Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Мастер танца по-сибирски

2013-10-10
Ирина Василевская

Лучшие образцы русского традиционного искусства необходимо развивать, не нанося вреда исконному содержанию

Балетмейстер в переводе на русский означает мастер танца. Чтобы стать балетмейстером, нужно не только получить специальное образование, но и иметь настоящие творческие способности. Надо обладать музыкальной памятью и чувством ритма, быть очень музыкальным, понимать, чувствовать и воспроизводить разные жесты, позы, иметь выразительное лицо.

Они работают в театрах, на эстраде, в ансамблях классических и народных танцев, певческих коллективах. Нет более утомительной в физическом и психологическом отношении профессии, нежели профессия балетмейстера: он должен и ставить, и сочинять, и показывать. Если артисты не воспринимают сразу, то ему приходится начинать все сначала.

Наш герой — главный балетмейстер государственного академического Сибирского русского народного хора Владимир Перлин. Кроме специального образования, а это отделение хореографии Алтайского государственного института культуры и Московского государственного института театрального искусства, в наличии истинный талант. Созданные им постановки представляют собой драматические произведения, выраженные танцевально-пластическим языком. Использование региональных лексик, соединение этнографического материала с современными хореографическими элементами характеризуют работу Перлина как балетмейстера-постановщика яркой, интересной, запоминающейся манеры. В его послужном списке — работа в Алтайской государственной филармонии, преподавательская деятельность в институте культуры, работа в ансамбле песни и танца. Но это в прошлом.

Переезд в Новосибирск стал неожиданным, но, как оказалось, очень перспективным. «Я доволен, что так случилось. Жизнь предоставила мне возможность раскрыть себя в полной мере. Начинал в ансамбле танца, затем работал в ансамбле песни и танца, а теперь в хоровом коллективе. Это совершенно разная специфика, но зато очень хорошая школа. Кроме того, постановка танца — это отличная самореализация», — говорит балетмейстер.

Получив предложение работать в Сибирском хоре, не сразу решился на такой ответственный шаг. Здесь работали именитые постановщики, существовали свои незыблемые правила. Кроме того, пришла новая управленческая команда, которая поставила перед собой задачу адаптировать коллектив к требованиям времени. Это значит, что ломались некоторые стереотипы, а, как известно, не все к таким переменам готовы. Пришлось прилагать максимум усилий, чтобы добиться общего взаимопонимания, доказывать, что ты профессионал высокого уровня и пришел созидать, а не разрушать. И вот позади уже пять лет сложной, но очень интересной работы. Владимир Перлин отмечает: «Сейчас работать стало гораздо легче. Артисты балета не просто учат танцевальные движения, а сами фантазируют, включаются в творческий процесс. Ведь именно в этом суть нашей профессии. Не только научить, а еще и вовлечь и получить нужную отдачу».

По его мнению, есть три типа людей, которые работают с танцем: сочинитель, постановщик и репетитор. Первого из них можно сравнить с композитором. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения этой же цели создает пластические. Он должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом. Балетмейстер-сочинитель сам является автором, сочинителем всего хореографического текста. Творчество балетмейстера, наверное, сродни труду режиссера. Балетмейстер-постановщик — это тот, кто ставит уже сочиненное произведение, и чаще всего эти два типа — балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик — объединяются в одном лице. Они объединились и в нашем герое. «Я занимаюсь именно творчеством. Услышу интересную музыку, включаю воображение и пошел процесс «сочинения» танца.

Но есть еще один способ создания творческого продукта: общаешься с композитором, придумываешь сюжет, воплощаешь. Этот путь гораздо сложнее, потому что нужно не только самому сочинить движения, а еще довести до сознания музыканта свои задачи, чтобы он смог их выразить в музыке. Танец, как и песня, может быть однодневным или останется на века. Когда ты «накопал» в недрах народного творчества благодатный материал, обработал, поставил, увидел результат, то понимаешь, что даешь новую жизнь танцевальному произведению. И если оно будет жить не один день, значит, ты работал не зря и творчески состоялся», — продолжает Владимир Эмильевич.

Сегодня талантливый балетмейстер Перлин востребован при проведении мероприятий различного уровня. Он глубоко понимает историческую ценность народной культуры и считает, что эта ценность состоит прежде всего в ее сохранении. «Мы не стоим на месте, вместе с нами идет развитие, движение вперед. Когда в танец ли, в песню, в традиционный костюм добавляешь что-то свое, ты все равно уводишь в сторону внимание от первозданного материала. Так вот, наша задача — последовательно и целенаправленно сохранять лучшие образцы русского традиционного искусства и развивать, не нанося вреда исконному содержанию», — говорит Владимир Перлин.

Залог успеха как главного балетмейстера государственного академического Сибирского русского народного хора он видит не только в творческом потенциале, но еще и в способности управлять артистами. Сибирский хор стал для Перлина серьезной работой, которая дает возможность самореализоваться. Именно здесь он нашел единомышленников, готовых вместе с ним позиционировать традиционную культуру Новосибирской области, сохранять и преумножать русское национальное искусство.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Мода на экстравагантные резиновые сапоги — прозрачные, с бантами, шнуровкой и отверстием для пальцев – еще не дошла до столицы Сибири. Зато у нас носят резиновые бутсы, лодочки «а-ля рюсс» и расцветку «вырви глаз». Корреспонденты VN.RU прошлись по магазинам и пообщались с обладателями и покупателями резиновых сапог.

08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год