Новосибирск 3.6 °C

Девушка с железнодорожной улицы

28.09.2013 00:00:00
Девушка с железнодорожной улицы
Один верит в счастливую случайность, другой убежден, что в жизни ничего не бывает просто так, третий полагает, что многое заранее предопределено и так тому и быть. Героиня нашего очерка, Ирина Васильевна Гуляева, признается, что ее профессиональный выбор не был плодом долгих раздумий.

Один верит в счастливую случайность, другой убежден, что в жизни ничего не бывает просто так, третий полагает, что многое заранее предопределено и так тому и быть. Героиня нашего очерка, Ирина Васильевна Гуляева, признается, что ее профессиональный выбор не был плодом долгих раздумий, мечтаний, бессонных ночей, просто так сложилось.

Жила Ирина (в ту пору — Ищенко) в Железнодорожном районе Новосибирска, на улице Железнодорожной, в непосредственной близости от стальной магистрали: прямо за окнами шумели поезда. Росла, как вы догадались, в семье железнодорожников. И все друзья и подруги Иры тоже были детьми железнодорожников… Помните песню про то, что «ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня»?! Только вместо «заводской проходной» — Транссибирская магистраль, а точнее — лаборатория при ЛВЧД-7, которая стала первым местом работы Ирины Васильевны, когда в 1974 году она пришла на дорогу.

Но сначала немного о семейных корнях, не только из уважения к родителям Ирины Васильевны, но и потому, что они, сами того не ведая, стали основателями железнодорожной династии, третье поколение которой сегодня успешно трудится на магистрали.

Фронтовые версты
Когда началась война, Василию Ищенко едва исполнилось восемнадцать лет. Работал он в ту пору кочегаром на паровозе. Водили поезда по родному Транссибу, в том числе составы на фронт. Поездить пареньку довелось с разными машинистами, в том числе со знаменитым Цыбизовым. Спустя какое-то время Василия Николаевича вместе с другими молодыми железнодорожниками призвали в действующую армию. Много верст Василий Николаевич прошагал в составе своей стрелковой дивизии. Был пулеметчиком, командиром отделения стрелковой дивизии. В начале июня сорок четвертого года началось большое наступление на Карельском фронте. Двадцать первого июня в кровопролитном бою он был тяжело ранен. Немало поскитался по госпиталям, оправился, а затем — снова на фронт. Домой с победой Василий Николаевич вернулся лишь глубокой осенью сорок пятого.

В совхозе «Восход», подшефном хозяйстве чкаловского завода, его ждала мама. В этот же совхоз перед войной из Новгородской области эвакуировали несколько семей. Среди приезжих оказалась девчушка по имени Ольга. Трудно было обживаться на новом месте, но сибиряки встретили скитальцев радушно, помогали чем могли.

Они встретились только после войны, когда Василий вернулся домой бравым солдатом, а Оля выросла в статную девушку. Полюбили друг друга и вскоре поженились. Родили двух дочерей, о младшей Ирине мы и ведем сегодня рассказ.

Вскоре семья перебралась в областной центр. Василий Николаевич закончил паровозную школу на станции Тайга, сдал экзамены на помощника машиниста и вернулся к привычному труду. Чуть позже стал машинистом, был на хорошем счету у руководства. Всю трудовую жизнь он отработал в паровозном, а затем локомотивном депо на станции Новосибирск-Главный.

«Он рано умер… Я не припомню, а сестра старшая помнит, как приходила к нему на работу в депо и даже в поездки он иногда ее с собой брал… Мне же запомнилось, что мы все время ошивались на работе у мамы — в комнате отдыха локомотивных бригад», — рассказывает Ирина Васильевна.

Что ли в химики пойти?
Наша героиня признается, что в школе училась ровно по всем дисциплинам и никакого особо приоритета точным или, напротив, гуманитарным наукам не отдавала. После восьмого класса даже чуть «за компанию» не перешла учиться в химико-технологический техникум… Однако окончила десятилетку и, вдохновленная родительским примером, решила связать судьбу с Западно-Сибирской магистралью.

Ирина Васильевна без отрыва от работы c красным дипломом окончит железнодорожный техникум по специальности «вагонное хозяйство», а затем и НИИЖТ. Только за неимением факультета по своему профилю выберет «управление процессами перевозок» и учиться будет заочно. «Так что я наполовину вагонник, а наполовину «движок»!» — смеется наша героиня.

От идей до их воплощения
Она открыла свой железнодорожный стаж 25 августа 1974 года.

— Моим первым местом работы стала дорожная лаборатория при ЛВЧД-7, которую курировала служба вагонного хозяйства, — рассказывает Ирина Васильевна. — Это было конструкторское бюро, куда меня взяли благодаря тому, что в свое время я окончила курсы чертежников и неплохо чертила. Потом росла, росла… и доросла до инженера, затем ведущего инженера…

Начальником лаборатории был Иван Александрович Шаргин. Он мужик головастый, у него — идеи, идеи, идеи! Столько разных конструкций, новых машин напридумывал: подъемники разные для вагонного хозяйства, самоходные машины, которые бегали по междупутьям, и много чего еще. Это конструкторское бюро, как сейчас бы сказали, инновационное, оно как раз и было направлено на разработку свежих идей, внедрение технических новинок…

Лаборатория выполняла задания и других служб ЗСЖД, откликаясь на требования времени. Она существует и сегодня, правда, называется иначе — Дорожное конструкторско-технологическое бюро.

Наша героиня проработала в лаборатории пятнадцать лет. В 1989 году Ирина Васильевна переводом перешла работать в службу вагонного хозяйства дороги, в техотдел. Начальником техотдела в то время была Тамара Михайловна Петренко. «Замечательная женщина, волевая, требовательная, и в то же время понимающая, мягкая. Еще у нас была Варвара Васильевна Гудченко, которая занималась разными рационализаторскими идеями. Тоже профессионал высокого класса и очень деликатный человек в личном общении. Тамара Константиновна Кандинская еще одна наша коллега. Понимаете, у нас в целом атмосфера в отделе была очень хорошая…» — вспоминает Ирина Васильевна Гуляева.

Через два года нашу героиню перевели в отдел ремонта и эксплуатации той же службы вагонного хозяйства, в котором она проработала много лет вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Ремонт и эксплуатация
— Чем конкретно занималась? Это контролирующая структура, которая работала с вагонными депо. Работа была не только кабинетная, но и с выездами, проверками… Предприятия разрабатывали план мероприятий на год: технологию ремонта, какое-то переоснащение. Мы контролировали выполнение всех этих мероприятий. Смотрели, чтобы не было нарушения технологии.

Наша героиня признается, что как представитель контролирующей структуры она отнюдь не суровый человек. Знающий, строгий к соблюдению требований, но не так чтобы «пошли клочки по закоулочкам». Это, наверное, не только из-за природной мягкости характера, но и потому, что у нее был понимающий, терпеливый и вдумчивый наставник.

Когда Ирина Васильевна только-только перешла из техотдела в отдел ремонта и эксплуатации, ее на время прикрепили к главному приемщику дороги. Григорий Фёдорович Подкорытов сопровождал нашу героиню во время визитов в пункты технического осмотра, объяснял все тонкости и нюансы работы, подсказывал, как и по каким штрихам можно распознать возможное нарушение… «Это очень грамотный специалист, всю жизнь проработал в вагонном хозяйстве!» — говорит о нем Ирина Васильевна.

Среди коллег по отделу, которых она вспоминает с особой теплотой, Антонина Самуиловна Фёдорова, Любовь Михеева, «колесница», если говорить не на профессиональном сленге, то инженер по колесному хозяйству. С Людмилой Татаренко наша героиня работала вместе в лаборатории, и сюда, в отдел ремонта и эксплуатации они перешли на пару.

— Людмила и сейчас еще продолжает работать на дороге — занимается охраной труда в ПМС, — поясняет наша героиня. — Мне кажется, тогда было работать интереснее. Дорога была единым целым. И люди были дружнее, сплоченнее… А с руководителями какими довелось работать! Юрий Александрович Фёдоров, начальник службы, с которым мы вместе проработали много лет: с 1988 года, как я пришла в отдел, и до 1996 года, когда он вышел на пенсию. Заместителем его был Николай Терентьевич Кондаков. Оба профессионалы высочайшего класса. Начинали с Инской и прошли все вагонное хозяйство от и до.

Умные, авторитетные, они не то что кричать, даже голос на нас не повышали, даже если повод был. И при этом крепко держали в руках всю службу, грамотно и оперативно решали любые вопросы. Умели сплотить коллектив и нацелить на выполнение задач. А задачи стояли непростые. Мы тогда всем занимались: и ремонтом вагонов, и эксплуатацией, и колесным хозяйством… Причем в нашем ведении было и вагонное, и пассажирское хозяйство. Сейчас структура иная, какие-то подразделения выделились в самостоятельные, многое изменилось. Но мне дорого и памятно это время… — говорит наша героиня. Она признается, что никогда не жалела, что не избрала иную стезю, не пошла в другую сферу.

— Когда все получается, тогда и моральное удовлетворение от работы есть, — рассказывает она. — А у меня дело ладилось. И люди вокруг были хорошие: умные, профессиональные, интересные. Так что все сложилось!

За свой многолетний добросовестный труд Ирина Васильевна многократно поощрялась руководством. Записи о благодарностях, денежных премиях в трудовой книжке дело обычное. Особенно дороги нашей героине знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет» и часы начальника дороги, полученные ею из рук Александра Витальевича Целько.

По родительским стопам
С будущим супругом наша героиня встретилась, конечно, на железной дороге. Геннадий Гуляев всегда был парнем с характером. Он родился и жил в Алтайском крае, в Ларичихе. После восьми классов самостоятельно приехал в Новосибирск и подал документы в железнодорожное ГПТУ, учился в Лунинском училище на слесаря и жил в общежитии, что располагалось на Фабричной, там, где теперь построили Дом учителя. Каждый день ходил на занятия или в депо через Нахаловку, с ее особой средой. Встречи со шпаной закалили и без того крепкий характер паренька.

Отучившись, пришел работать в вагонное депо, где и встретил Ирину Ищенко. Через год Геннадия призвали в армию. Служил он на Балтийском флоте и с удовольствием вспоминает это время. В 78-м году демобилизовался, вернулся в Новосибирск, и вскоре они поженились. Работал Геннадий Павлович в пассажирском вагонном депо, заочно учился в Тайгинском техникуме на факультете «Вагонное хозяйство», который вскоре успешно окончил. Работал на руководящих должностях. Возглавлял ПТО на станции Новосибирск-Главный. Был удостоен высокой награды — медали «За трудовую доблесть» от Президиума Верховного совета СССР. На железной дороге отработал более 20 лет.

Сегодня на магистрали трудится молодое поколение семьи Гуляевых — дочери Юля и Света. Обе в разное время окончили факультет бухгалтерского учета в СГУПСе. Выбор высшего учебного заведения они, по признанию нашей героини, сделали при участии родителей. И продолжили семейную традицию, не пожалев о своем выборе.

Сегодня Светлана — начальник сектора экономического отдела Первой грузовой компании, а Юлия — ведущий бухгалтер Новосибирского территориального общего центра обслуживания.

Забавно, как один и тот же сценарий может повторяться в нескольких поколениях одной семьи. В этом семействе есть несколько таких «ниточек». Во-первых, три поколения железнодорожников. Во-вторых, в трех поколениях в этих семьях рождается по две девочки. А в третьих, парни, которых эти девочки выбирают в мужья, тоже становятся железнодорожниками. Или, если хотите, они выбирают мужей среди железнодорожников.

Супруг Юлии, Константин Константинович Шенфельд — начальник главного материального склада ЗСЖД. Кстати, у них подрастают две дочери Александра и София, отрада бабушки и дедушки. А муж Светланы, Сергей Игоревич Аксенов, работает главным специалистом в Первой грузовой компании.

Всегда среди людей
Ирина Васильевна — одна из тех обаятельных людей, глядя на которых с первого взгляда понимаешь, что они чрезвычайно общительны, обладают открытым характером и хорошим чувством юмора. «Чувство юмора помогает голову разгружать и легче смотреть на трудности и неизбежные в нашей жизни ошибки», — признается она с улыбкой.

Неудивительно, что нашу героиню всегда привлекали к общественной работе. В службе вагонного хозяйства она больше десяти лет была профгрупоргом. После выхода на заслуженный отдых ее привлекли к ветеранской работе — избрали в президиум Дорожного совета ветеранов, в котором она представляет вагонников.

— Там подобрался очень хороший, душевный коллектив людей, которые еще и во время работы всегда были активными, неравнодушными, инициативными… Большинство я раньше знала по работе, так что взаимопонимание хорошее. Валентина Дмитриевна Харина такая деятельная… Какой там возраст! Наши ветераны молодым фору дадут и по инициативности, и по трудоспособности… — говорит Ирина Васильевна, и в глазах ее играют озорные, совсем девчоночьи огоньки.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: