Новосибирск 1.5 °C

Педагогический Эверест Елены Коротневой

15.05.2014 00:00:00
Педагогический Эверест Елены Коротневой
Пятиклашки шумными стайками врываются в кабинет: только что была физкультура, и ребята еще не остыли от двигательной активности. Остался последний на сегодня урок, но отдохнуть на нем не удастся — ребятам предстоят интерактивные 45 минут географии вместе с лучшим учителем области 2014 года Еленой Валентиновной Коротневой.

В Новосибирской области в 21-й раз выбрали лучшего учителя года. Свое первое большое интервью победительница конкурса дала корреспонденту нашей газеты

Пятиклашки шумными стайками врываются в кабинет: только что была физкультура, и ребята еще не остыли от двигательной активности. Остался последний на сегодня урок, но отдохнуть на нем не удастся — ребятам предстоят интерактивные 45 минут географии вместе с лучшим учителем области 2014 года Еленой Валентиновной Коротневой. Звенит звонок, звучит традиционное приветствие «Друзья мои», и начинается педагогическое волшебство.

На одном дыхании
Договариваясь о встрече и интервью с победителем XXI Областного конкурса, учителем географии новосибирского лицея № 136, мы заранее обсудили возможность побывать на одном из уроков Елены Валентиновны. Одно дело — слушать хвалебные отзывы специалистов и коллег, и совсем другое — воочию убедиться в уникальности и неповторимости педагога. Даже спустя 20 лет после окончания школы я с благодарностью и теплотой вспоминаю большинство своих учителей, но, говоря откровенно, ТАКОГО в наше время и близко не было.

Тема урока — царства грибов, растений и животных: все то, что изучали на последних занятиях.

— Давайте вспомним все признаки этих царств, найдем общие и уникальные для каждого, — Елена Валентиновна сразу вовлекает класс в диалог, общение.

— А если все не вспомним? — звучит робкий голос из-за парты.

— А как получится, — добродушный тон учителя настраивает на то, что ошибок или неточностей можно не бояться.

Несколько секунд заминки — до первого смельчака, после чего класс напоминает знаменитый «лес рук»: но не в юмористическом смысле, а в самом прямом. Самых активных учеников буквально распирает от желания дать ответы на все вопросы Елены Валентиновны, но та, словно опытный дирижер, управляет не только «первыми скрипками», но и подключает ребят и девочек, сидящих тихо и скромно. Похвалы за удачные ответы звучат повсеместно, а вот слова с отрицательной окраской под негласным запретом: как только ребенок начинает рассуждать неправильно, Елена Валентиновна энергичными жестами рук намекает ему вернуться на путь истинный.

К концу урока темп только возрастает, активность учителя и учеников бьет ключом, и звонок об окончании некоторыми воспринимается даже с досадой — столько интересного еще не успели обсудить. Но радость познания продолжится на следующем уроке, который ребятишки будут ждать с нетерпением.

Полуторавековая династия
После пяти уроков в первую смену Елене Валентиновне отдохнуть бы немного, перевести дух и подготовиться ко второй смене, но, как настоящий профессионал, она достойно справляется с навалившейся на нее славой и в интервью не отказывает.

— Елена Валентиновна, после пяти уроков вы невероятно бодры и оптимистичны. Неужели совсем не устаете, хотя бы морально?

— Скажу откровенно: за 20 лет, что я работаю здесь, у меня ни разу даже не возникло мысли о том, что я не хочу идти на работу. Даже если дома или у близких были какие-то проблемы, на время уроков я забываю обо всем и действительно подпитываюсь энергией от учеников. Конечно, постоянно уроки в таком темпе, как сегодня, проводить невозможно. Они, как правило, приходятся на завершение большой темы, когда нужно подытожить изученное, расставить акценты. Порой детям необходимо и учебник почитать, сделать лабораторные работы, самостоятельно позаниматься дома.

— Наверняка сказываются гены, ведь вы представитель уникальной педагогической династии?

— В нашей сфере есть и более уникальные династии, тем не менее общий педагогический стаж нашей семьи уже составляет 147 лет. Все началось с моей бабушки Анны Алексеевны, работавшей учителем начальных классов, мама была учителем русского языка и литературы и директором школы и только два года как ушла на заслуженный отдых. Папа преподает до сих пор — ОБЖ и черчение. Говорит, что года два еще точно будет трудиться. Что интересно, все они работали в селах Венгеровского района, где и я закончила школу и поехала покорять Новосибирск.

Сейчас думаю, что не будь за мной такой семейной истории, я, возможно, и согласилась бы продолжить обучение в аспирантуре — звали очень активно, но я твердо решила, что только школа, только практическая работа. И повторю, ни разу не пожалела!

Дети не могут быть хуже…
— А почему вы выбрали географию и биологию, а не русский и литературу, допустим, как мама?

— Сказался юношеский романтизм: у меня были знакомые, которые уже учились на этом факультете и так увлекательно рассказывали о преподавателях, о полевых практиках и экспедициях, что я не выдержала. Предметы, надо отметить, очень увлекательные, в буквальном смысле — живые, постоянно меняющиеся. Я в последнее время немного отошла от биологии, преподаю пока только географию, но не сомневаюсь, что скоро вернусь и ко второй специализации. Уже скучаю…

— Елена Валентиновна, последние годы в сознание людей постоянно внедряют мысль, что школьное образование становится более слабым, поверхностным, да и дети уже не те, что были раньше. Вам, как человеку, находящемуся внутри процесса, наверняка неприятно это слушать?

— Особенно когда сказанное категорически не соответствует действительности. С точки зрения учителя могу сказать, что нам работать стало гораздо легче, особенно технологически: интерактивные доски, компьютеры, огромные массивы ранее недоступной информации, не то что раньше — глобус, атлас и контурные карты. Благодаря тому же Интернету старшеклассникам гораздо легче проводить самостоятельные исследования, они лучше учатся работать с материалом, способны отсеивать лишнее и оставлять самую суть.

Да, дети стали более «быстрыми», активными, продвинутыми, чем их сверстники 20 лет назад, но они всегда остаются детьми. Я вообще не понимаю, как ребенок может быть «хуже»: они все хорошие, а то, какими выйдут из школы, зависит не только от родителей, но и от нас, учителей.

— Не могу не спросить про ваше отношение к ЕГЭ, который был и остается своего рода страшилкой…

— Один очень большой плюс ЕГЭ — это внешний, независимый от учителей, аудит знаний. Раньше мог попасться выученный или невыученный билет, так что дети на всякий случай зазубривали все подряд. В ЕГЭ есть и момент аналитики, размышления, особенно в гуманитарных предметах, когда можешь точно не знать какой-то нюанс, но догадаться, если в целом в теме. К тому же мы теперь все вместе готовимся к экзаменам, тщательно разбираем принцип составления и выполнения экзаменационных заданий. Первое время, не спорю, был стресс для детей, но теперь уже все привыкли, и тот, кто знает предмет, вряд ли провалит ЕГЭ.

Не все вершины еще покорены
— Недавно вас признали «Учителем года» в Новосибирской области. Что испытывали в тот момент? Что вообще самое главное в конкурсе? Как стать самым достойным среди лучших?

— Для меня самое главное — сделать первый шаг, и уж если я ввязалась в «авантюру», то нужно идти до конца. В 2001 году я заняла второе место на районном конкурсе, затем стала лауреатом (вошла в десятку лучших) на городском «Учителе года». Тогда я считала это очень хорошим результатом, но теперь подходила к конкурсу уже совсем с другими целями. Осенью прошлого года было первое место в районе, потом победа в городском конкурсе, так что и на областном уровне я собиралась попасть в пятерку.

— Всего лишь? А как же «идти до конца»?

— Конечно, в душе я мечтала о победе, но вы не представляете, какой тяжелейший выбор был у членов жюри. 27 участников, лучшие педагоги из районов области — все такие талантливые, креативные, необычные. Нисколько не кривлю душой, но победителем мог стать любой, и это было бы справедливо.

Когда я узнала, что стала лучшим учителем области, была радость. Но не абсолютная, тяжкий груз с плеч не упал. Я понимаю, что мне еще и на Всероссийском конкурсе честь области защищать (смеется. — Ред.).

— А там какие планы?

— Озвучивать пока не буду, но цель у меня, конечно же, есть — без этого нельзя.

— У вас уроки практически каждый день, иногда — в две смены. Кроме того, классное руководство, неизменная бумажная работа. Удается ли отдохнуть? Как любите проводить отпуск?

— Географу в отпуске просто необходимо путешествовать, и я благодарна, что моя семья позволяет мне это делать. Причем неважно, будет это уголок России или заграница. Я, помимо отдыха, всегда найду себе новый материал для уроков. Ну и о детях своих не забываю, они — мое лучшее лекарство от усталости: сын заканчивает десятый класс, а дочка в этом году пойдет в первый. В мамину школу, естественно!

КОММЕНТАРИЙ
Галина СОЛОМЕЕВА, директор лицея № 136 Новосибирска:
— В нашем лицее работают 14 победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов, и вот теперь есть лучший учитель области. Лену я знаю 20 лет — мы с ней в школу в один день пришли работать — и не перестаю удивляться тем позитиву и доброте, что от нее исходят. Неудивительно, что ребятишки ее просто обожают — и маленькие, и старшеклассники.

Интересный факт: в последний день областного конкурса среди его участников проводилось внутреннее неофициальное голосование, и многие участники написали, что считают лучшей Елену Валентиновну. Так что жюри только подтвердило то, что было очевидно и ученикам, и коллегам!


ФАКТ
Одной из творческих «фишек» Елены Коротневой являются уроки, когда главным становится кто-то из учеников, побывавших в интересной точке России или мира. Во-первых, и сам ребенок, рассказывающий и отвечающий на вопросы, чувствует себя «звездой», а во-вторых, живая информация воспринимается гораздо легче, чем со страниц учебника или из Интернета

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: