Новосибирск 0.2 °C

Путешествие с неприятным курсом

06.12.2014 00:00:00
Путешествие с неприятным курсом
По городу мгновенно разлетелась неприятная новость о приостановке деятельности старейшего туроператора Новосибирска компании «Акрис». Накануне новогодних каникул немало граждан, несмотря на скачки валют, все-таки спланировали отдых за рубежом. И вот, пожалуйста!

Туроператоры сходят с дистанции, обвиняя в своем провале слабый рубль, но никак не собственные непомерные аппетиты

По городу мгновенно разлетелась неприятная новость о приостановке деятельности старейшего туроператора Новосибирска компании «Акрис». Накануне новогодних каникул немало граждан, несмотря на скачки валют, все-таки спланировали отдых за рубежом. И вот, пожалуйста!

Те, кто строил маршрут помимо туристических агентств, а таких путешественников достаточно, тоже изрядно занервничали: ведь купленные заранее авиабилеты и оплата виз составляют только половину расходов на поездку. На проживание в гостиницах, передвижение на местном транспорте, обеды и ужины, билеты в театры и на экскурсии цены выросли пропорционально падению рубля. В кризисное состояние погрузилась не только отечественная экономика, но и экономика других государств. Не стали исключением страны, куда новосибирцы любят ездить на отдых. На удорожание жизни жалуются везде.

О намечающемся снижении продаж в туристическом секторе заговорили еще весной. Летом по стране одна за другой обанкротились крупные туркомпании. В региональном отраслевом объединении — Новосибирской ассоциации туристических организаций — тоже заговорили о негативной тенденции несколько месяцев назад. Было понятно, что по сравнению с прошлым годом в 2014-м рынок упадет не менее чем на 20 процентов. Операторы пессимистично прогнозировали уменьшение объемов в половину.

Но в ассоциации, правда, несколько уклончиво, но все же предполагали рост интереса туристов к новогодним путешествиям. Кроме того, срабатывал стереотип, что «сибиряки до последнего ждут горящих предложений». Однако в ноябре картина совершенно прояснилась: «операция «С Новым годом!» сорвалась, особого отклика тур- агентства не получали и по горящим путевкам. В итоге — отмена авиарейсов.

Между тем, согласно статистике, приведенной Ростуризмом, под давлением роста цен на валюту рынок зарубежных туров сжался всего... на два процента. Что же происходит?

«Пакет» громче падает
Итак, за несколько недель ценники на иностранную валюту повысились процентов на тридцать. Если в такой ситуации окажешься на чужой территории без оплаченного возвращения на родину, будет, мягко говоря, грустно. Как сообщил «Деловой квартал» со ссылкой на пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирину Тюрину, как раз в таком положении сейчас находятся 25 клиентов приостановившего свою деятельность новосибирского «Акриса», который уже направил уведомление в Ростуризм. Правда, соотечественников клятвенно обещают вывезти за счет депозитов туроператора на счетах авиакомпаний.

Тем, кто только собирался ехать, фирма будет возвращать деньги, поскольку не может обеспечить их отправку в декабре. Компания продолжала сборы в последние недели ноября, хотя ситуация, очевидно, уже тогда стремилась к кризисной точке. Как говорится, ничто не предвещало беды?

Как выяснилось, крупные игроки, выкупающие туры «оптом», то есть пакетами, еще с лета планировали свои объемы, когда курс национальной валюты действительно если и колебался, то отнюдь не обещал рухнуть. Жестокая свистопляска с рублем закрутилась гораздо позже. В итоге туроператоры просто-напросто не смогли полностью реализовать свой товар, часть вложенных денег пропала. Благо подобные риски сегодня страхуют. Не спас даже демпинг.

Рынок есть рынок, но факт, когда довольно уверенно стоящее на ногах предприятие, имеющее за спиной более чем 20-летний опыт работы, серьезно промахивается, говорит о том, что туристическая отрасль должна трансформироваться. Иначе потребитель просто перестанет пользоваться услугами посредников. Доверие и так слишком подорвано.

И к страховщику не ходи
Кстати, одной из причин ухода с рынка за последнее время целого ряда туроператоров явилось нежелание страховых компаний иметь с ними дело на фоне нестабильности котировок валют и громких банкротств. Для тех игроков, что остались, тарифы на страхование увеличились, а условия оформления документов ужесточились.

— Ситуация с масштабной приостановкой деятельности туроператоров привела к тотальному пересмотру всеми страховыми компаниями подхода к этому виду страхования. Многие страховщики просто не хотят заниматься этим, — рассказал порталу «Интерфакс-Туризм» начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин.

Кроме того, ряд туркомпаний вылетели из Единого федерального реестра туроператоров по причине неуплаты взносов в «Турпомощь».

Очевидно, что расходы турбизнеса в этом году резко возросли. Сито становится все мельче. С прошлого года количество туроператоров в России уменьшилось с более чем двух тысяч до 1,5 тысячи. По прогнозу исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, к весне 2015 года количество игроков рынка уменьшится еще на треть.

Правила честного «маржавания»
— Многие туристы отказываются ехать в Европу именно из-за снижения курса рубля. И не только в Европу, а в целом в те страны, куда необходимо покупать валюту. Одни просто едут и тратят меньше, чем в прошлые годы. Другие меняют направление, отправляясь в путешествие по России, — полагает Александра Камалутдинова, специалист компании «1 001 тур». — Но бывает и наоборот: тратят больше, чем год назад, — у всех разные ситуации.

В компании не видят причин для паники. Путевки на декабрь в направлении Чехии, несмотря на дороговизну евро и разговоры об отказах от путешествий, практически все раскуплены. Надо сказать, стоимость организованных зарубежных туров изрядно превышает реальную цену вояжей. Еще в октябре «пакетная» поездка в Прагу на 15 дней с проживанием в трехзвездочном отеле для семьи из трех человек стоила около 130 тысяч рублей, включая 100 тысяч за прямой перелет из Новосибирска и 30 тысяч за проживание и страховку. Стоимость виз оплачивалась дополнительно, причем в два раза дороже, чем если бы туристы оформляли их самостоятельно. В декабре такой тур стоит уже 218 тысяч рублей. В агентстве объясняют фантастический взлет цен в основном удорожанием авиабилетов.

А теперь сравним: стоимость перелета туда-обратно, выставленная напрямую перевозчиком, в сентябре составляла 58 тысяч рублей. Правда, с пересадкой в Санкт-Петербурге, но все-таки! И сегодня поисковик skyscanner.ru дает ровно такую же цену или чуть больше — плюс 365 рублей.

«Советская Сибирь» писала о том, как собрать зарубежный маршрут и выкупить его без помощи туроператора. Мы обратились в различные компании Новосибирска и попросили предложить варианты вне «пакетных» туров: интересно, какую маржу решит оставить себе турагент с авиабилетов? М-м-м... Билеты: «минимальный тариф — 29 тысяч рублей с человека. Вам нужна виза? Без проблем — за 80 евро с человека». Забавно: в визовом центре ее стоимость составляет 35 евро. Словом, нет слов.

Между тем в страховой компании, предлагающей наиболее экономичные по цене страховки для туристов в Европу, нам сообщили, что только за один месяц несколько десятков желающих увидеть чешское Рождество оформили документы сами. Наверное, никакого парадокса в этом нет. Новосибирцы сегодня скрупулезно считают деньги, кризис особенно подстегивает экономить. Граждане все более уверенно уходят от посредников, не боясь хлопот по оформлению виз. Они в общем-то именно с легкой руки туроператоров и агентов преувеличены. О том, что такая доступность гражданам через Интернет напрямую связаться с гостиницами и авиакомпаниями, включая зарубежные, портит карты турбизнесу, говорит и Игорь Соловьев.

Закат «примитива»
Пока отечественные туроператоры пытаются хоть как-то «заесть» неосмотрительно разогретые аппетиты, сжимаются и закрывают офисы, на рынок выходят, пользуясь ситуацией, крупные зарубежные игроки. Они считают Россию очень перспективной в этом плане, поясняя провал продаж слишком уж примитивным подходом к организации туров российскими компаниями.

В частности, Ивор Вукелик, директор по маркетингу, продажам и IT германской TUI, считает ошибкой то, что туроператоры не просчитывают свою целевую аудиторию.

— Они могут продавать туры по низким ценам и говорить, что это лучшие туры. Так может каждый. Важно предлагать действительно уникальный продукт, чтобы клиенты могли узнавать твое лицо, отличать от других. Процессы, которые сейчас происходят на российском туристическом рынке, вызывают панику и у клиентов, и у турагентств. Однако я долго жил на Западе, уже видел там точно такую же картину лет десять — двадцать назад и даже в прошлом году прогнозировал, что это произойдет и в России. Сейчас, когда сложное время пройдет, возможно, обанкротится кто-то еще, на рынке останутся только те, кто правильно строит бизнес — ориентируется не на оборот, а на прибыльность, работает без необоснованных объемов и демпинговых схем и предлагает действительно качественный продукт.

Речь, конечно, идет уже не о бюджетном отдыхе. Здесь и пятизвездочные отели, и активные развлечения, и масса других весомых по затратам сервисных услуг. Сегмент потребителей по системе «все включено», хоть и не столь массовый, был и останется, куда бы ни «ходил» по котировочной таблице рубль. Другое дело, что увеличивается не только стоимость комфорта, растут и требования к уровню элитного турсервиса. Но это уже другая тема.

ФАКТ
По мнению возглавляющего Ростуризм Олега Сафонова, тот факт, что у части находящихся за рубежом клиентов «Акриса» нет обратных билетов, является грубым нарушением со стороны туроператора. Его уход с рынка «продемонстрировал, что принятых сегодня мер по защите прав туристов недостаточно»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: