моими учителями. Но могу с уверенностью назвать такие фамилии, как Боттичелли, Рембрандт, Пикассо, Шагал — вот у них я и учился.

— Что вы можете сказать об уровне культуры в нашем городе?

— Уровень культуры в Новосибирске в принципе нормальный. Я был в разных городах и странах и могу с уверенностью сказать, что в нашем городе уровень такой, какой сейчас существует в мире. Искусство никуда не уходит. Молодежь не стала меньше увлекаться творчеством. Люди не меняются. Зато меняются условия.

В 1995 году в Италии, в церкви Сан-Витале, я стоял перед византийскими мозаиками, теми самыми, что есть в любом учебнике по истории искусств, и с печалью думал о том, что все это надо было видеть в студенческие годы. Мы все выросли на репродукциях. Плохого качества репродукциях. Мы вовремя не увидели оригиналов великого искусства. Мы полжизни провели в клетке. У нас практически украли мировое искусство.

— Каким девизом вы руководствуетесь в жизни?

— Все будет хорошо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир НАЗАНСКИЙ, арт-директор «Нового музея»:
— Искусство Шурица все явственней движется от парадоксальности к праздничности. И эта праздничность, то широко разлитая в пейзажах, то собранная в образах предстоящих перед зрителями королев, магнетизирует и «заряжает» пространство. Я бы прописывал картины Шурица как витамины, они несут уникальное начало — опыт любви и приятия мира, опыт счастливого человека.

АНОНС
С 3 по 27 октября в Городском центре изобразительных искусств состоится выставка картин Александра Шурица «Ночной самолет».

Как отмечают организаторы выставки, Шуриц — европейский художник, в творчестве которого гармонично соединились современность и традиционность. Его библейские сюжеты, многочисленные ангелы, писатели-классики, звезды мирового кино и истории, герои и героини нашего времени путешествуют по всему миру. Его ироничность подкупает и придает дополнительный лоск каждому произведению. В этом коротком интервью озвучено больше вопросов о богатом творчестве художника-живописца, а за ответами приходите на персональную выставку Александра Шурица, чтобы окунуться в красоту и эстетику современного творчества.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год