Кометы на погоду не влияют

27.11.2013 00:00:00
Кометы на погоду не влияют
С появлением в городе Новосибирского детско-юношеского центра «Планетарий» небо для жителей города и области не то чтобы стало ближе, но все же понятнее. Вопросы о том, что происходит над нами и как это отражается на нашей с вами жизни, теперь мы можем адресовать специалистам.

Небесное тело, ставшее разочарованием года, исчезло из поля зрения новосибирских астрономов

Самое актуальное событие в сегодняшнем «новосибирском» небе — судьба долгожданной кометы ИСОН, открытой российскими и белорусскими астрономами-любителями и названной так по имени проекта «Международная научная оптическая сеть» (International Scientific Optical Network). Завтра комета достигнет максимально близкой к Солнцу точки своей орбиты.

Это хвостатое небесное тело может претендовать на звание астрономического разочарования года. Оно было открыто россиянином Артёмом Новичонком и его коллегой из Белоруссии Виталием Невским полтора года назад. Как правило, кометы замечают гораздо позже, и полтора года — достаточно длительный срок для их тщательнейшего изучения, считает Сергей Масликов, директор Новосибирского детско-юношеского центра «Планетарий». По ожиданиям ученых, комета должна была превзойти своей яркостью Луну. Но этого не случилось.

— Комета оказалась меньше, чем ожидалось, — рассказал журналистам в пресс-центре ГТРК Сергей Масликов. — Сначала считалось, что диаметр ее ядра составляет пять километров, затем с помощью телескопа «Хаббл» выяснили, что размеры в пределах трех километров. По последним уточненным данным, ядро оказалось не более 500 метров.

Сейчас, по словам новосибирских астрономов, мы не можем видеть комету, поскольку она находится слишком близко к нашему светилу. Вновь видимой в утренних сумерках ИСОН станет в начале следующей недели. Если не погибнет.

Ученая радость
Комета ИСОН еще может удовлетворить научное любопытство профессиональных астрономов. Ученые с нетерпением ожидают, какое влияние окажет солнечный ветер на ее хвост, благо он достаточно длинный: 18 миллионов километров. На сайте НАСА напоминают, что в 2007 году порыв солнечного ветра оторвал хвост комете Энке, а ИСОН подойдет к Солнцу в 30 раз ближе, чем Энке (которая, кстати, вновь находится поблизости от Солнца). Наблюдая за воздействием солнечного ветра — выбросом плазмы на обе кометы, ученые смогут восстановить его трехмерную структуру.

— Поскольку комета пройдет всего в миллионе километров от Солнца, что по космическим меркам очень мало, мы можем ожидать еще каких-то явлений — или распада кометы, или вспышки яркости, — надеется Масликов.

Об еще одной ожидаемой научной радости говорит его коллега, астроном Илья Котовщиков.

— Если комета ИСОН выделит при нагревании Солнцем содержащееся в ней вещество, мы сможем узнать об исходном веществе возраста 4,5 миллиарда лет, сможем наблюдать его и, судя по цвету, отражающим свойствам, сделать какие-то выводы. Это будет уникальный случай — наблюдение изначального вещества такого возраста, — рассказал он.

Хвостатые летают не к дождю
«Хвостатые звезды» издревле обладали не самой лучшей репутацией в глазах простого населения. «Не к добру» — самое мягкое, что можно было услышать в адрес такой гостьи. Чего же ожидать от этой кометы земным жителям? Сергей Масликов в ответ на вопрос о том, видит ли современная астрономическая наука связь между появлением кометы и бесснежным теплым ноябрем, ответил однозначно: такой связи нет.

— Даже влияние солнечной активности, а Солнце сейчас на пике, — заметил он, — не оказывает непосредственного влияния на климат Земли. Электромагнитные бури на Солнце непосредственно влияют на наше самочувствие, работу техники, но их непосредственная взаимосвязь с земным климатом не выявлена. Хотя, скорее всего, она есть, но косвенная, через множество других факторов: через воздействие на магнитную оболочку нашей планеты, через различные потоки частиц, которые попадают в атмосферу… Ведь общая интенсивность солнечного излучения практически не меняется. Да, Солнце влияет на нас физически, а как оно влияет на глобальные земные процессы — пока неизвестно. Этим вопросом занимался в свое время Александр Чижевский, основоположник космической биологии. Он, к примеру, исследовал влияние Солнца на исторические процессы. Это влияние статистически доказано, но как оно происходит, каковы его механизмы — этого мы, к сожалению, пока не знаем.