Новосибирск 3.8 °C

Личное дело

19.09.2013 00:00:00
Личное дело
Вузы отчитались о результатах приемной кампании месяц назад, но это только цифры. О том, каковы нынешние первокурсники, преподаватели предпочитают высказываться только после первой сессии. Система поступления по результатам ЕГЭ не предполагает личного знакомства.

Портфолио выпускника школы позволит определить, правильно ли он выбирает будущую специальность

Вузы отчитались о результатах приемной кампании месяц назад, но это только цифры. О том, каковы нынешние первокурсники, преподаватели предпочитают высказываться только после первой сессии. Система поступления по результатам ЕГЭ не предполагает личного знакомства абитуриентов и преподавателей до начала учебы, как это было раньше на вступительных экзаменах. Будущий студент предоставляет «сухую» цифру баллов, и в вузы отправляются поступать не спортсмен Миша и музыкант Петя, а ничем не примечательные Пётр и Михаил с общей суммой по трем предметам у каждого, скажем, по 267 баллов.

Вместе со всеми плюсами удаления субъективного фактора из вступительных испытаний проявляются и все минусы. Грубо говоря, поступите вы или нет, зависит только от набранных баллов, а не от личности. Причем не только личности преподавателя-экзаменатора, но и уникальных талантов поступающего, которые баллами ЕГЭ не измеришь. В федеральном Министерстве образования и науки не исключают, что в 2014 году абитуриенты смогут добавить сведений о себе, помимо результатов экзаменов. Директор департамента государственной политики в высшем образовании Минобрнауки РФ Александр Соболев заявил журналистам, что портфолио ученика принесет дополнительные баллы, однако в любом случае не поможет тем, у кого низкие результаты по ЕГЭ.

Сколько баллов будет «весить» портфолио, что в него стоит поместить и станет ли оно обязательным, пока неясно. Мы обратились к членам приемных комиссий новосибирских вузов, чтобы узнать, какой информации об абитуриентах им не хватает, а у директоров школ спросили, как они могут помочь выпускникам в составлении грамот и благодарственных писем.

Забытое старое?
Стоит отметить, что идея портфолио не нова. До введения ЕГЭ выпускники приносили в вузы не только аттестаты, но и различные по размерам подшивки личных достижений. Внутри были обязательная характеристика из школы и грамоты, отобранные по собственному усмотрению — за участие в олимпиадах, за победы в спортивных соревнованиях… Даже титул «Мисс школа» можно было прикрепить.

— Эти документы были важны, но учитывались они все-таки, что называется, «при прочих равных», — поясняет заместитель директора Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета Павел Пинко. — К тому же все предоставленные сведения внимательно анализировали, то есть учитывали только то, что как-то относится к выбранной специальности. Было и такое правило: выпускники сельских школ сразу получали дополнительный балл, чтобы уравнять их шансы с выпускниками статусных городских лицеев и гимназий.

Некоторые специальности практически отвоевали право подобные портфолио оставить. Правда, речь идет о более «профессиональных» подборках: в них помещают образцы своих творческих работ, например статей или рисунков.

— Получить высший балл за творческий конкурс без портфолио у нас невозможно, — объясняет член приемной комиссии факультета журналистики Новосибирского государственного университета Елена Климова. — Сам экзамен состоит из анализа статьи, которую мы предлагаем абитуриенту, и анализа портфолио. Причем часто, особенно раньше, у поступающих они были такие, какими не каждый журналист может похвастаться. В основном лучшие материалы представляют «печатники», особенно из маленьких городов, области. Там проще попасть в местное издание, и ребята умеют использовать эту возможность.

С глазу на глаз
Так что составить портфолио — это задача для самостоятельного решения, своего рода проект, который хорошо вписывается в идеологию новых стандартов образования. Ученик должен быть исследователем, создателем, а учитель — советчиком, наставником. Так как же школа может помочь показать уникальные достижения каждого выпускника?

— Идея сделать портфолио обязательным для всех мне не нравится. Во-первых, дети и так перегружены подготовкой к ЕГЭ, а во-вторых, — продолжает Елена Валерьевна, — сейчас портфолио — это отличный показатель мотивации. Ведь если у абитуриента оно есть, то это говорит о его большом желании поступить именно сюда. Так мы можем судить, насколько он «горит» профессией. А ведь это очень важно.

Однако у преподавателей с журфака в любом случае остается возможность зрительного контакта: на творческий конкурс можно прийти и без портфолио, правда, как уже было сказано, и уйдете вы без высшего балла. Это все лирика, а что по этому поводу думают физики и математики? Казалось бы, им четкие цифры — в самый раз.

— ЕГЭ — это достойный инструмент, задающий координаты, по которым можно судить о знаниях и умениях ученика, но объемного видения он не дает, — уверен директор Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета Николай Яворский. — Человек может прекрасно владеть предметом, но хочет ли он им заниматься? Это желание, страсть исследователя можно увидеть только при личном знакомстве. Да, здесь присутствует субъективный фактор, и я его ценю. Поэтому наши выпускники, кроме ЕГЭ, сдают и обычные выпускные экзамены. Оценки за них, кстати, как правило, хуже результатов ЕГЭ, но, думаю, ими гордятся больше. Ведь они записываются в особый документ об окончании СУНЦ НГУ.

Уже в теме
К слову, некоторые ученики не получают заветного сертификата выпускника ФМШ, а только обычный школьный аттестат. Возможно, свидетельства о сдаче особых экзаменов в школе «утяжелят» портфолио. Ведь чем учеба по специальной программе не свидетельство мотивации?

— Нам хочется видеть интерес к выбранной специальности, — подтверждает кандидат химических наук, доцент Павел Пинко. — И его нужно поощрять! Например, победы на Всероссийской олимпиаде школьников дают льготу при поступлении, но ведь и само участие говорит об увлеченности предметом. Особенно здорово, когда ученики начинают свои первые исследования в школе. Такие работы презентуют на всевозможных научно-практических конференциях для школьников, которых в регионе достаточно. Думаю, свидетельства о них в портфолио показали бы преподавателям, что это достойный кандидат для обучения — выбор направления у таких ребят более осознанный.

Тем временем ведущие школы настроены помогать такой самореализации и профориентации учеников. По мнению директора новосибирского лицея № 130 имени М.А. Лаврентьева Сергея Сопочкина, в конце обучения у каждого должна быть возможность публично защитить творческий проект.

— Это может быть исследование в любой предметной области. Ученик сам должен выбрать то, чем хочет заниматься, сформулировать проблему и предложить ее решение, — считает Сергей Владимирович. — Учителя и школа должны только помогать, создавать условия, находить ресурсы. В том числе и собрать на защиту достойных экспертов. Пока мы таких мероприятий не устраивали, но чувствую, что такая потребность есть у учеников, так что мы будем работать в этом направлении.

В каком бы виде в итоге не представили портфолио абитуриенты, новая инициатива Минобразования может стать приятным подарком для вузовских педагогов и увлеченных учебой и определившихся с выбором профессии школьников. Но риск превратить идею в очередную «обязаловку» довольно высок, а одинаковое для всех едва ли способно выделить индивидуальность, которую так упорно ищут.

КСТАТИ
Поступающие в магистратуру уже предоставляют портфолио. Как пояснили нам в отделе высшего профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета, оно условно состоит из трех частей. Главная — диплом о высшем профессиональном образовании со степенью бакалавра или специалиста, при этом подсчитывается средний балл. Второй раздел сообщает об опыте академической деятельности соискателя. Третья составляющая — опыт практической работы.

Спортсмены и активисты могут получить дополнительные бонусы за результаты внеучебной деятельности, однако нужно суметь обосновать, что имеющиеся навыки пригодятся в будущей учебе.

— Звание кандидата в мастера или мастера спорта добавляет баллов портфолио на специальности «психология спорта и управление спортивной деятельностью», но на других направлениях это не будет преимуществом, — разъясняет заместитель начальника отдела по вопросам магистратуры НГПУ Ольга Кеберлайн. — Тут нужен индивидуальный подход. Например, в этом году один соискатель выбрал две специальности — «социальная педагогика» и «педагогика и психология воспитания». Летом он работал вожатым в лагере и получил почетную грамоту как лучший воспитатель. Для социального педагога это не играло большой роли, а на второй выбранной им специальности это учли, наградив дополнительными баллами.

ЦИФРА
Правительство области увеличило число стипендий для одаренных детей-инвалидов до 30. Ежемесячные стипендии в размере 1 000 рублей были учреждены в 2002 году. В 2012-м их получали 20 одаренных детей в сфере культуры и искусства

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: