Новосибирск 4.9 °C

Вадим РЕПИН: «Место встречи — любимый город»

17.04.2014 00:00:00
Вадим РЕПИН: «Место встречи — любимый город»
То, что произошло этой весной, в последний день марта — первой декаде апреля, в культурной жизни Новосибирска, трудно переоценить. Впрочем, такую сверхзадачу и ставил художественный руководитель I Транссибирского арт-фестиваля Вадим Репин — проложить через наш город новую культурную магистраль мирового масштаба.

То, что произошло этой весной, в последний день марта — первой декаде апреля, в культурной жизни Новосибирска, трудно переоценить. Впрочем, такую сверхзадачу и ставил художественный руководитель I Транссибирского арт-фестиваля Вадим Репин — проложить через наш город новую культурную магистраль мирового масштаба.

Двенадцать фестивальных дней были полны событий — неординарных, эксклюзивных, самого высокого художественного уровня и эмоционального накала, включающих подвижнический труд артистов, девятый вал зрительских волнений и впечатлений, череду открытий и откровений не только в рамках мировых и российских премьер, но и на репетициях, в общении с музыкантами, чьи имена являются украшением афиш самых престижных площадок планеты. Можно сказать, всеми участниками по обе стороны рампы за две недели была прожита большая маленькая жизнь в искусстве.

Форс-мажор как победа
Был в ней, кстати, и форс-мажор, когда на заключительный концерт не смог приехать маэстро Валерий Гергиев. Художественный руководитель фестиваля Вадим Репин принял, безусловно, мужественное решение — исполнить Первый скрипичный концерт Шостаковича без дирижера. Это было сенсацией, но не авантюрой: у этого решения имелись изначально весомые аргументы «за». Какие? Об этом Вадим Репин, подводя итоги фестиваля, рассказал подробно.

— Признаюсь, сейчас делиться впечатлениями мне трудно: три ночи за эти дни удалось поспать нормально, все остальное время — под стрессом. Но такое количество адреналина, очевидно, работало на то, чтобы организм в последние минуты не дал сбоя.

Заключительный концерт, наверное, был для меня самым серьезным и сильным профессиональным испытанием за всю мою жизнь. И тут глубокий поклон филармоническому симфоническому оркестру, музыкантам за то, что они не испугались, не просто вышли из ситуации, не просто пошли за мной, не задавая ни одного вопроса, а серьезным образом сделали совместную большую работу: в течение четырех часов мы репетировали практически без перерыва для достижения цели.

И концерт — как ее результат. Да, всегда есть какие-то вещи, на которые можно обратить внимание, что-то поправить, но это было живое исполнение! И что, на мой взгляд, было совершенно неповторимым и уникальным, в своем роде одним из лучших исполнений этого концерта — артисты оркестра играли его так, как я это вижу в своих самых лучших фантазиях. Это было совместное исполнение симфонии, а не банальный аккомпанемент очередного скрипичного концерта.

…Конечно, если бы Валерий Абисалович приехал, было бы все замечательно и изумительно. И это была бы потрясающая финальная точка нашего фестиваля! Серьезные обстоятельства повернули ход событий иначе, но мне кажется, что нам удалось выйти из этой ситуации с гордостью и опять же удивить публику, подарив ей согласно концепту фестиваля мировую премьеру. Сверх программы — экстра-бонусную.

Я не считаю, и никогда не буду воспринимать этот концерт как мой дебют в дирижировании. Точка, восклицательный знак! Это было мое растворение в данном коллективе. Это было совместное музицирование.

На самом деле, у меня немалый опыт подобных выступлений. Одно из самых счастливых сценических переживаний — когда лет десять назад в Карнеги-холле с идеей исполнить концерт Прокофьева № 2 без дирижера ко мне пришли музыканты великолепнейшего в истории музыки камерного ансамбля Amadeus. Они из принципа все играют без дирижера, никогда дирижеров не приглашают. И я тогда в первый раз очень испугался: я должен был выступать не только в роли солиста, но лидера.

Зато это стало для меня настоящим уроком — я выучил партитуру концерта наизусть, как собственную партию. Что стало переломным моментом моего отношения именно к партитуре оркестровой. Поэтому теперь те произведения, которые я играю, я и написать на бумаге от первой до последней ноты могу, и дирижировать, и все что угодно – знание партитуры доскональное.

Я настроен на диалог
— Огромное удовлетворение от реакции людей, от реакции публики. Потому что, по моему мнению, для концерта, чтобы он состоялся, стал чем-то особенным, одних музыкантов недостаточно. В зале должны быть люди, которые могут сопереживать, найти в себе душевные силы стать частью этого путешествия… Почему поп-музыка имеет больше слушателей, почему она так популярна? Потому что в ней не нужно соучастие такого рода.

В классической же музыке довольно часто случается, что свидетель и слушатель к концу концерта чувствует настоящую физическую и моральную усталость. Те, кто способен это почувствовать, дарят нам, музыкантам, самые счастливые моменты. И мне кажется, что качество нашей публики — как они слушали на всех концертах, аплодировали между частями — именно такое. Кстати, к этим аплодисментам я отношусь исключительно положительно. Когда после первой части концерта Чайковского нет оваций, то я, честно говоря, признаюсь, очень неуютно себя чувствую. Это, наверное, у меня было три-четыре раза за 20 лет. В силу разных причин. Может быть, действительно, «не проняли», а, может, с другой стороны, настолько сильна традиция между частями не принято хлопать — нельзя и все!

По-моему, это прекрасное проявление чувств, которое любого артиста должно только радовать. Есть, конечно, педанты, которые носом могут повести, есть и артисты, которые играют в своем мире, для себя. Им абсолютно без разницы, кто перед ними, с кем они коммуницируют или вообще в вакууме находятся… Есть люди, которые реально любят путешествовать в одиночку. Все зависит от личности. Мой склад творчества рассчитан на диалог со слушателем. Поэтому для меня очень важны знаки проявления его чувств.

Снежный ком азарта
— С мамой общались на протяжении всего фестиваля, к сожалению, только в моей артистической. Первые два дня, это было 26 марта, когда мы только прилетели в Новосибирск, и было назначено большое количество репетиций (чтобы все намеченное прошло на максимально высоком уровне), я жил дома. Но не мог спать до шести утра, потому что до открытия, до 31 марта, велась еще и невероятная по объему организационная работа.

Я переехал в гостиницу, чтобы быть рядом с Олегом Белым (директором фестиваля. — Ред.). Ближе к открытию работа пошла по 24 часа, а потом, как говорит Олег, и по 26 часов в сутки… 31 марта вопросы ко мне со стороны Олега исчезли, потому что он понял: мне есть чем заняться, кроме этого. Это дало мне некоторое спокойствие. Я все равно не спал, все равно какие-то вещи наговаривал и записывал себе в телефон.

Весь репертуар фестиваля — в голове, и от него невозможно избавиться, работа мозга идет безостановочно. При этом где-то между музыкальными частями приходили и какие-то организационные моменты: – надо сделать это и это. И с утра я отправлял e-mail или устно что-то озвучивал. Когда я вчера Олегу сказал: «Надо сделать…», — он мне ответил: «Это было сделано три дня назад…»

Хочу сказать о необычайно ответственном отношении во время фестиваля к своим обязанностям персонала филармонии: я имею в виду водителей и всех-всех-всех — ни одной осечки! Конечно, нами было все спланировано, но исполнители этого запутанного и в то же время гибкого круглосуточного плана работали фантастически. Думаю, во-первых, здесь имеет место такой эффект: сначала мы заразили их своей идеей, потом они нас своей работой, и все это росло, как снежный ком, а во-вторых, когда профессионалы чувствуют запах творчества, в чем бы то ни было, когда удается построить что-то новое и оно заработало, появляется азарт. Ну и, я думаю, к тому же это люди такие…

Кстати, особую атмосферу и слаженность фестиваля оценили и его участники. Все они бывали на многих международных фестивалях, им есть с чем новосибирский сравнить, и, что удивительно, они шлют e-mail с самыми теплыми отзывами. Как сказал Олег, приехали участниками, уехали друзьями. Добавлю: на фестивале в качестве гостя побывал наш друг, высокопоставленное лицо из Японии. Также высоко оценив новосибирский арт-фестиваль, он сказал, что уже на будущий год приток японских туристов Новосибирску гарантирован.

Мы посадили дерево

— Как я говорил в течение всего фестиваля, наша идея — символически посадить дерево. И мне кажется, что ростки этого дерева уже появились: определились направления, по которым он будет жить и развиваться. Это и разносторонность искусств, и наше внимание к следующим поколениям музыкантов и слушателей, и спектр художественных фантазий.

Конечно, очень сложно будет сделать второй фестиваль. Но у нас уже есть интересные, далеко идущие планы, мечты и на протяжении нескольких месяцев параллельно с подготовкой и проведением первого фестиваля ведется работа по их реализации. Я не скажу вам сейчас никаких деталей, потому что какой смысл?

Замысел таков: одно дело — приехать, поразить воображение и оставить хорошие впечатления, другое — возвращаться. Когда возвращаешься второй раз, у всех совершенно другие ожидания. Чтобы остаться на уровне и градусе первого впечатления, надо приложить гораздо больше труда, выдумки, фантазии. Теперь, правда, мы немножко лучше знаем вкусы новосибирской публики. Это совершенно не означает, что мы будем кроить программу под чьи-то вкусы, но мы можем сделать для себя некоторые выводы, опять же опираясь на мой и вкус директора фестиваля, с которым мы работаем в тандеме и все решения по возможности принимаем совместно.

Моя мечта, чтобы в городе в дни фестиваля царила атмосфера праздника. Чтобы это не была радость лишь для определенной публики, для определенного количества людей, а чтобы каждый мог делиться впечатлениями — кто-то от концерта, кто-то от оперы, балетной постановки и так далее. Это создает новые возможности общения, больше интересных тем в разговорах друзей.

...Я счастлив, что наш фестиваль состоялся и прошел успешно. Наверное, через несколько дней отосплюсь и буду еще более счастлив — у меня четыре дня без концертов, я лечу в Милан. В Милане буду поддерживать Светлану (жена Вадима Репина Светлана Захарова — прима Большого театра. — Ред.), которая танцует в Ла Скала несколько спектаклей подряд. Она там этуаль, то есть прима-балерина. В Большом театре это как бы позиция — их несколько прим, а в Ла Скала — это один человек. Причем Светлана является первой в истории этого театра не итальянкой-примой уже на протяжении нескольких лет… Как поддерживать? Нежно и трепетно: ходить на спектакли, одаривать цветами и вниманием.

ФАКТ
Для исполнения программы «Па-де-де на пальцах и для пальцев», в которой принимали участие Вадим Репин, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, солисты балета и Камерный оркестр филармонии, Новосибирский театр оперы и балета выделил и смонтировал на сцене Концертного зала им. А.М. Каца специальное балетное покрытие

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: