Новосибирск 2.5 °C

Милый сердцу уголок

29.03.2014 00:00:00
Милый сердцу уголок
Было время, когда на Посевной, как и на других подобных небольших станциях, территория, прилегающая к железнодорожному вокзалу, становилась едва ли не любимым уголком местных жителей. Порядок и уют, а также ореол романтики дальних путешествий, который всегда витает рядом с железной дорогой, манили сюда не только молодежь, но и людей постарше.

Было время, когда на Посевной, как и на других подобных небольших станциях, территория, прилегающая к железнодорожному вокзалу, становилась едва ли не любимым уголком местных жителей. Порядок и уют, а также ореол романтики дальних путешествий, который всегда витает рядом с железной дорогой, манили сюда не только молодежь, но и людей постарше. Где, как не на лавочке у вокзала, так хорошо льется беседа о жизни, радостях и горестях, которые она преподносит!

— За зданием вокзала была ровная площадка, которая располагалась немного ниже, чем сам вокзал, — рассказывает Тамара Николаевна Голдобина. — На ней частенько играли местные ребятишки под присмотром мам, старших братьев и сестер. Там им было раздолье! К рельсам никто не бегал — порядок соблюдался строго. Зато счастливые детские голоса звенели звоночками!..

С годами поселок городского типа благоустроился, похорошел и вокзал, возможно, частично утратил статус главной местной «достопримечательности», но нисколько не потерял притягательности, особенно для тех, чья жизнь тем или иным образом связана с железной дорогой.

К маме на работу
Наша героиня, можно сказать, выросла на железной дороге — все детство пропадала на работе у родителей, Нины Евгеньевны и Николая Васильевича Свинуховых. Жила семья на станции Черепаново и всю свою трудовую биографию «писала» на железной дороге.

— Первым железнодорожником в нашей семье был мой дядя по отцу — Фёдор Васильевич. Он работал машинистом на станции Инская, водил грузовые поезда. Папа по его примеру стал машинистом. Он тоже успел на паровозах поработать, а потом на тепловозах… Я с ним вдоволь накаталась! — с улыбкой рассказывает наша героиня. — Мама была инспектором отдела кадров, но частенько исполняла и другие обязанности. Какое-то время она была инженером по станции Черепаново. Планерки, документы, телеграммы, беседы с людьми… Все это я видела с раннего детства. Все мне было интересно: как велось ознакомление смены с ситуацией на дороге, с тем, что произошло в минувшие сутки где-то на железных дорогах России.

Но особенно девчонкой Тамару привлекал большой пульт в кабинете дежурного по станции: мигающие лампочки, переключатели, кнопочки...

— Я все время думала: как это так?! Они нажимают какие-то кнопочки в определенной последовательности, и поезд идет как надо. И все это ясно видно — полоса лежит. Но это сейчас я понимаю, что это полоса, а тогда многое казалось необъяснимым, — вспоминает она.

Путешествовать с отцом в кабине тепловоза тоже было чрезвычайно интересно: «В то время на станции Черепаново было два тепловоза. Тупики очень дальние, едешь, смотришь… Так много всего любопытного вокруг! Как это получается: вагоны куда-то везут, где-то разгружают, какие-то потом снова собирают, и они следуют дальше туда, где их ждут… Как это все происходит и кто за всем этим следит?!»

Она смеется, говоря, что, учитывая все эти обстоятельства, у нее после десятого класса и выбора иного не было, кроме как подать документы в НИИЖТ. Ведь даже в школе их на производственные экскурсии приводили не куда-нибудь, а на железную дорогу. И ей было очень приятно, что в отличие от некоторых одноклассников она здесь своя и кое о чем даже могла бы ровесникам рассказать сама.

Среди школьных подруг Тамары, с которыми до сих пор ее связывают самые теплые и крепкие дружеские отношения, было немало и детей железнодорожников. О дружбе, пронесенной сквозь года, свидетельствует хотя бы тот факт, что как только вышла в эфир передача «На полустаночке» с нашей героиней, ее телефон раскалился от звонков: «Тамара, тебя по телевизору показывают!»

И черчение подтянем
Пять девчонок дружно подали документы, но поступить из них смогли только три самых сильных. Тамара выбрала экономический факультет. Почему? Точно не помнит. Она в школе училась очень хорошо, математика и физика давались отлично. А вот черчение в сельской школе преподавали слабовато, но это, как говорится, было дело наживное. «Нам в институте очень повезло с преподавателем по начертательной геометрии. Татьяна Васильевна Андрюшина была замечательный педагог, и вскоре я уже не чувствовала никакого отставания от товарищей», — говорит Тамара Николаевна.

Студенческие годы нашей героине запомнились не только интересной учебой, общением с мудрыми и знающими педагогами, но и потрясающей взаимовыручкой. Эта атмосфера, впитанная в молодые годы, остается на всю жизнь, согревая в трудные моменты и помогая оставаться человеколюбом и оптимистом.

Тамара рано вышла замуж и на третьем курсе перешла на заочное обучение. Ее избранником стал студент Сибстрина Евгений Леонидович Голдобин. Оба студента познакомились на чужой свадьбе, год дружили, а затем решили создать «ячейку общества». А пока молодые супруги не успели обзавестись детьми, активно строили свои трудовые биографии.

— Знаете железнодорожные кассы на улице Советской? Я успела там немного поработать. Начинала агентом по приему заказов. Заведующей у нас была Татьяна Ивановна Худякова. Такая славная женщина! Да весь коллектив был замечательный, мы так хорошо общались: и опытные работники, и молодежь… Лена Козлова, Людмила Сафронова — это мои коллеги. Коллектив женский, но очень дружный!

В комнате стояли три стола. За ними сидели Ася Леонтьевна, которая учила новичков, Анна Фёдоровна и Тамара.

— Помню, как Ася Леонтьевна дает мне довольно толстую книгу расписаний и говорит: «Тамара, изучай!» И к карте меня подвела: «Смотри, — говорит, — вот, к примеру 111-й поезд Новосибирск — Адлер. Основные станции: Новосибирск, Исилькуль… и дальше поехала!» Я смотрю в расписание и понимаю, что такого количества станций по каждому маршруту никогда не выучу… А она, словно читая мои мысли, говорит: «Выучишь! Даже не заметишь, как все само собой придет. Ты, главное, большие города запомни, а маленькие автоматически запомнятся…» И правда, я по карте довольно быстро все освоила. Молодая, память хорошая, глаз острый! Это было очень интересно и познавательно. Мне нравилась моя работа… — вспоминает Тамара Николаевна.

О том, что ей нравилась ее работа, за время нашего интервью я услышу неоднократно. Дело даже не в том, что образованному, эрудированному, интеллектуально развитому человеку многое по плечу и во всем он может найти и реализовать какие-то свои внутренние качества, а в том, как подходить к делу. Если с душой, то и дело спорится, и моральное удовлетворение приходит обязательно. Наша героиня, будучи человеком неравнодушным, активным на каждом этапе своей биографии, жадно впитывала новые знания и умело преобразовывала их в жизненный и профессиональный опыт, который переоценить невозможно.

В кассах Тамара принимала заказы по телефону: кому куда надо ехать, каким маршрутом, с пересадками или прямым поездом… Вскоре она уже легко ориентировалась в большинстве маршрутов и работала на уровне с более опытными коллегами.

По окончании учебы супруги уехали из областного центра на станцию Посевная. В то время у молодой четы подрастал первенец — Роман. Когда удалось решить проблему с детским садом, Тамара Николаевна вышла на работу.

Четверть века — на Посевной
К сожалению, на станции Посевная в тот период не имелось ни одной вакансии, а на малой родине нашей героини — станции Черепаново — не хватало дежурного по парку…

— Помню первый рабочий день — это было 8 мая 1984 года, накануне праздника! — говорит Тамара Николаевна. — Дежурный по парку — это постоянная и очень ответственная работа с людьми. Машинисты приезжали, мы им выписывали предупреждения. Тогда все бумаги заполняли от руки. На железной дороге, пожалуй, любая работа требует высокой ответственности, и ты это очень хорошо ощущаешь. Если ограничение скорости ты пропустишь и не дашь машинисту сигнал, представляете, что может быть?! Черепаново — стыковая станция, она работает на двух видах тока: постоянном и переменном; в то время очень важно было не запутаться: поезда на переменном токе едут на Алтай, а на постоянном — на Новосибирск-Главный.

Тепло встретила Тамару на новом месте и обучила всему, чему требовалось, Валентина Четверякова. «Она была мне хорошей наставницей, — говорит Тамара Николаевна. — Вскоре я сдала экзамены, а через какое-то время меня уже перевели на работу дежурной по станции».

Эта должность, по словам нашей героини, была более сложной и интересной. Наконец-то детская мечта Тамары сбылась: она теперь сидела за тем самым большим пультом и от ее решений во многом зависела стабильная работа станции. «Дежурных по станции у нас было два. Одну смену ты проводишь за пультом, в другую чертишь график», — рассказывает Тамара Николаевна.

— Ревизором движения в то время был Василий Гаврилович Принько. По понедельникам каждую неделю мы приезжали в Новосибирск на занятия. Как-то он подошел ко мне и сказал: «Тамара, я ничего не понимаю: ты живешь в Посевной, а ездишь на работу в Черепаново…»

Так случился новый поворот в судьбе Тамары Голдобиной. В том же 1984 году она перешла работать на Посевную, где сначала была также дежурной по станции, а затем возглавила ее работу. Она проработает на этом посту четверть века. Наша героиня признается, что Посевная, которая была полностью на диспетчерской централизации, в плане сложности работы была менее интересна, чем Черепаново. Но здесь был ее дом, семья… Она искренне полюбила Посевную и весь ее коллектив.

Через три с половиной года Тамара Николаевна по предложению руководства сменила на посту начальника станции Посевная Афанасия Васильевича Сопина. «Афанасий Васильевич был очень знающий, опытный. Он хоть и не имел высшего образования, но дело знал досконально!» — говорит она о своем предшественнике. Столь же уважительно и тепло Т.Н. Голдобина отзывается и о молодом начальнике станции Алине Цеуновой, которой она через двадцать с лишним лет передаст свой пост.

— Работы на станции в середине 80-х было хоть отбавляй: много погрузки… Коллектив был молодой, энергичный и очень дружный. Пять дежурных по станции, шесть приемосдатчиков, пять билетных кассиров и две станционных. Правда, многие в то время были без специального образования… — говорит Тамара Николаевна. — Только Татьяна Латушкина была после техникума. Она работала дежурной по станции. Геннадий Поталюк тоже дежурный по станции. Приемосдатчики у нас были очень ответственные: Валентина Ивановна Гукова и Наталья Ивановна Салабаева.

Сложность новой должности и груз возложенной на нее ответственности нашу героиню не испугали. Во-первых, многие нюансы работы ей были знакомы, во-вторых, коллектив свой, родной, в третьих… «Я просто почувствовала, что это мое! Я как будто родилась движенцем, — со счастливой улыбкой любящего свое дело человека говорит Тамара Николаевна. — Конечно, в работе всякое бывает: люди есть люди, порой могут ошибаться. Но у меня какое-то внутреннее чувство было… Какая бы ситуация ни сложилась, у меня — щелк — будто что-то переключилось в голове, и я понимала, как правильно нужно поступить…»

— Коллектив был потрясающий! Мы не просто работали слаженно, но и отдыхали вместе. И если беда у кого случилась, все отзывались, помогали, поддерживали друг друга всегда. Удивительная атмосфера!!!

Симпатичный уютный вокзальчик на самом деле очень старый, 1928 года постройки. Надо отметить, отделанный сайдингом при реконструкции в 2007 году, он посвежел и выглядит теперь современным и даже стильным. А когда Тамара Николаевна только пришла работать на Посевную, все было иначе. Они с девчонками дружно скидывались с зарплаты, чтобы купить краску и подновить пол на вокзале или окошко освежить. Заботливые женские руки всегда следили за чистотой и стремились сделать станцию не только уютной, но и эстетически привлекательной. Елочки посадили, установили удобные лавочки…

— Очень важной вехой стало асфальтирование привокзальной площади, — говорит Тамара Николаевна. — До того вокруг было очень грязно. И пассажиры, и мы в сапогах ходили. Я обратилась к директору опытно-производственного хозяйства «Посевное» Анакову, он поддержал, понимая, что речь идет об удобстве всех местных жителей и приезжающих, помог привести привокзальную площадь в порядок.

В последующие годы руководство РЖД стало уделять повышенное внимание состоянию небольших вокзалов и модернизации оборудования станций. У Посевной даже появились шефы станции. Сначала таким шефом была Наталья Владимировна Хадзитская, начальник сектора охраны труда в Новосибирском отделении дороги. «Она очень много сделала для нашей станции, помогала решать разные вопросы, — говорит Т.Н. Голдобина. — Сейчас шеф станции— Роман Игоревич Шаимов».

В сложные перестроечные годы, когда шли перемены в стране, рвались экономические связи, падали объемы погрузки, на железной дороге, как и в других отраслях, происходило сокращение кадров. Но делалось это вдумчиво, с заботой о людях. По словам Тамары Николаевны, на Посевной никто не ушел просто «на улицу», всем нашли другое место работы, никого не бросили…

— Было время, когда у меня из шести остался всего один приемосдатчик — Наталья Ивановна Салабаева, человек потрясающего уровня ответственности, надежная, знающая. Работа на железной дороге круглосуточная — и в выходные, и в праздники… С одной стороны, ты и не привязан, но в то же время и не уйдешь. Если она дома находится, только вагоны пришли, она снова тут…

И на больничный тогда практически никто не ходил. Все понимали, какие проблемы это создаст на работе, как трудно будет оставшимся. Сама Голдобина если и была на больничном, то только в первые годы работы, когда маленький сынишка порой прихварывал, а потом — ни разу.

Одна команда
Они работали дружной, слаженной командой, в которой каждый был готов подставить плечо другому: Татьяна Станиславовна Савченко, Михаил Иванович Шикарев, Ольга Мусейевна Лошкарева, Елена Николаевна Волкова. Позже пришел в коллектив Александр Иванович Шапаренко. Многих из них на работу принимала уже Тамара Николаевна.

— Какую часть работы начальника станции составляет умение собрать крепкий коллектив? — спрашиваю я ее.

— Это самое главное! — отвечает Тамара Николаевна. — Здесь за все отвечаю я в одном лице, в отличие, скажем, от такой станции, как Черепаново, где были и заместитель начальника станции, и главный инженер… На станциях IV — V класса все эти функции выполняет начальник станции. Надо и комиссионные месячные осмотры проводить, и все остальное под контролем держать. С начальника станции за все спрос: у путейцев ли неполадки, у связистов ли… Надо во всем разобраться и правильно поступить… При объезде начальника отделения надо быть готовой на любые вопросы ответить. Неполадки порой, конечно, случались, но разборы у нас всегда были очень качественными. Детально разбирались в своем кругу и вовремя предоставляли протоколы руководству. А с 2005 года на станции не было ни одной неисправности.

— Как вам удалось этого достичь?

— Мы слаженно работали, и коллектив был профессиональный. Пришел к нам очень хороший электромеханик — Евгений Михайлович Зырянов. В 2000 году была проведена модернизация станции, мы установили новый пульт, реконструкция была проведена, маневровые светофоры установили, пока шла притирка, еще случались мелкие неисправности, но потом — нет. Это очень важно, когда рядом с тобой очень ответственные люди работают по путейской части, по линии СЦБ… Привод, стрелочки — это же сердце… А для того, чтобы все это хорошо работало, нужен спрос со всех. У нас получалось.

Она очень тепло отзывается обо всех, с кем довелось поработать: и о рядовых сотрудниках, и о руководстве. «Когда я пришла на Посевную, начальником отделения был Владимир Филиппович Зайко, потом Василий Тимофеевич Васильев, потом Владимир Иванович Старостенко».

Отлучиться Тамаре Николаевне со станции даже ненадолго можно было исключительно с разрешения руководства и только оставив вместо себя надежного человека. У нее такие помощники были. «Звоню: «Елена Николаевна, подстрахуй меня!» или «Татьяна Станиславовна, пригляди тут, пожалуйста!» — вспоминает Т.Н. Голдобина. — И не было случая, чтобы они когда-то мне отказали или чтобы меня подвели!» Когда начальник станции уходила в отпуск, за нее всегда оставалась исполняющей обязанности Татьяна Станиславовна Савченко.

Молодая смена
Когда пришло время выйти на заслуженный отдых, почетный работник Западно-Сибирской железной дороги, трехкратный обладатель звания «Лучший начальник станции» (в 2007, 2010, 2011 годах) Тамара Николаевна Голдобина передала бразды правления в руки Алины Цеуновой. Молодой начальник станции в интервью передаче «На полустаночке» сказала: «Стараюсь держать ту планку, которая была установлена Тамарой Николаевной».

Одна из жительниц Посевной, Мария Дмитриевна Черепанова, так отозвалась о нашей героине: «Я ее люблю и уважаю как свою дочку. Когда бы я к ней ни обратилась, вот уже и на пенсии, она мне всегда поможет!» И с этим согласились бы многие.

Сегодня железнодорожную династию этой семьи продолжают дочь Наташа и ее муж Денис. Старший сын Тамары Николаевны и Евгения Леонидовича Роман успешно окончил Академию государственной службы и сегодня работает в силовых структурах. Наташа младше брата на десять лет. Она окончила школу с золотой медалью и из всех новосибирских вузов предпочла… СГУПС. Вот только не экономический факультет, как мама, а сознательно стала движенцем и училась на факультете управления процессами перевозок.

О начале своего трудового пути Наталья, сознательно не искавшая «кабинетной работы» и решившая изучить железную дорогу с азов, как мама, говорит:

— Рада, что начала с рядовой рабочей специальности приемосдатчика. Это трудная работа на улице, а не в кабинете, но она дает ценный опыт и знания, которые из книг не получишь. На мой взгляд, эти ступеньки очень важно пройти. Теперь знаю все в деталях, и меня трудно ввести в заблуждение…. Как технолог отчасти проверяю тех же приемосдатчиков, и то, что знаю работу изнутри, мне очень помогает!

Дочь, как и мама, лидер по натуре и отчасти максималист: если берется за что-то, то старается сделать на отлично. Она уже защищала грант для дороги. На ее защите присутствовали и начальник дороги Александр Витальевич Целько, и президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин.

Сейчас Наташа работает технологом в Новосибирском центре организации работы станций. Ее муж Денис Владимирович (кстати, выпускник Ростовского железнодорожного университета, окончивший вуз с красным дипломом) тоже технолог, но в вагонном хозяйстве. Так что традиционные споры вагонников и движенцев в их доме не смолкают, правда, как признаются оба, это происходит всегда весело и с юмором.

Главная сегодняшняя забота нашей героини — маленькая внучка Маша, о которой Тамара Николаевна заботится со всей нежностью и любовью, на которые способна настоящая бабушка.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: