Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Начальник чётной горки

25.10.2014 00:00:00
Елена Костина
Начальник чётной  горки
Я понял главное: в коллективе непременно должен быть костяк. Люди, не просто знающие и понимающие дело, которым они занимаются, но и твои единомышленники. Необязательно много… Это может быть человек пять-шесть настоящих профессионалов. Этого достаточно, чтобы остальные брали с них пример. Они поведут остальных!

«Я понял главное: в коллективе непременно должен быть костяк. Люди, не просто знающие и понимающие дело, которым они занимаются, но и твои единомышленники. Необязательно много… Это может быть человек пять-шесть настоящих профессионалов. Этого достаточно, чтобы остальные брали с них пример. Они поведут остальных!» — говорит Виктор Иванович Востриков, за плечами которого почти сорокалетний стаж железнодорожника. Двадцать семь лет из них он руководил работой четной сортировочной горки станции «Инская».

Началось все со снегоборьбы…
Зимы в шестидесятых годах случались снежные, не в пример нынешним, и порой на снегоборьбу, когда «взрослых» рук не хватало, привлекали барышевских подростков. Именно с этим процессом связано первое серьезное воспоминание нашего героя о железной дороге. Хотя отец Виктора Иван Григорьевич Востриков трудился электросварщиком в электромеханических мастерских на станции Инская, сыновей он с собой на работу, как правило, не брал.

— Второе яркое воспоминание, — говорит с улыбкой мой собеседник, — когда появились первые электровозы, пришедшие на смену паровозам.
Для Виктора, увлекавшегося техникой, обожавшего геометрию и физические задачки, это стало знаковым. Он твердо для себя решил, кем хочет быть.

Старшие братья Владимир и Николай, тоже неравнодушные к технике, стали один экскаваторщиком, другой водителем, а Виктор, успешно окончив Барышевскую школу, подал документы в Новосибирский электромеханический техникум железнодорожного транспорта на Инской. Родители Иван Григорьевич и Татьяна Васильевна поддержали его решение. Именно это учебное заведение, признается, выбрал по совету старшего товарища, который там обучался. Говорит, первые месяцы занятий не разочаровали. Наоборот…

— Вскоре я почувствовал, что это — мое! Я очень хотел стать энергетиком, им и стал. Это же очень интересно: тяговые подстанции, контактная сеть, — рассказывает Виктор Иванович.

Нравилось, что отношение к вчерашним сорванцам было как к взрослым. Нравился сам учебно-производственный процесс. Особое уважение вызывали замечания и мудрые советы мастера производственного обучения Ф.П. Лаевского. Однако в память врезались слова не мастера, а преподавателя русского языка, который как-то заметил, обращаясь к Вострикову: «Знаете, ваша карьера во многом будет зависеть от почерка». То есть писать советовал не просто грамотно, а понятно и красиво. И в общем-то, оказался прав. В дальнейшем Виктору Ивановичу довелось не только производственные задачи решать, но и иметь дело с бумагами.

Однокашниками Виктора Вострикова по техникуму и его коллегами в последующие годы были Александр Веретеников, Владимир Юношев и другие железнодорожники. Производственную практику в 1967 году будущие энергетики проходили в Таштаголе, где в то время как раз шла электрификация железной дороги. Новосибирцы работали на контактной сети как электромонтеры, выполняли монтажные работы. Несмотря на молодость и, казалось бы, неопытность, опасений у Юрия не было. Он говорит: «Я твердо знал, что правила — это закон, отступать от них нельзя ни на шаг. Если точно соблюдать инструкции, то ничего не случится».

Начало пути
К концу полугодичной практики наш герой сдал на пятый, а затем и на шестой разряд. По окончании учебы в июле 1971 года Виктор Востриков пришел работать в энергоучасток № 8. Он успел поработать электромонтером СЦБ только три месяца. А затем в его жизни началась совсем иная пора.

В армии Вострикову довелось служить в артиллерийском полку. Ему, любителю математики, можно сказать, повезло — попал в вычислительную команду. «У нас был прибор управления огня, и задачей нашей была корректировка огня», — вспоминает он. Уже через год новобранец, проявивший знания и умения, был назначен начальником вычислительной команды. Увольнялся сибиряк в запас уже в звании сержанта.

Признается, по возвращении домой подумывал о том, чтобы устроиться работать на подстанцию, но, увы, в то время на Инской подстанции вакансий не имелось, и тогда дядя по матери Иван Васильевич Парфенов, работавший электромехаником в ШЧ-8, привел племянника на четную горку.

Инской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки в то время руководил Пётр Георгиевич Лампий, начальник серьезный и строгий.

— Хотя у меня уже был техникум за плечами, имелся опыт (я до армии работал электромонтером 6-го разряда), он, взглянув на меня, то ли сказал, то ли спросил: «Слесарем пойдешь?» Я не дрогнул и твердо сказал: «Пойду!»

В коллективе новичка приняли хорошо. В то время вообще очень уважительно относились к парням, прошедшим армию. Мужик, дескать. Что ты знаешь и можешь — еще посмотрим, но, по крайней мере, уж точно не слабак!

Свой среди своих
К слову, свои знания и умения, а заодно и сильные стороны характера молодой Востриков подтвердил достаточно быстро. Только месяц проработав слесарем по обслуживанию вагонных замедлителей, он был переведен в цех СЦБ электромонтером 4-го разряда.

— Здесь электромехаником работал Олег Евгеньевич Горохов. Я с ним очень сблизился. Если что-то было не понятно, спрашивал, советовался. Можно сказать, считал его своим наставником. Еще был Виктор Филиппович Миратовский. Они оба работали дежурными электромеханиками, и я у них многому научился. У меня всегда была тяга к новому, сложному. Сам активно вникал в схемы, устройства…

— Тогда было принято «вести» молодых, помогать им в становлении…

— Конечно! И в нашем коллективе была такая традиция, мы ее старательно поддерживали все годы. Весь коллектив был отзывчивым! Никто новичкам в помощи не отказывал. Если надо, даже оставались после работы, дотошно разъясняли, так как все понимали, что это для общего дела важно… И сегодня коллектив этим силен! — говорит Виктор Иванович.

Уже в апреле Виктор Востриков снова сдал на 6-й разряд и стал трудиться на равных со старшими товарищами. А еще через полгода он сдал экзамен на электромеханика.

В 1982 году руководство предложило Юрию Ивановичу должность старшего электромеханика. Точнее, предлагали повышение и раньше, но он со свойственной ему от природы склонностью к самоедству и скромностью неизменно отказывался. Бесконечно взвешивал за и против, понимал, что ни при каких обстоятельствах нельзя ошибиться и подвести коллектив.

Не карьерист по натуре, он считал, что должностное повышение — это не особая честь, а более высокий уровень ответственности, и ему надо соответствовать. А он всегда был самокритичен.

Казалось бы, не такой большой пост, но до Вострикова на этой должности за достаточно короткий период сменились пять или шесть человек… Когда же наш герой решился, всем стало очевидно, что ему по плечу и более сложные задачи. Уже через три года руководство дистанции назначило Виктора Ивановича начальником горки.

— Начальником дистанции в то время был Виктор Михайлович Сидько. К слову, у него, как и у меня, не было высшего образования, но это был очень знающий, очень опытный и мудрый руководитель. Я брал с него пример. Он тоже в свое время горкой руководил! Потом стал заместителем начальника дистанции, затем возглавил дистанцию, то есть прошел все этапы и дело знал досконально...

— Какие качества в нем вам нравились?

— Во-первых, он всегда планировал работу. Во-вторых, это был такой человек, который разобьется, но сделает то, что задумал. Человек слова. Надо не говорить, а делать — это его девиз, который стал и моим девизом, — говорит Виктор Иванович.

В конце 80-х коллектив имел рекордные показатели — по 50 — 60 разборок за смену. Потом, в связи с начавшимися в стране непростыми политическими и экономическими процессами, вызванными распадом Советского Союза, разорванностью экономических связей, снизился грузопоток, соответственно, снизилось количество разборок до 33 — 35.

Однако на фоне других советских предприятий, которые в перестроечные годы едва влачили существование или вовсе закрывались, выбрасывая людей на улицу, железная дорога держалась и даже старалась решать социальные задачи — повышать заработную плату, поддерживать здоровье работников. Можно сказать, ЗСЖД хватило запаса прочности, накопленного в предшествующие годы.

После безвременья, когда людей если что и выручало, так это погруженность в работу, любовь к своему делу, потому что мало кто понимал, что ждет его завтра, начался новый период.

— С приходом нового поколения руководителей, новых начальников отделений, а затем и самой ЗСЖД — Старостенко, Целько, на дороге начались серьезные экономические и технологические перемены, мало-помалу начался подъем, — отмечает Виктор Иванович. — Они хоть и достаточно жесткие руководители были, но справедливые, хорошо знавшие дело и решавшие непростые задачи, стоявшие перед дорогой.

Живая рационализаторская мысль
— Мы всегда старались идти в ногу со временем: отслеживать и внедрять все новое, что появлялось. И сами не дремали — постоянно работала рационализаторская мысль, — рассказывает Востриков.

Они действительно не только привели хозяйство в полный порядок, но и постоянно занимались модернизацией устройств и оборудования. Что касается самого Вострикова, то на его личном счету больше сотни рацпредложений. В основном они касались модернизации горки.

В 2011 году, незадолго до выхода Вострикова на пенсию, руководимый им коллектив по результатам рационализаторской деятельности занял второе место по сети дорог. Конкурс носил название «Идея ОАО «РЖД» — 2011», а номинация, в котором им удалось отличиться, называлась «Лучшее техническое решение по повышению надежности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики». Но тогда, в восемьдесят пятом, об автоматизации производственного процесса мечтать было рано.

— Мне с нашим дружным коллективом за время работы здесь довелось менять четыре типа вагонных замедлителей, четыре типа электроприводов перевода стрелок, — с улыбкой говорит Виктор Иванович. — Вот эта компрессорная, через которую мы только что проходили, нами построена. Когда я возглавил горку в восемьдесят пятом, старая компрессорная уже буквально разваливалась, кое-как обеспечивала воздухом вагонные замедлители.

Если наша компрессорная выйдет из строя, поезда с юга, с запада, из Новосибирска просто встанут. Признаться, в начале своей работы я считал компрессорную объектом второстепенным, но как-то силовая установка вышла из строя (это было в 1988 году) и все встало, а я изменил свое мнение. Стрелка встанет — ее можно объехать. Замедлитель откажет — его можно выключить и ехать дальше. Рельсовая цепь отказала, светофор — все это можно решить. А здесь без электричества все остановится.

Вот тогда мы и решили строить новую компрессорную и в течение трех-четырех лет решили эту проблему. Сидько нас во всем поддерживал и помогал. Каждую пятницу он приходил и смотрел: что сделано? Иной раз, когда наши взгляды совпадали, планерка длилась пять минут. А другой раз, когда его что-то не устраивало, дискуссии длились долго, но в итоге он нас переубеждал. И был прав! В 1992 — 1993 годах мы компрессорную запустили.

Дружба двух горок. И трех служб…
— Начальником нечетной горки много лет был Евгений Леонидович Тарасов — очень положительный, добросовестный человек и хороший руководитель, — говорит Виктор Иванович. — Мы взаимно помогали друг другу, выручали частенько, но и соревновались, конечно, между собой по производственным показателям.

В те годы было принято подводить трудовые итоги, собираясь в красном уголке. Вот как-то начальник дистанции Сидько поздравил коллектив нечетной горки с победой в соцсоревновании и дал слово начальнику четной горки для чествования. Востриков от души их поздравил, пожелал успехов. А потом добавил: «Имейте в виду, что это — ваша последняя победа. В следующем году мы будем первыми!» Он сумел сдержать слово. Более того, коллектив четной горки несколько лет подряд удерживал лидерство по дистанции и неоднократно становился первым на Новосибирском отделении дороги.

Наш герой считает, что главное слагаемое успеха — это надежная сплоченная команда профессионалов, которая может решать любые задачи. Еще очень важны теплые человеческие отношения в коллективе, потому что без открытости, без взаимного доверия ничего не получится. И тому жизнь дает немало подтверждений.

— В нашей работе завязаны сразу три службы: движенцы, путейцы и мы. Когда, к несчастью, совпадает совокупность факторов: одни недоглядели, другие что-то упустили, третьи не проконтролировали, вот тогда и может произойти неприятность. А потом начинаем разбираться: кто же «виноватее»? Когда я только-только стал начальником горки, здесь существовала вражда с путейцами: бесконечные споры, препирательства, взаимные обвинения. Я сказал себе: так дело не пойдет, надо искать общий язык. Как? Ближе знакомиться с бригадирами, встречаться, обсуждать проблемы. И постепенно дело пошло на лад, появилось доверие друг к другу, — рассказывает мой собеседник.

Он с благодарностью вспоминает имена своих соратников-движенцев — заместителя начальника станции Владимира Леонидовича Першакова, заместителя по технической части Александра Петровича Гринько и путейцев — Вячеслава Геннадьевича Бузука, Виктора Михайловича Захарова, работавших мастерами и бригадирами. А руководил станцией Инская в те годы Артём Николаевич Агарков.

Работа с кадрами
Востриков никогда не рубил с плеча, не увольнял человека за провинность, не постаравшись воздействовать на него морально. Конечно, не нянчился, но и не жалел времени на то, чтобы найти подход к человеку, зажечь его. Он старался отмечать каждый успех сотрудников: ходил по бригадам, благодарил каждого по итогам квартала за вклад в общее дело. И люди отзывались! Когда начальник горки просил остаться сверхурочно, чтобы решить какую-то срочную проблему, никто не отказывался.

Старшее поколение — опытное, знающее, надежное. Молодые работники, возможно, знают и могут меньше, но зато более открыты к переменам, легче загораются идеей технического перевооружения. А умело сочетая опыт одних и энтузиазм и желание идти вперед других — горы можно сдвинуть!

В числе ярких представителей старшего поколения Виктор Иванович называет Юрия Ивановича Машинистова, Виктора Филипповича Нерадовских, Василия Никитовича Зайцева. Среди тех, кто принял от них трудовую эстафету, — Павла Александровича Морозова, Виктора Владимировича Борисова. Свой пост, выйдя на пенсию, Виктор Иванович уверенно передал Юрию Алексеевичу Коваленко, сегодня он — начальник четной автоматизированной сортировочной горки станции Инская. Востриков говорит: «Парень очень грамотный! Он как пришел, сразу мне понравился».

Показательно, что и молодой руководитель в своем предшественнике отмечает ту же самую черту:

— Мы с Виктором Ивановичем одиннадцать лет работали вместе. Достойный человек, очень грамотный, опытный, всегда подскажет, поможет… У нас всегда в коллективе был костяк. И я стараюсь придерживаться этой же традиции!

У Вострикова была своя «метода» работы с молодежью. Если приходили молодые кадры после техникума, он не отправлял ребят сразу к старшему механику, а принимал человека сам, знакомился, подробно расспрашивал о семье, о взглядах на жизнь, о том, как паренек себя видит в профессии. Потом уже с новичком общался старший механик. Затем они обменивались мнениями, и начальник горки еще раз беседовал с парнем уже предметно. В слесари, правда, как его самого когда-то, свежеиспеченных выпускников техникума не отправлял, но все равно поначалу давал разряд пониже, чтобы человек показал себя на этом участке работы. Он признается:

— Я не любил в молодежи пассивность. Когда человек приходит и говорит: «Я к вам пришел работать!» — это одно. А когда он произносит: «Меня к вам прислали» — это совсем другое. Я ему говорю: «Ты же сам специальность выбрал, учился ей, значит, и работать пришел осознанно. Почему тогда «прислали»? А дальше работать ты тоже будешь так: «Я это сделал, потому что мне так сказали»? А сам-то ты где?» И человек задумывался…

Слишком заносчивых и самоуверенных ставил на место, давая через старшего механика трудновыполнимое задание. И паренек сам приходил к мысли, что ему еще есть чему подучиться…

Последняя крупная модернизация четной горки происходила уже в новом веке. В 2001 — 2002 годах велось проектирование, в последующие годы начали менять устройства. А в 2005-м в полном объеме запустили комплексную систему автоматизированного управления сортировочным процессом. На тот момент она была самой совершенной в стране. Аналогичную систему у себя создавала Москва, но столице не удалось превзойти сибиряков.

— Интересная была работа? Вы любили ее? — спрашиваю нашего героя.

— Интересная до того, что я к каждому следующему рабочему дню дома готовился. Обдумывал, план набрасывал: что сделать, с кем переговорить… Это по-настоящему живая работа, постоянно с людьми. Всегда думаешь, что сказать людям, как их зажечь на решение какой-то проблемы… Спустя пару лет я уже затылком видел, всегда знал и чувствовал, как там дела на горке, — искренне отвечает он.

Жить для людей
Многолетний добросовестный труд Виктора Ивановича Вострикова неоднократно высоко оценен коллегами и руководством дороги. В 1987 году он был награжден именными часами, в 2004-м стал обладателем самой значимой награды в отрасли — знака «Почетному железнодорожнику». В этот период активно шла модернизация четной горки, сил было положено много, значительный объем работ уже был произведен, но и предстояло сделать немало, так что Владислав Николаевич Бочарников, начальник службы ЗСЖД, приехав вручать высокую награду, заметил, пожимая руку Вострикову: «Работаете хорошо, но горку надо дальше модернизировать. Считай, это тебе аванс!»

Также в копилке нашего героя медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, юбилейная медаль «100 лет Транссибирской магистрали» и другие. Из самых свежих — не так давно утвержденная награда для заслуженных людей магистрали — «Почетный ветеран ЗСЖД».
Семья, сплошь состоящая из железнодорожников (супруга Нина Тихоновна, сын Вячеслав, дочь Наталья) всегда поддерживала Виктора Ивановича, понимая все сложность и напряженный график его работы. Он признается, что и на пенсию вышел в положенный срок, не задержавшись дольше, потому что очень устал от постоянного ощущения груза ответственности…

Отдохновением души в редкие дни отдыха для Виктора Ивановича всегда было общение с природой. Любил и с удочкой посидеть на берегу, и побродить с ружьишком по лесу, подышать бодрящим свежим воздухом, развеяться от всех производственных забот и проблем.
Сегодня отрада ветерана-железнодорожника — замечательные внучки Вика и Алина. Вике уже восемнадцать, она студентка аграрного университета, а Алина пошла в первый класс гимназии с французским уклоном. Обе — девчонки увлеченные, с огоньком. Их ждет хорошее будущее, в этом дед уверен. В этой семье из поколения в поколение передается простой, но верный принцип: меньше говорить и больше делать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год