Новосибирск 12 °C

Развитие по единым стандартам

20.02.2014 00:00:00
Развитие по единым стандартам
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали в обход областного центра станет одним из важнейших условий создания Новосибирской агломерации. Схема ее территориального планирования была одобрена на заседании регионального правительства, а также получила высокую оценку межведомственной комиссии Министерства регионального развития РФ.

В регионе реализуется пилотный проект по созданию Новосибирской агломерации

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали в обход областного центра станет одним из важнейших условий создания Новосибирской агломерации. Схема ее территориального планирования была одобрена на заседании регионального правительства, а также получила высокую оценку межведомственной комиссии Министерства регионального развития РФ.

Над пилотным проектом в течение двух лет работали специалисты Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва), Сибирской государственной геодезической академии, Института экономики СО РАН. Идея агломерации — консолидированное развитие территории региона.

Два года назад губернатором Василием Юрченко были сформулированы основные принципы создания Новосибирской агломерации — межмуниципальное взаимодействие, создание единого экономического пространства, повышение качества жизни населения региона. Все они прошли необходимые согласования и были учтены разработчиками проекта.

Не теряя лица
Напомним, что агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — это система поселений и возникшая между ними инфраструктура, дающая возможность сформировать единую политику по основным направлениям развития территории. При этом поселения не теряют своего лица — экономического, культурного, национального.

Как известно, функции города формируются исторически и связаны как с увеличением численности населения, так и с его территориальным разрастанием за счет пригородных территорий. За рубежом крупнейшими агломерациями являются Токио, Мехико, Сан-Паулу, Нью-Йорк.

В России стремительно развивающиеся агломерации — это Москва и Санкт-Петербург. Новосибирск — третий по численности населения город страны — также претендует на столичность путем создания агломерации, то есть «накопления» под одним крылом близлежащих территорий.

По замыслу разработчиков проекта, в Новосибирскую агломерацию, центр которой будет, естественно, в Новосибирске, войдут Бердск, Искитим, Обь, Кольцово, а также восемь районов области. Соответственно, границы агломерации пройдут по территории этих районов, а расчет населения будет производиться по количеству уже проживающих здесь граждан. По предварительным данным, территория агломерации к 2032 году составит 20 тысяч квадратных километров, а численность населения — более двух миллионов человек.

Совет как инструмент управления
В регионе уже проделана большая подготовительная работа по формированию Новосибирской агломерации. Одним из дальнейших шагов является создание совета, который будет осуществлять управление агломерацией.

Под председательством губернатора Василия Юрченко создана рабочая группа, в которой сформирован ряд рабочих подгрупп по отдельным направлениям подготовки создания агломерации. Среди них «Аэросити», «Транспортно-логистичес- кий комплекс», «Наукополис», «Индустриально-строительный комплекс», «Пространственное развитие», «Агрокомплекс», подгруппы формирования социальной среды, а также по разработке структуры управления Новосибирской агломерацией, которая призвана выработать инструменты управления этим проектом.

Напомним, что идеология создания Новосибирской агломерации предполагает сохранение полномочий органов местного самоуправления и границ органов местного самоуправления, которые войдут в ее состав. После выработки конкретной структуры управления планируется подписание соглашения о создании Новосибирской агломерации между ее участниками. Межмуниципальное взаимодействие может быть реализовано в форме объединения в некоммерческое партнерство — Ассоциацию по развитию Новосибирской агломерации.

Точки роста
Авторы проекта еще в ходе его разработки особо отмечали тот факт, что транспортная инфраструктура региона развита достаточно хорошо, в частности автомобильные дороги, такие как Северный обход Новосибирска. В перспективе — строительство Восточного и Южного обходов города. А вот железнодорожного обхода нет, и эту недоработку необходимо исправить при создании агломерации. Проект предусматривает сопряжение транспортной схемы агломерации с развитием федеральной сети высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые должны соединить Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск.

Кроме того, планируется сформировать научно-образовательный кластер — «Наукополис», который будет создан на базе научных центров в новосибирском Академгородке, наукограде Кольцово, поселке Краснообск. Для успешного развития наукоградов необходимо построить единую инженерно-транспортную, социальную, инновационную инфраструктуру.

Еще одной точкой роста станет «Аэросити» в аэропорту Толмачёво. Его основной задачей будет обслуживание гражданских пассажирских и грузовых самолетов, а также воздушных судов Министерства обороны, МВД и МЧС РФ. Развиваясь, аэропорт Толмачёво будет вторым по величине в России после Домодедово.

Проектом предусматривается формирование делового центра, создание транспортно-пересадочных узлов, туристических кластеров, реновация природной среды.

— Модель единого экономического пространства — Новосибирская агломерация — даст возможность региону развиваться по единым правилам, стандартам, законам, но с учетом особенностей отдельных территорий, — отметил губернатор Василий Юрченко. — Позволит создать на востоке России инновационный центр, отвечающий всем современным требованиям. Кроме того, агломерация — это ключевое преимущество региона во взаимоотношении с федеральным центром для продвижения инвестиционных проектов и получения федеральных инвестиций.

КОММЕНТАРИИ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, заместитель губернатора Новосибирской области:
— У Новосибирской агломерации есть неоспоримые преимущества для успешного развития — научный потенциал, выгодное географическое расположение, диверсифицированная экономика. Первый этап разработки и утверждения пилотного проекта схемы территориального планирования Новосибирской агломерации пройден. Задача второго этапа создать механизмы управления огромной территорией — 10,5 тысячи квадратных километров.

Ирина БОКОВА, начальник управления архитектуры и строительства министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области:
— Напомню, что в марте 2012 года было подписано соглашение о намерении создания Новосибирской агломерации с восемью муниципальными районами и пятью городскими округами. Таким образом, муниципальные образования подтвердили свое согласие на развитие в едином русле единой территории. При этом основным критерием являлось то, что границы муниципальных образований не должны изменяться. То есть мы должны научиться взаимодействовать друг с другом, реализовывать инвестиционные проекты вне зависимости от того, на территории какого муниципального образования находится тот или иной объект. В ближайших планах — подготовить и подписать соглашение о создании Новосибирской агломерации между ее участниками. Впереди у нас только эффективное взаимодействие и экономический рост.

Сергей ЗАУСАЕВ, главный градостроитель ОАО «СибНИИ градостроительства»:
— Схема территориального планирования Новосибирской агломерации относится к документам государственного стратегического планирования развития территорий. Актуальность ее заключается в необходимости стратегического самоопределения, формирования крупного центра инновационной экономики международного значения в Сибири для концентрации человеческого капитала и привлечения инвестиций на свою территорию. Второй фактор — преодоление разобщенности и хаотичности градостроительного развития, оформление территории Новосибирской агломерации в самостоятельный объект управления. Третий фактор — объединение рынка инвестиций, потребительского рынка и рынка труда в муниципальных образованиях, включаемых в агломерацию. Четвертый фактор — интегральное развитие инфраструктур, дорожной сети, социальной сферы, снижение разницы в развитии между городами и сельскими поселениями агломерации, выравнивание качества жизни на территории.

Николай КРАСНИКОВ, глава наукограда Кольцово:
— Получив статус наукограда, Кольцово последние десять лет активно развивается в интеграции науки, производства, бизнеса. Наукоград входит в состав объединенного областного кластера IT и биофармтехнологий. Процесс развития продолжается. Достигнуто взаимопонимание с региональным правительством по развитию территории. Мы готовы к интеграции с соседями — Академгородком и Краснообском. Не надо бояться этого процесса. С созданием «Наукополиса» логистика территории Кольцово и Академгородка будет развиваться с учетом дорожного строительства, ведь в перспективе именно здесь пройдет Восточный обход.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: