Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Политика привлечения больших денег

25.09.2014
Политика привлечения больших денег
В регионе разрабатывается и до конца года должна быть принята стратегия в сфере инвестиционной политики на предстоящие 16 лет. Вариант проекта документа с внесенными правками и предложениями экспертов и представителей бизнес-сообщества будет принят областным правительством в ближайшее время.
Региональная инвестиционная стратегия позволит более эффективно использовать средства частного капитала в значимых
для области проектах


В регионе разрабатывается и до конца года должна быть принята стратегия в сфере инвестиционной политики на предстоящие 16 лет. Вариант проекта документа с внесенными правками и предложениями экспертов и представителей бизнес-сообщества будет принят областным правительством в ближайшее время.

Стратегия должна четко структурировать функции и полномочия органов власти и институтов развития, определить механизмы и систему управления, учитывая действующее законодательство, потенциал Новосибирской области, а также ключевые направления, проекты, куда необходимо привлечь инвестиционный капитал. Об этом и многом другом рассказал гость редакции — директор департамента инвестиций и консалтинга ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» Вячеслав РАДИОНОВ.

Дело в содержании
— Вячеслав Юрьевич, о том, что у нас до сих пор нет инвестиционной стратегии, говорится не один год. В чем же принципиальная значимость принятия такого документа? Ведь, казалось бы, и так все понятно: инвестиции привлекаются, может, не так активно, как хотелось. Создано Агентство инвестиционного развития, и это его функционал.

— Каждый субъект Федерации решает задачу по привлечению инвесторов и улучшению инвестиционного климата по-своему. Есть федеральные рекомендации, как это делать, есть стандарт Агентства стратегических инициатив (далее — АСИ), который регионы должны использовать как шаблон в создании привлекательного инвестиционного климата на территории. В инвестиционной деятельности, в соответствии со стандартом, вырисовываются некие структуры, которые функционально должны работать с инвесторами, сопровождать инвестпроекты. Агентство инвестиционного развития Новосибирской области (далее — АИР) — как раз такая организация.

В августе текущего года региональное правительство утвердило регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу одного окна. Он определяет порядок взаимодействия АИР при сопровождении инвестпроектов, чтобы обеспечить их реализацию, с органами государственной власти, местного самоуправления, инфраструктурными организациями, институтами развития и банками.

Возможно, для кого-то регламент — это очередная бюрократическая бумага. Однако мы этого документа ждали, для нас это реальный инструмент работы. Потому что в этом документе закреплен статус Агентства как специализированной организации, которая занимается привлечением и сопровождением инвесторов, а также предписывает различным инстанциям оказывать Агентству всемерное содействие в процессе сопровождения инвестпроекта. Регламент создает условия для инвестора, при которых он не только может получать информационно-консультационное и организационное содействие АИР, но и минимизировать свое участие в процедурах сбора предварительных материалов и подготовки документов.

Так вот, стандарт АСИ регионы используют как шаблон, однако каждый регион имеет свои особенности: географические, экономические, исторические и так далее. И, конечно, никто не знает больше самого субъекта о его особенностях, потенциале, потребностях, на которых строится госполитика в области инвестиций и которые являются основой региональной инвестиционной стратегии.

Важным моментом при реализации инвестиционной стратегии будет являться комплексный подход, когда инвестиции будут привлекаться не в отдельные отрасли, а для решения конкретных потребностей региона. Например, есть вопрос по содержанию и переработке твердых бытовых отходов, находим решение. В инвестиционной стратегии должны быть определены эти потребности, а Агентство разрабатывает механизм реализации проекта: посредством государственно-частного партнерства, как парковый проект и так далее.

Мы считаем, что система инвестиционной деятельности должна быть четко и понятно структурирована, чтобы она была ясна и инвесторам, и самим органам власти: каким образом все эти элементы системы взаимодействуют друг с другом и коррелируют с существующей нормативно-правовой базой. Противоречий быть не должно.

И утвержденный регламент — первый шаг в этой сложной работе. Он позволил идентифицировать АИР как элемент в системе управления инвестиционной деятельности, наделив его конкретными полномочиями.

Для одних — новое, для нас — пройденный этап
— Но ведь Агентство и до этого занималось инвестиционной деятельностью? Кстати, почему именно ОАО? Коммерческая структура, пусть и со 100-процентным участием государства, получает бюджетные деньги — это вызывает вопросы…

— АИР создавалось в 2005 году как организация, которая будет реализовывать масштабные проекты области, например ПЛП, Биотехнопарк, строительство перинатального центра. Форма акционерного общества позволяла использовать как бюджетные финансовые ресурсы, так и внебюджетные — в виде кредитов, займов, а также собственные средства. Главным критерием инвестирования акционерного капитала является коммерческая эффективность, то есть уровень дохода на единицу вложенных средств.

Поэтому все проекты, реализуемые АИР, имеют бизнес-план, срок окупаемости и показатели коммерческой эффективности, как любой коммерческий проект. У нас нет задачи просто освоить средства, наша задача — обеспечить эффективность их вложения для акционера, в данном случае для государства. (Единственным акционером ОАО «АИР» выступает Новосибирская область. — Прим. ред.)

По сути, Новосибирская область выступила в авангарде общероссийского тренда. Ведь то, что в регионе уже успешно отработано на практике, только недавно сформулировали на официальном уровне: Внешэкономбанк дал, наконец, определение таким организациям, как АИР, — созданная государством и осуществляющая аккумулирование и распределение финансовых, трудовых и прочих ресурсов на реализацию сложных, долгосрочных и капиталоемких проектов.

Теперь функционал АИР расширился. Мы можем заводить инвестора не только на территорию Промышленно-логистического парка, но и предлагать другие инвестиционные площадки. Однако трудность состоит в том, что нет единого перечня площадок с описанием их параметров и возможностей, которые можно было бы предложить. Заполнением этого пробела и занимается АИР.

— Почему не районные администрации самостоятельно? Инвестор имеет право обратиться непосредственно к главе муниципалитета и заключить соглашение с органом местного самоуправления.

— Согласен, может. Но тут не все так просто. К примеру, сразу выходят на первый план вопросы, которые на местном уровне решить трудно. Не говоря уже об обеспечении энергомощностями, транспортными и инженерными коммуникациями. Как муниципалитет сможет повлиять на уменьшение сроков получения ответов инвестору из ведомств, органов власти?

Но еще больше головной боли возникает по земельным вопросам. Ведь для инвестора, даже если на площадке нет никаких объектов инфраструктуры, важно понимание: есть участок конкретной площади с понятным режимом землепользования. Чтобы не возникали ситуации, когда, например, инвестору предоставили землю для строительства промышленного объекта, а вопросы разрешенного использования, санитарно-защитных зон, высотности зданий и масса других попросту не решены.

Собственность на участки разнородная. Приходишь на территорию бывшего завода. На месте, где был цех №1, хозяйствует один субъект и собственник, а на месте цеха №2 — другой. Они друг с другом договориться не могут. Вопросы по земле возникают сплошь и рядом. И не всегда инвесторы готовы ждать, а тем более становиться участниками таких разбирательств. АИР сейчас как раз и занимается выяснением того, где и какие площадки у нас есть, какие предложения инвесторам могли бы сделать районы.

Большая ревизия
— Наши эксперты работают непосредственно с администрациями, главами муниципалитетов, специалистами, занимающимися местной инфраструктурой, ресурсоснабжающими организациями, — продолжает Вячеслав Радионов. — Готовим комплексные инвестиционные паспорта, которые включают исчерпывающую информацию по инфраструктуре, режиму землепользования и другие необходимые инвестору сведения.

— Если говорить о преимуществах Новосибирской области, на ваш взгляд, как наиболее эффективно использовать ее главные козыри — удачное географическое расположение, научный и образовательный потенциал?

— Что касается науки и образования, имеющийся потенциал, полагаю, поможет региону в решении непростых задач развития, в том числе и реиндустриализации. Об этом уже достаточно сказано.

Если говорить о географическом расположении Новосибирской области, оно удачно с точки зрения пересечения транспортных коридоров. Если стратегия развития Транссиба видится в увеличении его пропускной способности, строительстве обходных путей, чтобы грузы и пассажиры пересекали тысячи километров без задержек, то в наших интересах использовать свое положение на главной железнодорожной магистрали в качестве не транзитного, а распределительного узла.

Нужно, чтобы логистика выстраивалась по принципу «Китай — Новосибирск — Кемерово», а не «Китай — Москва — Кемерово». Пока, к сожалению, эта задача решена не полностью.

— В том числе и по причине дефицита логистических терминалов в Новосибирске?

— Да, как раз на днях был подписан документ о развитии Восточной транспортно-логистической зоны. С учетом имеющегося опыта развития Западной транспортно-логистической зоны Агентство инвестиционного развития примет участие в формировании возможных организационных и финансово-экономических моделей реализации проектов в этой зоне. Сейчас рассматриваются варианты ее развития.

«Инпарк» займется инвесторами
— Пару недель назад в Агентстве инвестиционного развития состоялась встреча с представителями японской корпорации «Мицубиси», специализирующейся в том числе на реализации инфраструктурных проектов. У нас есть что предложить инвестору: строительство метрополитена, возведение четвертого моста через Обь. Но получается, что каждый раз создается витрина для одного покупателя…

— У нас есть постоянно действующая площадка для демонстрации инвестиционного потенциала обрасти — это форум индустриальных парков «Инпарк». На начальном этапе, три года назад, мы задумывали это мероприятие как площадку для обмена опытом практиков и поиска решений по развитию парковых проектов.

Сейчас выходит на первый план другая задача «Инпарка». Это вовлечение в диалог тех, для кого создаются парки, — инвесторов. В 2013 году на форуме были представлены не только парковые проекты, но и компании, как отечественные, так и зарубежные, заинтересованные в сотрудничестве, а также размещении своих проектов на индустриальных площадках.

В подготовке к предстоящему в ноябре очередному форуму «Инпарк-2014» мы намерены в первую очередь привлечь внимание бизнес-сообщества, представив предложения Новосибирской области, наши площадки и инвестиционные проекты, в реализации которых, как нам бы хотелось, принял участие частный капитал.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников назначил главой регионального Министерства культуры Наталью Ярославцеву. Несколько лет назад она уже занимала пост, но покинула его по собственному желанию.
Владимир и Валентина Романченко из села Метелево Купинского района вместе уже 43 года. Вырастили троих детей, а сейчас, на пенсии, ведут свое фермерское хозяйство. Как говорит глава семьи, с супругой привыкли с детства трудиться, и пока силы есть, будут работать не только для своей семьи, но и для жителей, для которых фермер Романченко единственный работодатель.

08.07.2020
На руководителей медцентра, которые под предлогом оказания высококачественных медицинских услуг вынуждали пожилых граждан брать крупные кредиты, возбуждено уголовное дело в Новосибирске.
Почти половина жителей Новосибирска из-за страха заразиться COVID-19 стала реже пользоваться общественным транспортом. Чуть больше половины (51%) жителей столицы  Сибири чаще пользуются личным автомобилем. Аналитики провели опрос в крупных городах России и выяснили, как пандемия коронавируса изменила отношение новосибирцев к общественному и личному автотранспорту.
Традиционные линейки 1 сентября не будут проводиться в школах в этом году из-за пандемии коронавируса, заявил в среду, 8 июля, министр просвещения России Сергей Кравцов на международной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования».

Как поступить с новосибирскими «наливайками», министр и страдающие жильцы многоквартирника обсудили, не отходя от кассы. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №28 от 8 июля 2020 года.
x^