Новосибирск -0.4 °C

Лодка стройотрасли и экономический мейнстрим

22.10.2014 00:00:00
Лодка стройотрасли и экономический мейнстрим
Планы на будущий год, которые задумали осуществить строители области, весьма обширны, однако настораживает экономическая обстановка в регионе и стране.

Новые градостроительные нормативы в Новосибирске решили не применять

Планы на будущий год, которые задумали осуществить строители области, весьма обширны, однако настораживает экономическая обстановка в регионе и стране. Удастся ли двигаться вперед, не теряя темпов, — вопреки дефициту бюджета, невзирая на санкции и другие неблагоприятные факторы?

На фоне других субъектов Сибирского федерального округа Новосибирская область выглядит более чем достойно и показывает максимальный результат по объему ввода новостроек, заявил глава регионального минстроя Сергей Боярский. Поэтому есть все основания полагать, что плановые задания будут выполнены.

Министр отметил, что область направила значительные средства на разработку документов техпланирования, в будущем эти документы предстоит актуализировать, а границы муниципальных образований уточнить. Для успешной реализации конкретных проектов это очень важно.

Серьезная проблема состоит в том, что темпы жилищного строительства опережают развитие социальной и дорожной инфраструктуры. Результат — забитые транспортом автострады, очереди в детсады и другие печально известные явления. В 2014 году на решение социально значимых вопросов в масштабах области решено направить шесть миллиардов рублей, эти плановые цифры сохранятся на 2015 год, невзирая на сложности для бюджета. Среди приоритетов — создание дополнительных мест в детсадах, строительство спортивных объектов, инженерное обустройство комплексных площадок малоэтажной индивидуальной жилищной застройки и так далее.

Владимирский нонсенс: на пути к согласию
Что касается новых градостроительных нормативов, министр пообещал, что региональные власти не будут их вводить в Новосибирске. В свое время этот документ был жестко раскритикован депутатами, общественниками, застройщиками. Сергей Боярский пояснил, что после перехода на работу в правительство его позиция не изменилась: он убежден, что предложенные нормативы годятся лишь для некоторых территорий области, но не для мегаполиса. В создании более приемлемых градостроительных правил — так называемого документа общественного согласия — примет участие муниципальная власть.

Напомним, что спорные нормативы были разработаны институтом «Владимиргражданпроект». Нонсенс в том, что на территории Новосибирской области разработчики не появлялись и анализа ситуации на местах не проводили. В результате были предложены слишком низкие для Новосибирска требования к плотности населения и слишком высокие — к количеству парковок. Все это могло привести к удорожанию жилья в новостройках.
Сегодня от применения «владимирских нормативов» решено отказаться и в Новосибирске, и в некоторых других крупных населенных пунктах региона. Правда, для ряда территорий использование указанных норм вполне допустимо — качество жизни от этого не ухудшится.

Поправки к апокалиптическому сценарию
Эксперты — участники заседания регионального Делового клуба строителей — проанализировали тенденции в экономике. В частности, банкиры и страховщики предупредили, что в ближайшее время застройщикам придется более тщательно считать деньги и затягивать пояса. Так, кризис 2008 года пережили далеко не все предприниматели, а ведь он не сочетался с санкциями иностранного капитала... Дефицит ресурсов в финансовой сфере уже наступил, и ставки по ипотеке начали расти.

Впрочем, по мнению председателя Делового клуба строителей Майиса Мамедова, опасаться, что построенные «квадраты» не найдут покупателя, пока не стоит. Тем более что удачное географическое расположение Новосибирска обеспечивает приток граждан из других областей: на приезжих покупателей приходится 25 — 30 процентов квартир в новостройках. Плюс к тому в улучшении жилищных условий нуждаются 70 процентов новосибирцев — в частности, многие люди ждут переселения из ветхих и аварийных домов.

Чтобы цена квадратного метра стала более доступной, необходимо, в частности, обеспечить область дешевыми и качественными стройматериалами. Семьдесят процентов строительной продукции ввозится либо из-за границы, либо из других областей, и это тоже препятствует удешевлению жилья.

Еще одна трудность касается ресурсообеспечения новостроек. Чтобы «напитать» дом, застройщик протягивает трубы на расстояние нескольких километров. Осложнения возникают, если эти километры находятся в частной собственности и хозяин готов пропустить строителя лишь за определенную плату. Застройщики обратились к властям с просьбой помочь им в решении таких спорных вопросов.

Кладбище архитектурных идей
За последние годы количество новосибирцев, недовольных архитектурными решениями, заметно увеличилось, и эксперты согласились, что пришло время критически оценить облик города и по возможности внести коррективы.
— Здания, которыми застроен центр Новосибирска, выглядят будто памятники на кладбище: дом-свечка и ограда, дом-свечка и ограда... Шлагбаумы и дворы, полные машин. В Новосибирске земли очень много, просто нужно более рачительно ею заниматься, — высказался Сергей Титков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области.

— Принимая решение о строительстве того или иного дома, нельзя не учитывать интересы жильцов, — подчеркнула Ирина Демчук, старший вице-президент — управляющий Новосибирским филиалом банка «ФК Открытие». — Есть дома, которые в принципе не имеют дворовых территорий — лишь участки, заставленные машинами, где ни проехать, ни пройти. Город почему-то не выясняет, по какому праву владельцы автомобилей оставляют транспорт на муниципальной земле, не спрашивает за это с управляющих компаний.

Впрочем, Майис Мамедов напомнил, что уплотнение мегаполисов — общемировая тенденция, неизбежный и в какой-то мере оправданный процесс. Конечно, пристраиваться вплотную к уже существующим зданиям неправильно, однако уплотнять город все-таки придется — это обеспечит людям шаговый доступ к общественному транспорту. Появление новых региональных нормативов должно учитывать нюансы и предусматривать максимально возможный уровень комфорта.

При этом очень важно укреплять диалог всех заинтересованных сторон: чиновников, строителей, энергетиков, банкиров, архитекторов и общественников. По словам Майиса Мамедова, если сидящие в одной лодке будут грести в одном направлении, плаванье пройдет благополучно.

Сергей БОЯРСКИЙ, министр строительства Новосибирской области:
— Новые механизмы завершения долгостроев позволяют с высокой степенью вероятности говорить о том, что в 2014 году мы увидим радикальный перелом ситуации и в течение последующих двух лет закроем все вопросы, связанные с проблемными объектами. На эти цели бюджетом субъекта потрачено порядка 197 миллионов рублей: деньги направлены на инженерную подготовку и благоустройство объектов. Хорошо работает конкурсная процедура по предоставлению в безвозмездную собственность земельных участков при компенсации затрат на достройку. По этой схеме уже достраивается порядка пяти — шести объектов, и эта практика будет развиваться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей БОЯРСКИЙ, министр строительства Новосибирской области:
— Новые механизмы завершения долгостроев позволяют с высокой степенью вероятности говорить о том, что в 2014 году мы увидим радикальный перелом ситуации и в течение последующих двух лет закроем все вопросы, связанные с проблемными объектами. На эти цели бюджетом субъекта потрачено порядка 197 миллионов рублей: деньги направлены на инженерную подготовку и благоустройство объектов. Хорошо работает конкурсная процедура по предоставлению в безвозмездную собственность земельных участков при компенсации затрат на достройку. По этой схеме уже достраивается порядка пяти — шести объектов, и эта практика будет развиваться.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: