Новосибирск 3 °C

Бюджет: личное дело

15.11.2014 00:00:00
Бюджет: личное дело
Сессия Законодательного собрания Новосибирской области приняла корректировки первой статьи областного закона о единых нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Профессор Надежда Вавилина считает, что финансовая состоятельность территорий зависит от способности распорядиться самым главным — нашим социальным капиталом

Сессия Законодательного собрания Новосибирской области приняла корректировки первой статьи областного закона о единых нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Поправки идут в пакете с проектом областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов. Его доходная часть прирастает на 10 процентов от НДФЛ, а бюджеты муниципальных образований, в том числе и Новосибирска, соответственно, получат доход от данного налога на те же 10 процентов меньше. Справедливости ради нужно сказать, что в большинстве регионов единый норматив отчислений НДФЛ в бюджеты муниципальных образований уже давно сокращен до 15 процентов и ниже. Новосибирская область только сейчас решилась на этот шаг в связи с экономической ситуацией. Остро стоит вопрос о сохранении социальных гарантий в сферах здравоохранения, образования и социальной защиты, где заняты около 180 тысяч человек, а различные пособия и социальные выплаты из бюджета получают почти 800 тысяч человек.

Поправки бурно обсуждались в горсовете Новосибирска, прошли общественные слушания, но обмен мнениями до сих пор продолжается, порой с достаточно резкими оценками. Волны дискуссий идут в экономическом сообществе, где привыкли оперировать миллиардами и миллионами. Для обыкновенных новосибирцев эхо спора доходит косвенно: что-то там не поделили и как бы чего не вышло. Порой люди даже не подозревают, что возможности так называемой бюджетной обеспеченности зависят и от них. И что большая река денежных поступлений в казну начинается с маленьких ручейков. За разъяснением вопроса о роли личности в формировании бюджета области редакция обратилась к ректору Нового сибирского института доктору социологических наук Надежде ВАВИЛИНОЙ.

С поправкой на усилия власти, бизнеса и инвесторов
— Надежда Дмитриевна, правительство региона обсуждало проект закона об областном бюджете с участием всех муниципальных образований, для которых нынче изменился норматив зачисления налога по доходам физических лиц. В Новосибирске он снижен с 40 до 30 процентов, в муниципальных образованиях и городских округах области — с 25 до 15 процентов. Как вы считаете, насколько это скажется на бюджетной обеспеченности конкретного человека?

— Стоит отметить, что разработка законопроекта и обсуждение основных его положений проходили в привязке к конкретным территориям, с главами районов и городских округов, а также с депутатским корпусом Новосибирска. Уже на этой стадии стало ясно, что в силу ряда обстоятельств бюджет в 2015 году недосчитается более трех миллиардов рублей, что и стало одной из причин необходимости изменения норматива зачисления НДФЛ. Полученные в этой связи доходы в областной бюджет пойдут на выполнение социальных обязательств и выплату зарплат бюджетникам. Без этого перераспределения уже в первом квартале 2015 года могут возникнуть проблемы своевременности выплаты зарплат, пособий, о чем предупреждал губернатор Новосибирской области.

Что касается бюджетной обеспеченности каждого жителя области, то она примерно одинакова для всех муниципальных районов и городских округов. Другое дело — сравнительная характеристика бюджетной обеспеченности на региональном уровне. К примеру, в нашем регионе этот показатель еще недавно был в два раза ниже, чем в богатом сырьевыми ресурсами Красноярском крае. Сейчас эта разница не столь внушительна, и это связано не с расходной, а с доходной частью бюджета. С усилиями власти, бизнеса и инвесторов.

Отследим цепочку зависимостей
— Такой прорыв свидетельствует о том, что потенциал Новосибирской области далеко не исчерпан. Про нас часто говорят, что мы богаче других регионов человеческим капиталом. Как он может влиять на рост состоятельности?

— Давайте отследим цепочку зависимостей: уровень бюджетной обеспеченности зависит от собираемости налогов, собираемость — от уровня развития и структуры экономики региона. Не зря на одном из заседаний правительства губернатор Городецкий настаивал на особом внимании к программам развития муниципальных образований и городских округов.

— Понятно, что у разных территорий разные ресурсы — рыба, лес, пашня и т. д. А есть какой-то общий код развития?

— Чтобы это понять, мы в достаточно среднем по природной ресурсообеспеченности Ордынском районе провели общественный референдум. Вопросы формулировались так, чтобы выявить идеи и возможности развития этой территории. Люди должны были ответить на вопросы: какие проблемы нуждаются в решении и что для этого может сделать каждый человек, каким может быть его личное участие?

На эти же вопросы отвечали депутаты 22 муниципальных образований Ордынского района.

По итогам нужно было сформулировать базовую позицию: как жить дальше и правильно ли понимают друг друга представители власти и местные жители.

— Не закончится ли эта работа тем, что на каждую позицию есть свой прайс — цена вопроса, как любят говорить депутаты?

— Немногие разделяют мнение о том, что инвестиционный ресурс Новосибирской области следует искать не за пределами ее или даже страны. А зря. Оцените: на 1 января 2014 года в банках региона на депозитных счетах населения было более 218 миллиардов рублей. Для сравнения: в более богатом Красноярском крае, где и зарплаты значительно выше новосибирских, эта сумма составляла 172 миллиарда рублей.

Что от этого имеют банки? Спекулятивные в основном доходы, в том числе и от ситуации на валютном рынке. Что имеет население? Переживания, особенно после того, как несколько банков лишились лицензий. Получается, что деньги в области есть, но нужны новые форматы, механизмы, технологии их привлечения в экономику региона.

Есть уникальная форма — фонды местных сообществ
— Как муниципальные образования могут использовать эти ресурсы?

— Это позволяет известный Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». В этом законе поначалу многие видели массу недостатков, но его несомненные достоинства, предоставляющие самостоятельность действий, до сих пор не оценены. К примеру, закон дает право создавать межмуниципальные хозяйственные общества. Другой закон дает возможности формирования кооперативов самых разных направлений и форм. Кроме того, есть уникальная форма — фонды местных сообществ. Такие фонды создаются гражданами, бизнесом и государственными или муниципальными органами власти. А возникшие ресурсы фонд под своим контролем направляет на реализацию тех или иных проектов. Но фактически эти формы сегодня не используются, поскольку требуют особых усилий, в том числе и муниципальной власти.

— Похоже, тут проблема доверия не решена?

— Да, пока люди доверяют банкам, причем немалые деньги. Хотя им можно найти более эффективное применение.

— А есть примеры?

— У наших соседей в Алтайском крае идея создания фондов местных сообществ нашла широкое развитие. У нас пока только один такой фонд, который называется «Академгородок». Возможно, это прозвучит как фантастический прогноз, но успех формирования бюджета региона заложен именно на территориях. Он — в их способности распорядиться тем самым главным капиталом, о котором мы упомянули в начале разговора, — нашим социальным капиталом.

Это более тщательный подход к доходной части бюджета, новая стратегия ее наполнения через малые и большие проекты, создание производств. Тогда и расходные возможности возрастут, в том числе и зарплаты бюджетников, быстрее решится проблема обеспеченности детскими садами и т. д.

Найти точку интереса
— Трудно представить, какой проект мог бы безусловно стать привлекательным для частного инвестора, настолько привлекательным, чтобы он забрал свои деньги из банка и вложил их во что-то более доходное или очевидное в смысле пользы и собственной выгоды?

— Да, тут нужны «включатели»: необходимо найти стимулы, мотиваторы, найти точку интереса. Думаю, для определенной группы населения таким проектом, к примеру, мог бы стать частный детский сад. Можно было бы убить нескольких зайцев сразу. Бюджет области облегчил бы себе задачу выполнения майских указов Президента в части стопроцентной обеспеченности местами в детсадах. Инвесторы либо сами получили бы эти места, либо какой-то доход, сопоставимый с банковским.

— Все, что вы тут рассказали, как-то связано с исходом общественного референдума в Ордынском районе?

— Надеюсь, что с помощью депутатов, активных местных жителей здесь получит развитие эксперимент, цель которого — поиск новых стратегий наполнения бюджета за счет ресурсов территории.

Будем надеяться, что район получит статус экспериментальной площадки с особым вниманием власти к кадровой политике, налогообложению и другими возможностями для местных инициатив и проектов.

КСТАТИ
ФМС — фонд местных сообществ, специфический институт местного развития. Фонды аккумулируют разные ресурсы — бизнеса, местной власти, частных лиц и некоммерческих организаций — для решения самых актуальных проблем сообществ. В РФ действуют 45 ФМС, еще 13 организаций в той или иной степени используют модель и подходы фондов местных сообществ.

Фонды местных сообществ используют разнообразные способы привлечения ресурсов на поддержку социальных проектов и программ. Основным источником служат частные инвестиции.

За 10 лет реализации программы развития ФМС в России привлекли из местных источников как минимум 16,5 миллиона долларов США, провели более 500 конкурсов и поддержали более четырех тысяч социальных проектов за счет местных ресурсов. Кроме того, ФМС играет роль социального лифта. Из активистов фондов выросло много управленцев, даже мэры городов, руководители департаментов.


ФАКТ
Проектами плана социально-экономического развития Новосибирской области и закона об областном бюджете на предстоящий год предусмотрены в 2015 году индексы ВРП — 102,3 %, промышленного производства — 102,2 %, продукции сельского хозяйства — 102,7 %. Темпы роста средней заработной платы ожидаются на уровне 7,3 %

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: