Дети четырёх человечеств

18.01.2014 00:00:00
Дети четырёх человечеств
В нашей крови, возможно, есть и наследие питекантропов — одной из древнейших ветвей человечества. Об этом сообщил старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, кандидат исторических наук Андрей Кривошапкин на международном этно-антропологическом конгрессе «55 и выше».

Как восьмилетняя кареглазая девочка без веснушек из Денисовой пещеры изменила представление об эволюции человека

В нашей крови, возможно, есть и наследие питекантропов — одной из древнейших ветвей человечества. Об этом сообщил старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, кандидат исторических наук Андрей Кривошапкин на международном этно-антропологическом конгрессе «55 и выше», который стал частью программы II Всемирного форума снега в Новосибирске, завершившегося вчера.

— В конце 2013 года был закончен генетический анализ образца кости древнего человека, который морфологически был определен как неандерталец, — рассказал Андрей Кривошапкин. — Результаты оказались для всех очень большим сюрпризом. С одной стороны, это действительно был неандерталец, но в его генах обнаружили наследие гораздо более древней, архаической популяции. Это не свидетельство эволюционного развития, а свидетельство скрещивания, то есть на каком-то этапе эта группа неандертальцев встретилась с группой более архаичных людей, между ними произошло смешение, появилось общее потомство.

Смуглая девочка без веснушек
Напомним, что открытие новосибирскими учеными ранее неизвестного науке вида человека на Алтае в 2008 году стало мировой сенсацией. Экспедиция академика Анатолия Деревянко нашла маленький кусочек кости, который оказался крайней фалангой мизинца девочки, жившей в Денисовой пещере примерно 40 тысяч лет назад.

— Восьмилетняя девочка, кареглазая брюнетка — вот, собственно, и есть тот самый человек-денисовец, — как-то почти по-матерински образно уточнила модератор конгресса доктор исторических наук Ирина Октябрьская, заведующая отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН. — Она стала источником колоссальных откровений, которые привели сначала археологов, а потом и широкую общественность к выводу, что Сибирь изначально была включена в зону формирования человека разумного и его культуры.

И хотя, по мнению Андрея Кривошапкина, Сибирь все же не являлась центром антропогенеза, наш регион стал «виновником» того, что сейчас археологи и палеоантропологи всего мира обязаны радикально менять научную парадигму.

— Все эти открытия стали возможны благодаря холоду и северному положению, — объяснил ученый. — Как говорят генетики, сохранность древней ДНК, обнаруженной в Сибири, просто исключительна — такой сохранности нет нигде. Если обычно речь идет о не более чем пяти — десяти процентах, то в алтайских материалах сохранилось более 50 процентов ДНК.

Откуда человек в Сибири?
— Более тридцати лет назад эволюция человека представлялась, можно сказать, линейно — от древнейших гоминид через стадию ранних питекантропов к неандертальцам, а потом уже к нам с вами, — рассказывает исследователь. — Но постепенно накапливались открытия костных останков, которые не всегда вписывались в эту модель эволюции.

Теперь ученые договорились о такой новой картине развития современного человечества: нашей прародиной все же осталась Африка, откуда примерно полтора миллиона лет назад произошел первый исход людей прямоходящих. Они начали неспеша разбредаться по Евразии — в основном по южным областям. Частично проникли в Европу и уже в эти времена достигли Сибири. Об этом говорит найденная недавно на Алтае ранненеолитическая стоянка под названием Карама, где были обнаружены каменные артефакты первого поселенца в Сибири.

— Абсолютная датировка этого памятника уточняется, но на основании анализа каменной индустрии, которая очень сильно напоминает африканские каменные материалы, и изучения условий залегания данных артефактов в толще отложений принята точка зрения, что самый нижний, ранний слой имеет датировку порядка 800 тысяч лет, — утверждает Андрей Кривошапкин.

Затем, примерно 400 — 500 тысяч лет назад, состоялся второй исход из Африки. Древние мигранты вновь достигли территории Сибири. Как говорят археологические данные, с потомками первой волны они не встретились. По мнению ученых, предыдущее население либо вымерло, либо из-за изменившихся климатических условий ушло южнее. Но уже начиная со второй волны миграции человека из Африки мы можем говорить о том, что южная часть Сибири обрела постоянное население.

Все мы метисы
— Нижние отложения Денисовой пещеры датируются возрастом более 200 тысяч лет. Именно это время считается датой, с которой Сибирь была постоянно заселена людьми, — уточняет Кривошапкин. — А дальше именно на основании второй волны миграции началось формирование следующего подвида человека — неандертальца.

Признано, что последовательного развития от вида к виду в истории человечества не было — на Земле одновременно жили разные виды людей, скрещиваясь между собой, оставляя потомство и передавая свои гены нам.

— Изучение ДНК ныне живущих людей показало, что часть населения, особенно в Юго-Восточной Азии, а еще точнее — в Малайзии, Новой Гвинее, имеет частичное наследие от этих денисовцев — несколько процентов их генов. Это, конечно, меняет практически все концепции и популяционной динамики на территории Евразии, и интерпретации особенностей процесса эволюции человека, — рассказал археолог. — Дальнейшее проведение генетических исследований показало, что и европейцы обладают наследием денисовцев, но в значительно меньшей степени, чем азиаты.

Алтайские неандертальцы передали соседям-денисовцам как минимум полпроцента генов, денисовцы могли унаследовать от пока неизвестного вида до восьми процентов своих генов. Научные данные говорят о том, что неандертальцы скрещивались и с кроманьонцами из волн миграции. Теперь лишь жители Африки могут быть названы чистокровными представителями вида человека разумного, не подвергавшимися гибридизации. Европейцы и азиаты, жители Океании и народы Америки — все мы метисы.

Итак, исследования палеогенетиков показали, что в наших генах отметились как минимум четыре вида человека, четыре человечества: кроманьонцы, неандертальцы, денисовцы и еще кто-то, пока неизвестный, но уже обнаруженный в генах неандертальской женщины из Денисовой пещеры в конце 2013 года. Возможно, это тот, кто в нашей памяти из школьных учебников остался как питекантроп.

— В начале 2014 года стало ясно, что современная наука будет вынуждена перейти от пусть даже обновленной древовидной модели объяснения эволюции человека к новой модели, — рассказывает Андрей Кривошапкин. — Ее можно назвать моделью смешанных, или переплетенных, потоков.

ФАКТ
Как говорят данные палеогенетических исследований, люди, генетически близкие к денисовцам, найдены и на территории Европы — в Испании.