Новосибирск 0.1 °C

ЖКХ: расточительность обойдётся дороже

27.11.2014 00:00:00
ЖКХ: расточительность обойдётся дороже
В областном департаменте по тарифам завершают рассмотрение заявок коммунальщиков региона по поводу увеличения тарифов. Насколько в ближайшие месяцы вырастут чеки за потребляемые ресурсы? Об этом в интервью «Советской Сибири» рассказал руководитель ведомства Гарей АСМОДЬЯРОВ.

Поставщики электроэнергии, тепла и воды мотивируют повышение тарифов на свои услуги в 2015 году общим прогнозируемым ростом цен и необходимостью модернизировать устаревшие мощности

В областном департаменте по тарифам завершают рассмотрение заявок коммунальщиков региона по поводу увеличения тарифов. Насколько в ближайшие месяцы вырастут чеки за потребляемые ресурсы?

Об этом в интервью «Советской Сибири» рассказал руководитель ведомства Гарей АСМОДЬЯРОВ.

Вода, свет и газовые трубы
— Гарей Равильевич, стоимость коммунальных услуг изменится в 2015 году. Исход тарифной кампании, вероятно, уже очевиден?

— В настоящий момент реализуется заключительная фаза кампании: установление тарифов на заседании правления департамента по тарифам Новосибирской области. Рассмотрение идет с 21 октября в ежедневном режиме. Для ряда районов новые тарифы уже утверждены.

По мере готовности тарифных решений с расценками на ресурсы можно ознакомиться на сайте департамента по тарифам: http://tarif.nso.ru, выбрав опцию «Тарифы» и далее — «Вид услуги». Вниманию потребителей представлены приказы с утвержденными тарифами на тот или иной ресурс, также можно будет узнать, с какого момента новый тариф начнет действовать. До пятого декабря процесс утверждения тарифов планируем завершить. Тогда будем иметь полную картину по тарифам на коммунальные ресурсы в каждом муниципальном образовании и в целом по региону.

Несомненно, по ряду организаций изменения пройдут. Тарифы традиционно пересматриваются и корректируются ежегодно в соответствии с прогнозом показателей инфляции цен, сформированным в среднем по России. По установившейся уже традиции тарифы на очередной период регулирования устанавливаются с календарной разбивкой, согласно которой в первом полугодии тариф остается на уровне второго полугодия предыдущего года. Само изменение тарифов произойдет и в следующем году с 1 июля.

Уточненный Прогноз социально-экономического развития РФ на 2015 — 2017 годы опубликован по состоянию на сентябрь. Так, индекс потребительских цен на декабрь 2015-го к декабрю 2014 года, который учитывается при формировании тарифов, составит 5,5 процента. Платные услуги населению, услуги ЖКХ по России за тот период составили в среднем 8,5 процента.

Изменение цен, тарифов на продукцию и услуги компаний инфраструктурного сектора по 2015 году будет выглядеть следующим образом. Природный газ: размер индексации тарифов с 1 июля 2015 года — 7,5 процента. Рост тарифов на электроэнергию для населения с 1 июля 2015 года составит максимально 8,5 процента. Аналогично электричеству ситуация с тепловой энергией.

Поскольку данные основаны на прогнозе социально-экономического развития в целом по России, далее госрегулированием на уровне субъектов Федерации эти показатели будут актуализированы в конкретной величине для конкретного потребителя. Это связано с тем, что тарифы в каждом регионе разные, различаются и итоги хозяйственной деятельности, и потребности региональных ресурсоснабжающих организаций.

На изменение тарифов влияют и рост цен на топливо, и необходимость реконструкции и модернизации существующей инфраструктуры. Также в структуру расходов включаются стоимость материалов для проведения ремонтных работ, расходы на оплату труда персонала и так далее.

— Какой ресурс ощутимее остальных подорожает и почему?

— Тарифы на водоснабжение и водоотведение. Среднероссийский индекс составит 10,5 процента. Более высокая планка предельных индексов, которая обгоняет показатели и по тепловой энергии, и по электричеству, объясняется устранением существующей на сегодняшний день недорегулированности отрасли: формирование тарифа на водоснабжение и водоотведение ранее производилось по остаточному принципу, стоимость воды сейчас складывается ниже, чем она на самом деле стоит.

Сравните тарифы, существующие в Новосибирске, где система водоснабжения и водоотведения функционирует нормально, в отличие от ряда других населенных пунктов, и цены на эти услуги в Омске (водоснабжение — 15,67 рубля за кубометр, водоотведение — 15,12 рубля за кубический метр) или Екатеринбурге (26,95 и 13,1 рубля за кубометр соответственно). Рост тарифа по Новосибирской области может превысить общероссийский средний уровень, составив 12,2 процента. Учитывая высокий уровень износа сетей, это мера необходимая.

Коэффициентом по «бесприборникам»
— Планируется ли установить повышающие коэффициенты для тех, кто не установил приборы учета? Что это даст? Снизятся ли платежи для тех, кто поставил приборы учета и исправно платит?

— Федеральным правительством предусмотрены меры, которые будут стимулировать «неоприборившихся» граждан к установке счетчиков. В частности, введен повышающий коэффициент для тех, кто не установил приборы электрической энергии. Он составит 1,1 с 1 января 2015 года.

Почему только для электрической энергии? Потому что 306-м постановлением Правительства РФ предусматривается, что этот коэффициент устанавливается для нормативов, которые рассчитаны методом аналогов. Именно с применением этого метода установлен норматив на электрическую энергию.

В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается вопрос о ведении повышающих коэффициентов и для нормативов, которые установлены расчетным методом. Речь идет, в частности, о потреблении воды.

— Какова ситуация с введением социальных нормативов по потреблению электричества?

— Установление таких нормативов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации планируется в 2016 году. По итогам анализа практик будут предложены какие-то новеллы. Сегодня анализируется практика субъектов, которые ввели такую социальную норму. Опыт, надо сказать, неоднозначный.

Социальную норму правильнее, думаю, было бы назвать тарифным планом: в пределах определенного объема потребления применяется один тариф, потребление свыше оплачивается по более высокому тарифу. Это должно стимулировать потребителей к использованию ресурсосберегающих технологий. Вообще же, целевой функцией введения такой схемы является снижение перекрестного субсидирования.

Эффективно и прозрачно
— Не отразится ли снижение потребления ресурсов на стоимости тарифа? Ведь монополист не захочет терять прежние доходы.

— Естественно, экономика предприятия строится на основании того, что запланирован определенный объем выпуска продукции. Если он снижается, снижаются переменные расходы, связанные с производством: комплектующими, топливом и так далее. Но постоянные расходы, связанные с функционированием инфраструктуры, останутся в любом случае: неважно, какое количество воды пробежало по трубам — миллион кубов или тысяча.

Конечно же, эти постоянные расходы на меньший объем ресурсов будут давать больший удельный вес в себестоимости продукции. Любое снижение объемов будет хоть и косвенно, но приводить к некоторому удорожанию производственного процесса и, в конечном счете, тарифа. Существует даже специальный термин: «экономия от масштабов производства».

Чтобы этого не произошло, разработана программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в регулируемых секторах.

Поставщики ресурсов обязаны разрабатывать и реализовывать собственные программы ресурсосбережения, для них устанавливаются целевые параметры, индикаторы снижения расходов, в том числе снижение потерь при передаче ресурса потребителю, снижение удельных расходов энергетических ресурсов на производство единицы продукции. И этот процесс контролируется.

— Что сегодня делается для того, чтобы система формирования тарифа была более понятна, прозрачна для потребителя?

— Мы сейчас работаем над созданием единой регуляторной среды, о которой говорит Федеральная служба по тарифам России. Идея Единой информационно-аналитической системы заключается не только в переходе на технологию безбумажного документооборота и реализацию возможности предоставлять регулярную отчетность в электронном виде с применением современных средств автоматизации, но и в формировании специальным образом подобранной аналитики по производственным, финансовым, экономическим параметрам функционирования регулируемых организаций. Проект нацелен на оцифровку процессов государственного тарифного регулирования.

Мы стремимся перевести все наши рассмотрения тарифных заявок и принятие документов в единый электронный формат. В нем же уже сейчас осуществляется контроль над соблюдением стандартов раскрытия информации о деятельности всех регулируемых организаций на территории региона. Отчетность создается по шаблону и в таком формате, чтобы любой потребитель мог получить полную информацию об организации, снабжающей его жилое помещение коммунальным ресурсом, о тарифе, об основании его изменения.

Кроме того, это позволит в режиме сопоставления посмотреть, по каким ценам оказывается аналогичная услуга в другом муниципальном образовании.

КОНТРОЛЬ
Платить за качественную услугу
Встал пораньше, а из крана с горячей водой льется холодная? Ожидая, пока она нагреется, приходится спустить попусту в канализацию чуть не ведро, а то и два или три? Невольно возникает справедливый вопрос: почему потребитель получает некачественную услугу, оплачивая неиспользованную воду из своего кармана? Ведь и тариф немаленький, и еще подрастет. Если мы учимся экономить, то почему наши деньги не экономят ресурсоснабжающие организации и прочие поставщики коммунальных услуг?

Как пояснили в Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области, у потребителя есть действенные инструменты воздействия. Так, по Закону о защите прав потребителей, если вам предоставляют некачественную услугу, за каждый час управляющая компания несет штрафные санкции в размере порядка трех процентов от стоимости услуги. Ведь меньше чем за двое суток вот так, «на проток», набегает сумма, соизмеримая с месячной оплатой.

Если в доме возникает проблема с горячей водой, жители должны подать жалобу, и к делу будут подключаться общественные инспекторы. Они выедут по адресу, изучат ситуацию, соберут мнения граждан, составят акты на некачественные услуги и передадут все собранные документы юристам. Далее работа пойдет без участия жильцов — задача собственников только в том, чтобы написать жалобу и предоставить доверенность на представление интересов в суде. Этого достаточно.

Если жильцы дома получают некачественную услугу, за месяц может «выкатиться» штраф размером от 50 до 300 тысяч рублей, и управляющая компания будет вынуждена обратиться в суд с реестровым иском на ресурсоснабжающую организацию.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий ДЮБАНОВ, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области:
— Созданная в регионе информационная система позволяет контролировать тарифную политику, оперативно анализировать тарифные данные в онлайн-режиме. Использование регионального сегмента предоставляет возможность специалистам своевременно получать информацию о работе субъектов естественных монополий, обрабатывать данные для дальнейшего предоставления их на следующий уровень — в Федеральную службу по тарифам.

Также специалисты могут контролировать эффективность реализации инвестиционных программ организаций в сфере электроэнергетики и ЖКХ, надежность и качество предоставляемых услуг населению. Граждане в свою очередь могут получить данные по формированию тарифов при помощи специального приложения на сайте — тарифного калькулятора и рассчитать интересующий их тариф.


КОММЕНТАРИИ
Требуйте обоснований

Игорь ЛОБАРЕВ, начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области:
— Сбор и вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтов, текущий ремонт и другие расходы по содержанию дома не включены законодателем в состав коммунальных услуг, а являются составной частью платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Если в доме не созданы ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, размер платы определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ. Только собственники многоквартирного дома могут принять решение о повышении тарифов на расходы, связанные с содержанием общего имущества.

Жилищные услуги, которые оказывает управляющая организация, например по уборке подъезда, ремонту дома, вывозу ТБО и тому подобное, не являются монопольными, собственники квартир их могут выбрать сами. Цена на такие услуги может быть разной для разных домов и управляющих компаний. Последние могут рекомендовать установить тот или иной тариф за содержание жилья, но не имеют права его устанавливать в одностороннем порядке. На общем собрании жильцов компания должна обосновать ту или иную плату за содержание жилья.


Скважины «кусаются»
Сергей ПРИЕМКИН, начальник отдела ЖКХ, транспорта, энергетики и связи администрации Барабинского района:
— Изношенность основных фондов коммунальной инфраструктуры нашего района в среднем составляет до 82 процентов. Для приведения ее к нормативным требованиям требуется порядка 576 миллионов рублей.

Главная проблема, касающаяся качества воды, — это повышенное содержание железа. Водоснабжение сельских населенных пунктов осуществляется бесперебойно. В Барабинске зимой сложностей также не возникает, но летом, когда большой объем воды уходит на полив, жители верхних этажей испытывают трудности.

Чтобы обеспечить район водой в полной мере, нужно пробурить 5 — 6 новых скважин, однако это потребует немалых затрат, ведь каждая скважина обходится в 12 — 13 миллионов рублей. Повышение тарифов на коммунальные услуги, конечно, проблему не решит: тарифы частично покрывают затраты предприятий ЖКХ на топливно-энергетические ресурсы, заработную плату обслуживающего персонала, налоги, текущее содержание оборудования и сетей. Затраты на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в тарифе не предусмотрены. Чтобы получить средства и наладить качественное ресурсоснабжение, мы ежегодно подаем заявки на участие в областных целевых программах.


КСТАТИ
При областном департаменте по тарифам создан общественный совет, цель работы которого — сделать расценки прозрачными и понятными для населения. Членами совета стали, в частности, депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко, Владислав Савельев, Олег Сметанин, Александр Замиралов.

СПРАВКА
Каждый гражданин, безусловно, имеет право знать, что именно входит в тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Однако практика показывает, что по большей части мы, неспециалисты, ориентируемся в тарифообразовании довольно слабо и нуждаемся в услугах специалистов.

Куда обратиться за помощью, если не удается расшифровать «иероглифы» в платежках? Разобраться в тарифных нюансах вам помогут:
— департамент по тарифам Новосибирской области, адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 96, 7-й этаж, адрес электронной почты: tarifnso@yandex.ru, телефон/факс приемной: (383) 224-44-04;
— департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Трудовая, 1, каб. 401, телефон приемной: (383) 228-88-00, официальный сайт: www.degkh.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: