Новосибирск 11.6 °C

Непрерывное образование — объективная потребность

21.11.2013 00:00:00
Непрерывное образование —  объективная потребность
Необходимость непрерывного образования человечество осознало не сегодня. «Век живи — век учись», — говаривали наши предки. Разве не на постоянный творческий, интеллектуальный и профессиональный рост настраивали нас они? А сама жизнь?

За свою историю Институт дополнительного профессионального образования Новосибирского государственного аграрного университета пережил не одну реорганизацию, сумев сохранить и традиции, и удивительную способность непрерывно двигаться к новому качеству, и умение не сдавать достигнутых рубежей

Необходимость непрерывного образования человечество осознало не сегодня. «Век живи — век учись», — говаривали наши предки. Разве не на постоянный творческий, интеллектуальный и профессиональный рост настраивали нас они? А сама жизнь? Она не раз убеждала в том, что человек, обладающий новыми, как правило, более эффективными знаниями, значительнее успешнее многих своих соотечественников.

Реалии современной экономики обусловлены безудержным обновлением техники и технологий, внедрением современных подходов к управлению. Наш регион традиционно идет в авангарде технического и технологического перевооружения в АПК, поэтому для специалистов, занятых непосредственно в аграрном производстве, обновление знаний — основополагающий фактор успешной конкуренции на непростом сельскохозяйственном рынке.

Задача трудная, но решаемая
К сожалению, знания — быстро устаревающий продукт. Причем процесс этот стремительный: то, что считалось новинкой три года назад, сегодня безнадежно устарело. Усугубляет ситуацию разбалансированность рынков труда и образовательных услуг. Большая часть наших сельхозорганизаций не укомплектована работниками нужных профилей. Улучшить положение помогает подготовка специалистов, востребованных рынком. Переучить, дать первые навыки в новом деле или новые знания состоявшимся специалистам за короткий срок — задача непростая, но решаемая, уверены в Институте дополнительного профессионального образования аграрного университета (ИДПО НГАУ).

Однако и вузу для этого приходится также стремительно меняться, как сама жизнь. И более четверти века ему удается, опережая порой потребности производства, быть на острие всех проблем, успешно осваивать новые направления, нестандартные формы и методики преподавания. Конечно, это работа буквально с колес.

— К нам приезжают учиться далеко не студенты, а практикующие специалисты, которые трудятся в поле, на ферме, а не в кабинетах. И мы должны дать им максимально эффективные, востребованные знания, все составляющие современной аграрной науки и практики, чтобы они уже сегодня смогли их применять. В большей степени опираемся не на учебники и образовательные программы, а на инновации, достижения в отрасли за последние год-два. Мы оперируем не догмами, а человеческим опытом, — заметил в одном из своих интервью нашей газете проректор-директор ИДПО Владимир ПАРШИКОВ.

Речь не только о сельском хозяйстве. Профессиональное образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики региона. Свои задачи институт решает совместно с генеральным партнером — министерством сельского хозяйства области. Присоединение его к Новосибирскому аграрному университету позволило выйти на создание единой системы обучения: довузовская — вузовская — послевузовская подготовка — дополнительное профессиональное образование.

В нынешних условиях, с выходом нового закона «Об образовании», непрерывное обучение становится веховым — объективной потребностью всех и каждого. Если раньше на производстве худо-бедно проводили только аттестацию персонала, то сейчас человека просто не примут на работу без необходимой переподготовки и повышения квалификации. Как это будет реализовано на практике? Пока сложно судить.

С одной стороны, законодатели определили приоритеты — в профессиональной сфере акценты переведены с «подготовки человека к трудовой жизни» на так называемый компетентностный подход: «подготовку работника к необходимости постоянно учиться в период своей трудовой деятельности, то есть обновлять и углублять знания, умения, навыки». Но с другой стороны, образовательная система, как всегда, ждет подзаконных актов, которые разъяснят, как же ей жить в рамках нового закона.

Перемены предполагаются существенные. Приведем один из примеров. Раньше у каждого образовательного учреждения в лицензии был перечень программ, по которым можно учить. Сейчас, если в документе стоит запись: «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации», то теоретически учреждение может повышать и переподготавливать кого угодно. Это касается всех, и никто теперь практически не привязан к профилю. Каждый может учить хоть космическим технологиям, хоть балетному искусству, хоть аграрному производству, если для этого есть условия: кадры, материально-техническая база и необходимая литература.

Такой подход к обучению и переподготовке, несомненно, расширяет горизонты учреждений нашего профиля, считают в ИДПО НГАУ. Здесь всегда были за здоровую конкуренцию. Но со вступлением в силу с первого января 2014 года нового Федерального закона о госзакупках № 44-ФЗ меняется порядок работы и ужесточаются условия для организаций-участников, выставляющих свои контракты на торги (в их числе и образовательные учреждения).

На какие результаты следует настраиваться? Пока непонятно. У ИДПО на первом месте было и остается качество. «Мы всегда смотрим, сможем ли за предлагаемую сумму выполнить контракт как следует, — рассказывает заместитель директора института Марина Чечушкова. — Если можем, то играем. В противном случае за этот заказ не боремся».

Но, как показывает жизнь, на рынке образовательных услуг (как и любом другом) не все играют честно. Некоторые согласны взять контракты и за полцены, и вообще за любые деньги. Заказчик по новому закону просто обязан выбрать более дешевые услуги. Он бы и рад отдать предпочтение учреждению, где действительно хорошо учат — дают в полном объеме теорию, практику и выпускают специалиста, готового работать на производстве. Однако закон ограничивает их выбор ценой. Что из этого может выйти?

За примером далеко ходить не надо. Летом на торги выставлялся контракт «Обучение кладовщика». Первоначальная цена его была 125 тысяч рублей, остановились на 2,5 тысячи! Комментарии, как говорится, излишни. ИДПО в таких играх, разумеется, не участвует. Здесь всегда рассчитывают сумму, ниже которой не идут по одной простой причине: за меньшие деньги уже не учеба, а профанация. Рисковать репутацией одного из лучших образовательных учреждений Зауралья коллектив института не заставишь даже ради высоких доходов.

Принцип — высокая планка
В конкурентной борьбе у ИДПО есть несомненные преимущества. Факт, что он входит в состав Новосибирского государственного аграрного университета, говорит о больших возможностях — весь арсенал вуза направлен не только на развитие высшего, но и дополнительного профессионального образования. Участие ведущих кафедр университета в учебном процессе, несомненно, повышает качество обучения в ИДПО.

Доступ к богатейшей университетской библиотеке еще один плюс, хотя институт также имеет хорошую библиотеку. Новые журналы, газеты, разнообразная литература, методические разработки преподавателей ИДПО, выход в Интернет — всем этим охотно пользуются те, кто приезжают сюда учиться.

У института налажены тесные взаимоотношения с компанией «Консультант плюс», которая оперативно поставляет студентам сведения по любой законодательной базе, как федеральной, так и региональной, для любых специальностей. Эту информацию выдают по желанию на дисках, в виде печатных методических разработок, которые издают в собственной мини-типографии. Для слушателей программ с элементами дистанционного обучения ее выкладывают на сайте.

Условиям учебы в ИДПО могут позавидовать многие. Два учебных корпуса с уютными кабинетами, классами, лабораториями оснащены на уровне современных требований. Два общежития для проживания, в которых по-домашнему тепло, уютно. В буфете домашняя кухня. Здесь всегда заботились о том, чтобы в стенах института было комфортно и жить, и учиться.

Необходимость в очередной раз все поменять коллектив ИДПО не пугает. За свою историю институт пережил не одну реорганизацию, сумев сохранить и традиции, и удивительную способность непрерывно двигаться к новому качеству, и умение не сдавать достигнутых рубежей. «Мы сами перед собой ставим задачи. Наш принцип — поднимать планку высоко, — говорят сотрудники. — Благодаря этому мы находимся в постоянном развитии».

Чтобы заказчик не терял интереса к институту, его коллектив постоянно создает новые программы, совершенствует старые. Актуальности их способствует регулярный мониторинг состояния рынка, новых тенденций во всех сферах бизнеса, науки, банковского сектора, аграрного производства и образования. Сейчас коллектив ИДПО ведет колоссальную работу по преобразованию учебного процесса. В разработке новых программ, как всегда, принимают участие практики, эксперты, преподаватели с огромным опытом работы в разных отраслях АПК и бизнес-образования.

Широко практикуются здесь выездные занятия. Слушателям стараются показать хозяйства разного уровня: и развивающиеся, и успешные. Чаще, конечно, они проходят на базе тех крепких хозяйств, где активно идет процесс модернизации, технического перевооружения, чтобы этот опыт потом слушатели могли применить у себя. Строится в Черепановском районе в «Медведском» животноводческий комплекс — едут туда. Регулярно бывают в маслянинском хозяйстве «Сибирская нива», где инвестор демонстрирует внедрение новых технологий и в животноводстве, и в растениеводстве, и в переработке сельхозпродукции. Не оставляют без внимания и опыт соседей — на занятиях нередко выступают специалисты с Алтая, работающие в области животноводства.

Много времени отводится практике, несмотря на то что организовать ее сейчас очень сложно. Ведь слушатели приезжают в хозяйство не посмотреть, а поработать. Для принимающих коллективов это всегда дополнительные хлопоты. Тем не менее находятся предприятия и организации, где институту идут навстречу. В их числе ОПХ «Элитное» — его специалисты и руководитель Сергей Гамазко. Проходили практику слушатели ИДПО в хозяйствах «Морской», «Чикский», «Толмачёвский» и других.

Вообще, весь учебный процесс здесь построен так, чтобы слушатель, даже если приезжает сюда каждый год (таких немало), всегда мог почерпнуть для себя что-то новенькое даже при изучении наиболее статичных программ. Сложно назвать наиболее востребованные заказчиками направления. Руководителям всегда интересны программы по законодательству, ресурсосберегающим технологиям, земельным отношениям. Любую категорию слушателей интересуют вопросы управления, психологии, конфликтологии. Традиционно актуальны курсы по ветеринарии — ветфармации, лечении мелких домашних животных, эпизоотологии, ветсанэкспертизе. Активно продвигает институт такое направление, как охрана труда. По желанию заказчика занятия проводят не только в стенах института, но и на местах.

Лицензия университета содержит много программ по рабочим кадрам. Тем не менее по этому направлению институт постоянно ищет новые рынки, включая соседние регионы. Наибольшим спросом пользуются курсы по профессиям котельщика, холодильщика, продавца, оператора вычислительной техники, техника по воспроизводству стада. Спектр рабочих специальностей постоянно расширяется. В последние годы были пролицензированы специальности балансировщика шин, вулканизаторщика, маляра по технике, машиниста бульдозера, слесаря по топливной аппаратуре и ремонту автомобилей, овощевода, садовника, собаковода, санитара ветеринарного, рабочего зеленого хозяйства. Университет сегодня имеет лицензию на подготовку специалистов по 37 рабочим профессиям!

«Не за этим мы сюда пришли!»
Задачи по созданию квалифицированных кадров для разных отраслей сельской экономики ИДПО решает вместе с заказчиками. Это общее дело, направленное на укрепление экономического потенциала региона. Вуз предоставляет для села широкий спектр образовательных услуг: повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров, информационно-консультацинные услуги, семинарские занятия.

Сейчас самая злободневная тематика, конечно, контрактная система. Новый закон по контрактным закупкам № 44-ФЗ вступит с силу только 1 января 2014 года, но здесь уже обучили по нему две группы. Поскольку тема актуальна для всех, ее так или иначе включают во все программы. Несмотря на то что пока опыта работы в рамках принятого закона нет, на занятиях моделировались и обсуждались ситуации, которые могут возникнуть. Надо заметить, что специалистов в этой области у нас немного, однако этот курс здесь читали самые лучшие преподаватели Новосибирска. В основном это квалифицированные специалисты-практики, которые не только хорошо знают теорию, но и имеют богатый опыт работы в сфере закупок. С благодарностью о них отзываются слушатели ИДПО.

По заказу сельхозтоваропроизводителей преподаватели института проводят тематические семинары, консультации для районов области. Причем темы и преподавателей, как правило, определяет заказчик. Традиционно в рамках договора с Советом муниципальных образований Новосибирской области осенью прошли четыре тематических семинара, в которых приняли участие более 200 глав и специалистов муниципальных образований. Один из семинаров состоялся в Венгерово.

Если говорить о подготовке кадров АПК, то слушатели, прошедшие обучение в ИДПО, полностью подготовлены к управленческой и предпринимательской деятельности в разных аграрных отраслях. Они обладают необходимой компетентностью и профессионализмом и нацелены на успех. Условно их можно назвать инновационными менеджерами. На подготовку именно таких специалистов и направлены усилия вуза.

В 2013 году институт заключил контракт с министерством сельского хозяйства области на оказание услуг по повышению квалификации руководителей и специалистов АПК по программе «Технология и переработка сельхозпродукции». Это направление оказалось очень востребованным.

Сейчас актуальные позиции в сельхозпроизводстве занимает разведение рыбы. По этой теме институт плотно работает с Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства. Был заключен контракт по повышению квалификации рыболовов по теме «Организация государственного контроля, надзора, охраны и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания. Правовые основы деятельности территориального органа Росрыболовства».

Продуктивно поработал институт с департаментом природных ресурсов и окружающей среды в рамках программы «Основы озерного и прудового товарного рыбоводства». Поскольку в области есть хозяйства, которые занимаются и озерным, и прудовым рыбоводством, программа была разбита на три модуля. Первый — «Озерное рыбоводство», когда группа выезжала на озеро и там занималась. Затем занятия проводились на прудах, а сейчас рыбоводы изучают теорию в аудиториях. Курс еще не закончен, но можно подвести первые итоги: такая форма очень понравилась заказчику.

В этом году институт вышел на нового заказчика и заключил договор с педагогическим колледжем на повышение квалификации руководителей государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Однако какие бы новые направления ни осваивали здесь, какие бы преобразования ни ждали этот коллектив, деятельность института была и будет направлена на село, уверены в ИДПО. «Как структурное подразделение агроуниверситета мы заинтересованы в том, чтобы вести по профессии специалистов, которых университет выпускает. Если у бухгалтеров, юристов, специалистов государственного и муниципального управления широкая сфера деятельности и повышение квалификации им предлагают другие образовательные учреждения, то аграрии в нашей области могут учиться только у нас. И мы не оставим их без необходимой поддержки. На этом, конечно, больших денег не заработаешь, но… не за этим мы сюда пришли», — говорит директор института Владимир Паршиков.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: