Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Тариф точность любит

17.07.2014 00:00:00
Татьяна Решке
Тариф точность любит
Взяв в руки платежку по жилищно-коммунальным услугам, далеко не каждый из нас, неспециалистов, в состоянии расшифровать цифры, указанные в документе. Отсюда — поток обращений в газету с просьбами объяснить, почему цены растут «как на дрожжах», и когда же, наконец, тарифные дела удастся вывести «на чистую воду».

Станут ли прозрачными правила изменения тарифов?

Взяв в руки платежку по жилищно-коммунальным услугам, далеко не каждый из нас, неспециалистов, в состоянии расшифровать цифры, указанные в документе. Отсюда — поток обращений в газету с просьбами объяснить, почему цены растут «как на дрожжах», и когда же, наконец, тарифные дела удастся вывести «на чистую воду».

Кто и по каким принципам регулирует ценообразование? Рассказывает Гарей АСМОДЬЯРОВ — временно исполняющий обязанности руководителя департамента по тарифам Новосибирской области.

Департамент уполномочен заявить
— Гарей Равильевич, уточните, входит ли в полномочия департамента регулирование тарифов? Что именно делается на федеральном уровне, а что передано региону?

— Система регулирования состоит из двух звеньев. Она включает в себя Федеральную службу по тарифам, а также орган исполнительной власти субъекта — департамент по тарифам Новосибирской области. Статья 71 Конституции РФ определяет, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации, областной департамент принимает решения на основании и в соответствии с законодательством.

Федеральная служба устанавливает границы величин — максимальные (минимальные) уровни тарифов, предельные индексы изменения тарифов действующих на территории субъектов (так называемые федеральные ограничения). Региональный департамент определяет итоговую стоимость ресурса и принимает конкретные тарифные решения на основе обосновывающих материалов (в том числе данных бухгалтерской и статистической отчетности), полученных от регулируемых организаций — поставщиков.

Пакет документов регулируемой организации включает в себя заявку и обоснование величин, предлагаемых для того или иного тарифа. Департамент делает выводы по результатам экспертизы с учетом индивидуальных технико-экономических показателей функционирования конкретной организации: объема поставок, протяженности сетей и прочих факторов.

— Но ведь ваша структура регулирует тарифы не только в сфере ЖКХ…

— Да, действительно, в компетенции департамента — цены на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом, социальное обслуживание, предельные оптово-розничные надбавки на жизненно-важные лекарственные средства и многое другое. Особенность работы состоит в том, чтобы соблюдать баланс интересов всех сторон — и потребителей, и регулируемых организаций.

— Согласно регламенту, изменение тарифов должно происходить не чаще, чем раз в год. Этот принцип соблюдается?

— Естественно. Более того, сейчас мы переходим к долгосрочному тарифообразованию, цель которого — прогнозирование и предоставление инвесторам максимально полной информации об экономическом поле, на котором они планируют действовать. Впрочем, не стоит обманываться терминами и думать, что долгосрочные тарифы обязательно будут неизменными в течение ряда лет. Процесс тарифообразования подразумевает предусмотренные законодательством корректировки, и поскольку долгосрочные тарифы в определенных случаях пересматриваются, их смысл, к сожалению, теряется.

Ценовые ингредиенты: о надбавках
— Отличаются ли запросы регулируемых организаций от того, сколько реально мы платим за коммуналку?

— Любая коммерческая организация стремится к максимизации прибыли, поэтому завышения случаются. Одна из возможных причин — некомпетентность специалистов и управленческие ошибки. Тем не менее, в среднем изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по Новосибирской области (июль 2014 к декабрю 2013) составляет 103,7 процентов. Это один из минимальных показателей роста на моей памяти, за предыдущие периоды регулирования.

— Насколько цены за ЖКУ приближены к себестоимости услуг? Заложена ли в тариф инвестиционная составляющая? Этот вопрос волнует многих наших читателей, которые жалуются, что цифры непрозрачны.

— Да, разобраться в тарифообразовании, не будучи специалистом, довольно сложно, однако мы можем назвать непрозрачным и любой другой специфический процесс. Управляя автомобилем, водитель, не знакомый с принципом работы двигателя внутреннего сгорания, не видит, что происходит в двигателе, но эта «непрозрачность» ему не мешает, так как все необходимое для функционирования механизма предусмотрено.

Возвращаясь к тарифообразованию, отметим: есть уполномоченный орган, осуществляющий государственное регулирование в данной области, а прозрачность достигается посредством функционирования ряда механизмов. Так, федеральным законодательством предусматривается наличие стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями. Раскрытию подлежат как тарифные заявки регулируемых организаций, так и показатели финансово-хозяйственной деятельности. Создан и функционирует Общественный совет при департаменте по тарифам Новосибирской области. К тому же работа департамента зарегламентирована процедурами, установленными на федеральном уровне.

Теперь — что касается инвестиционной составляющей. Модернизация предприятия, строительство инфраструктуры финансируется, в случае наличия тарифного источника, из расходов на амортизацию и/или из прибыли. При привлечении инвестиционных ресурсов, разработчики инвестиционных программ предусматривают расходы, связанные с возвратом инвестированного капитала. Так, в ближайшее время департамент рассмотрит программу МУП города Новосибирска «Горводоканал». Она включает мероприятия, связанные со строительством новых объектов, которые будут профинансированы за счет платы за технологическое присоединение. В тарифе компенсирующих сумм не предусмотрено.

Кстати, ремонтные работы не имеют отношения к инвестиционным программам, нацеленным на повышение качества услуг, увеличение мощностей, подключение новых потребителей. Расходы на текущий, средний и капитальный ремонты учитываются в составе тарифа.

— Если провести на предприятии модернизацию — к примеру, установить новую котельную, — можно ли добиться снижения тарифов?

— Результат модернизации — это, прежде всего, улучшение качества услуг и экономических показателей в том числе, части энергосбережения. Но вместе с тем организации придется возвращать затраченные инвестиции. Поэтому ситуацию нужно рассматривать индивидуально, в отношении каждого конкретного поставщика. Необходимо просчитывать и смотреть, какие тарифные последствия для потребителя будет иметь та или иная инвестиционная программа.

— До какой степени изношены коммунальные сети? Является ли это ценообразующим фактором?

— Состояние, в котором находится коммунальная сфера сегодня — результат 90-х годов. Того периода, когда рост тарифов сдерживался, а стоимость материалов и прочих составляющих расходов увеличивалась. О ремонтах, модернизации или развитии речи не шло, так как организации стремились выжить, удержать специалистов, выплатить вовремя заработную плату, не допустить перебоев с подачей энергоресурсов. Недофинансирование привело к износу коммунальной инфраструктуры, к повышению расходов на ремонт, и этот момент, конечно, приходится учитывать в тарифообразовании.

— Если «латание дыр» включено в тарифы, не удивительно, что размеры коммунальных платежей все-таки растут… В прошлом году Контрольно-счетная палата региона проанализировала экономическую обоснованность тарифов на жилищно-коммунальные услуги и отметила, что с 2006 года по 2012 тарифы выросли вдвое — при общем росте потребительских цен в 1,6 раза и росте реальных денежных доходов населения в 1,4 раза. Аудитор КСП Валерий Алехин заявил, что в ряде поселений нормативы потребления по водоснабжению и водоотведению, утвержденные областным департаментом, существенно превышают нормы, установленные органами местного самоуправления. КСП констатировала высокую дебиторскую задолженность населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.

— Увязывать ежегодное изменение тарифов на коммунальные ресурсы с реализацией ремонтной программы некорректно. Сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предусматриваются плановые показатели, учитываемые при установлении тарифов на очередной период регулирования. Так, например, это и индекс потребительских цен (для определения расходов на оплату труда), и индекс цен производителей промышленной продукции (для определения ряда затрат по статьям условно-постоянных расходов). Имея указанные показатели больше ста процентов, формируя «чистую» индексную модель, понятно, что тариф будет расти. Вместе с тем, учитывая иные факторы, такие, например, как изменение полезного отпуска, департаментом по тарифам Новосибирской области в 2014 году снижены тарифы для 33 и оставлены без изменения тарифы для 183 теплоснабжающих организаций, снижены тарифы для 186 и оставлены без изменения тарифы для 151 организаций, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения. Что касается установления нормативов потребления коммунальных услуг, в частности по холодному водоснабжению, то указанные нормативы установлены департаментом по тарифам Новосибирской области в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, как данные нормативы ранее устанавливались органами местного самоуправления, для нас остается тайной. Но можно по нормативам и не платить — установить прибор учета.

Ясная логика и «железные» знания
— Чтобы департамент мог принимать верные решения, финансово-хозяйственная деятельность регулируемых организаций должна быть грамотно отражена в документах. Но не секрет, что кадровая проблема в сфере ЖКХ стоит очень остро, особенно в сельской местности.

— Безусловно, некоторые регулируемые организации предоставляют материалы низкого качества, и говорить об адекватной оценке деятельности таких поставщиков сложно. Поэтому необходимо всемерно содействовать повышению квалификации работников регулируемых организаций.

— Какими профессиональными качествами обладают служащие департамента? Должны ли они иметь экономическое образование? Или юридическое? Или, скажем, навыки управдома?

— Деятельность департамента очень специфична, и специалистов в данной сфере вузы не готовят. Лично я пришел в департамент с производства. Думаю, представитель нашей структуры должен понимать микро- и макроэкономические процессы, быть юридически подкованным, уметь грамотно формулировать решения, затрагивающие интересы многих сторон. Для анализа инвестиционных программ необходимо понимать техническую составляющую процесса, непосредственно связанную с «железом», а чтобы доносить решения до потребителей и доходчиво их объяснять, требуется гуманитарный склад ума.

— Кстати — о доходчивости информации. Волна дискуссий вокруг тарифных решений привела к созданию общественного совета при департаменте. Как вы оцениваете эту инициативу?

— Общественный совет — своеобразный совещательный орган. Он создан в помощь департаменту, чтобы анализировать производственные и инвестиционные программы регулируемых организаций, изучать проблемы тарифоприменения. Члены совета могут беспрепятственно знакомиться с материалами, которые предоставляют в департамент регулируемые организации, и мы надеемся, новая структура сделает процесс формирования тарифов более понятным для жителей региона.

ФАКТ
В среднем изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Новосибирской области (июль 2014 года к декабрю 2013-го) составляют 103,7 процента

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.