Новосибирск 7.7 °C

Константин РАЙКИН: «Люблю балдеть!»

31.05.2014 00:00:00
Константин РАЙКИН: «Люблю балдеть!»
Встреча с народным артистом РФ художественным руководителем Московского театра «Сатирикон» Константином Райкиным в off-программе фестиваля «Ново-Сибирский транзит» была обозначена как мастер-класс по актерскому мастерству. Заполненный под завязку крошечный зал театрального клуба «Пуля» дышал нетерпением: как это будет?!

Встреча с народным артистом РФ художественным руководителем Московского театра «Сатирикон» Константином Райкиным в off-программе фестиваля «Ново-Сибирский транзит» была обозначена как мастер-класс по актерскому мастерству. Заполненный под завязку крошечный зал театрального клуба «Пуля» дышал нетерпением: как это будет?! Сам Райкин, великий, ни с кем не сравнимый, поделится секретами волшебства?! Иначе его пребывание на сцене не назовешь. А Новосибирск, в основном благодаря двадцатилетней уже истории Рождественского фестиваля и гастролей «золотомасочных» спектаклей, воочию видел это великолепие не раз — феерические главные роли в «Превращении» Кафки, «Контрабасе» Зюскинда, шекспировском «Ричарде III». И вот нынче зимой — «Вечер с Достоевским» по «Запискам из подполья», где в течение полутора часов, практически находясь на подмостках один, артист погружал зрителей в такие психологические глубины личности героя, что вынырнуть без его же помощи залу было бы трудно…

Лучшие стороны «Я»
И на этот раз, как и на спектаклях, он появился под аплодисменты. Оглядел аудиторию, положил на стол джинсовую бейсболку, улыбнулся и сказал, что довольно опрометчиво называть это мероприятие мастер-классом, потому что, хотя здесь собрались в основном студенты театрального института, он не хотел бы сейчас делать какие-то упражнения и вести тренинги…

— Я хочу вам кое-чего рассказать, — начал мэтр не интригующе, а как-то очень доверительно, и начался серьезный (разумеется, под взрывы смеха — чувство юмора у Константина Аркадьевича наследственное, выдающееся) разговор о профессии, в которой большинство собравшихся делает первые шаги, а сам Райкин отдал более 40 лет. Столько же лет он профессионально преподает, недавно открыл собственный театральный вуз — Высшую школу сценических искусств, проще — Театральную школу Константина Райкина.

…И получился гениальный мастер-класс — не о форме, а о сути актерского дела, его сердцевине и душе. Причем педагогический дар гостя оказался того же уровня, что и все другие, уже известные миру его таланты. Например, чего стоила история о ГИТИСе советских времен — главной кузнице театральных профессионалов времен СССР... Там, по словам Райкина, студенты-первокурсники по полгода репетировали этюды на тему «Я в предлагаемых обстоятельствах».

— В этой теме, — «умиляется» рассказчик, — студент должен был демонстрировать только лучшие стороны собственного «Я». То есть шла борьба хорошего с прекрасным. Если в этюде герой поссорился с девушкой, то он не посылал ее, как привык делать на самом деле, а вначале, перед расставаньем, вежливо помогал ей надеть пальто… И видеть это было невыносимо.

Мастер-класс о главном
О своих принципах преподавания артист говорил без пафоса, и некоторые вещи, глубокие, сокровенные, возможно, трогали слушателей до слез. Но слезы эти — Райкин не был бы Райкиным! — тут же тонули в смехе и радости сопереживания тому моноспектаклю на тему профессии, который разыгрывался здесь и сейчас.

Встреча продолжалась почти три часа, поэтому вниманию читателей — только фрагменты.

* * *
— Я не всегда знаю, как надо преподавать — и сорок лет преподаю! Но я сам по-прежнему ученик, и это в себе очень люблю. Продолжаю учиться у своих студентов, у очень хороших педагогов. Я совершенно не мэтр, который достиг чего-то в искусстве. Я больше всего люблю в себе состояние удивления и потрясения. Вот я люблю рот открыть. Балде-е-е-еть я люблю! И не люблю тех, которые не любят балдеть. Мне кажется, очень важное качество человека, занимающегося театром, искусством, уметь удивляться и потрясаться, радоваться чужому таланту и понимать, что ты так не можешь…

Вертеться на пупе
— В театре «Сатирикон» работать трудно. Я даже берусь утверждать, что в этом театре артистам работать труднее, чем в любом другом. Потому что этот театр требует невероятной отдачи — невероятной отдачи требую я. Такой добрый и вполне интеллигентный диктатор и убийца. Я люблю своих артистов и студентов — это люди моей жизни. Никого не люблю, как их. Но в этой любви я могу оторвать башку. За несоответствие. Понимаете: люблю и мучаю, потому что люблю. Поэтому мучаю. Потому что люблю...

* * *
— Я просто считаю, что в современном театре только так — выкладываясь полностью — и можно работать. Театру приходится выживать в очень серьезной конкуренции с огромным количеством вариантов досуга — телевизором, кино, ночными клубами и другими способами времяпрепровождения. Чтобы отстоять свое право на внимание со стороны людей, ему сегодня очень надо вертеться на пупе. Это раньше, будучи одним из двух-трех вариантов досуга, театр мог так важничать. (Тут следует гримаса, которая раскалывает смехом зал, и в ней — масса смысла, непередаваемого словами. — Авт.)

* * *
— Театром надо заразиться. Театр, с моей точки зрения, искусство, требующее фанатичного к себе отношения. Без влюбленности, даже оголтелой любви к театру на сегодняшний день ты не выживешь в профессии. Потому что по внешним, мещанским, параметрам дело это проигрышное. Ну, денег нету. Всегда нету. Известности оно не дает. А это же страшные искушения — слава, деньги…

* * *
— Антреприза, кино, телевидение, сериалы, корпоративы — для артистов существует куча бабконосных вариантов. Это, как правило, варианты нехорошие в смысле творчества — дьявольские. Ты чаще всего деградируешь, занимаясь такого рода деятельностью. Театр предлагает вариант творчества бескорыстный и жертвенный. А за это получаешь только самое главное — власть над залом. И это самое высокое счастье. У меня в театре есть артисты, которые через это прошли и ни на что это не променяют. Когда спектакль идет хорошо, вся эта разнородная масса людей в зале добровольно, полюбовно отдается вам в рабство, и как одно большое животное следит за артистом на сцене — в одну сторону головы и взгляды повернули, в другую. Как дети — лица растопыренные! Иногда даже плачут. Такие дураки божественные, отдавшиеся твоей воле…

Не верю!
— Надо сказать, что я сам очень трудно работаю. Всегда. Вообще. И не люблю этих, прищелкивающих пальцами при работе. Я не верю в легкие пути в творчестве. Не верю! Это все легенды про Моцарта, который там — ох-ах! Ничего подобного! Он тяжелейшим образом работал. И никогда не верьте, что театр — легкая работа и работать весело. Иногда весело, а иногда — ну умереть хочется. Почему я на репетиции не пускаю никого из посторонних. Потому что это кровохарканье. Обязательно наступают моменты, когда я вижу — ничего не получится! Не просто: у меня не выходит, а не получится! У меня каждая работа оплачена жутким страданием. Оттого, что женщина рожает несколько раз, ей не становится легче, все равно больно, все равно мучится. Актерство сродни этому...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: