Новосибирск -2.5 °C

Поговорить с человеком по душам…

20.12.2014 00:00:00
Поговорить с человеком по душам…
Наши читатели давно и хорошо знают рубрику «Ветераны Западно-Сибирской магистрали», в которой мы рассказываем о людях, вписавших свои имена в славную историю ЗСЖД. Сегодняшний выпуск необычен, потому что он не о ветеранах, а по просьбам ветеранов.

Наши читатели давно и хорошо знают рубрику «Ветераны Западно-Сибирской магистрали», в которой мы рассказываем о людях, вписавших свои имена в славную историю ЗСЖД. Сегодняшний выпуск необычен, потому что он не о ветеранах, а по просьбам ветеранов. Героем нашего очерка, построенного в жанре беседы, стал действующий начальник Западно-Сибирской железной дороги Анатолий Абрамович Регер.

Секретарь приемной комиссии отложила бумаги в сторонку и внимательно присмотрелась к пареньку, стоявшему чуть поодаль и, казалось, мало интересовавшемуся тем, что происходило вокруг. «А ты почему не подходишь?» — спросила она. «Я для себя все решил: жду вызова из Суворовского училища!» — ответил Анатолий Регер, приехавший в этот день в Петропавловский железнодорожный техникум просто за компанию с тремя друзьями: поддержать их морально в момент первого важного выбора в их жизни — выбора профессии.

Четыре товарища
«По опыту скажу тебе, что вызов, скорее всего, придет еще не скоро — у них зачисление позже. А что тебе время терять?! Документы с собой? Покажи!» — не отступала женщина. Почему в это утро он захватил полученные по окончании восьмого класса бумаги, Анатолий Абрамович и сейчас, спустя сорок лет, даже себе объяснить не может. Взял и все. Хотя мысленно он уже видел себя военным летчиком и для надежности списался сразу с тремя суворовскими училищами.

Секретарю приемной комиссии достаточно было заглянуть в табель, чтобы понять, что перед ней паренек серьезный и упорный: половина пятерок, половина четверок. Анатолий учился лучше, чем все его друзья. Кстати о товарищах… Один из них не попадет в движенцы из-за строгой медкомиссии, а другие срежутся на экзаменах, но, верные сделанному выбору, они пойдут в железнодорожное училище. И лишь Регер, не мечтавший о карьере железнодорожника, не только без проблем пройдет медицинскую комиссию, но и блестяще сдаст экзамены. «Пока поучишься у нас, а если придет вызов из Суворовского, мы с ними спишемся и попросим зачесть тебе результаты этих экзаменов. Что ты теряешь?!» — этот аргумент был настолько «бронебойным», что Анатолий не нашелся, что возразить.

Прошло недель шесть. Учебная программа в железнодорожном техникуме была выстроена очень хитро: в учебный план, помимо общеобразовательных, практически сразу включались специальные дисциплины. Расчет оказался верным: с первых дней погрузить новичков в будущую профессию, зацепить за живое, зародить в душе каждого тот интерес, который постепенно вырастет в настоящую любовь к выбранному делу.

— У нас были прекрасно оборудованные кабинеты подвижного состава, организации движения, автоматики и телемеханики. В них руками преподавателей и студентов старших курсов были сделаны отличные макеты, на которых все можно было посмотреть вживую. Лаборатории шикарные! Не увлечься было просто невозможно. И, конечно, педагоги — очень опытные, знающие, любящие свое дело. Они относились к нам, пацанам, серьезно, как к будущим коллегам: вдумчиво объясняли, не отмахивались от вопросов... Когда человек горит чем-то, он и других заряжает этой энергией, — рассказывает Анатолий Абрамович.

Вызов из Суворовского пришел глубокой осенью — во второй половине октября. Причем сегодня из минского училища, а назавтра — еще из двух: московского и, кажется, свердловского. Везде ждали. Но… эти полтора месяца не прошли бесследно. «Оторваться от техникума я уже не мог!» — откровенно говорит Анатолий Абрамович. Он остался, чем очень порадовал родителей, особенно Ольгу Александровну, переживавшую, что сын будет учиться далеко от дома, и в глубине материнского сердца не желавшую, чтобы он рисковал жизнью, став военным летчиком.

Сегодня, оглядываясь назад, Анатолий Абрамович с улыбкой признается, что не раз задумывался о том, как сложилась бы его судьба, поступи он тогда иначе, но о сделанном выборе Регер ни разу не пожалел.

Второй железнодорожник в роду
Подхоз Соколовский — подсобное хозяйство одного из заводов города Петропавловска — создавался в Северо-Казахстанской области в чистом поле. Тянулись самые тяжелые месяцы сорок первого года. Семьи с детьми, вывезенные из Крыма, с нуля возводили домашний очаг в незнакомом месте, в холодном климате, первую зиму ютясь в бараках, затем потихоньку-помаленьку начали ставить дома, обзаводиться хозяйством. «Бабушка рассказывала, что мой папа, который был еще совсем маленьким, очень болел, родные боялись, что не выживет», — вспоминает Анатолий Абрамович. Постепенно обжились. Насколько это было возможно в те сложные годы, наладили быт, зажили обычной жизнью, в которой главным смыслом и мерилом всего был тяжелый крестьянский труд.

— Родился в 1957 году. Я старший из трех детей. Сестренка родилась, когда наша семья уже переехала из подхоза в крупное село — Белое. Помню, мы жили в одной из комнат четырехквартирного дома, — рассказывает Анатолий Абрамович. — В памяти остались некоторые дни… Родители очень рано уходили и возвращались затемно. Постоянно работа, работа… Порой даже не успевали приготовить обед. Но ни обид, ни упреков не возникало. Все знали: работай больше — лучше будешь жить. А еще... не только в нашей семье, но и у соседей, и во всей деревне постоянно присутствовало какое-то чувство добра…

И он поделился эпизодом из раннего детства, когда мальчуганом подвергся нападению гусака, который вывел на улицу свое большое семейство с недавно появившимися гусятами. Крупная птица почему-то решила, что мальчик представляет собой опасность, и с грозным шипением налетела на малыша, норовя ущипнуть за ногу... На помощь пришел какой-то незнакомый дядька: он не только отбил пацаненка у гусей, но и привел в свой дом. Поскольку сам торопился по делам, наказал дочке-подростку успокоить паренька, покормить и затем отвести домой.

Родители Анатолия Абрамовича занимались обычным крестьянским трудом. Ольга Александровна работала дояркой. Абрам Абрамович был трактористом. Они жили большой дружной семьей, объединившей несколько поколений Регеров. Старшими в доме были прабабушка и бабушка. Дети, рано приученные к труду, содержали в порядке дом и хозяйство. Среднее поколение добросовестно выполняло планы пятилеток. «Никаких громких слов не говорилось… Не декларировалось вслух, а просто прививалось с самого юного возраста, что ты должен трудиться — в этом и есть суть жизни. И каждый это понимал», — говорит Анатолий Абрамович.

Дети того поколения не мечтали о легкой жизни, не ждали подарков… Огромной радостью было получить к учебному году новые школьные брюки, а сестренке — платьице… Такой была нравственная система координат, когда девчонок и мальчишек воспитывали не только родительский наказ или слово учителя, но и сам пример жизни старшего поколения, его отношение к жизненным благам, к таким понятиям, как долг, ответственность, честь…

Когда Анатолий стал постарше, его мечтами, как, наверное, мыслями тысяч мальчишек, росших в эпоху бурного развития авиации и космонавтики, завладело небо. «Тогда в магазинах порой появлялись картонные модели военных самолетов, которые можно было собрать своими руками, — с открытой мальчишеской улыбкой вспоминает мой собеседник. — Мы с таким удовольствием их сначала конструировали, а затем играли, представляя себя в роли пилотов…» Отсюда и выросла мечта о карьере военного летчика, которая подвигнет Анатолия Регера в конце восьмого класса разослать письма в суворовские училища.

Однако и первое соприкосновение нашего героя с железной дорогой также произошло в раннем детстве: время от времени маленький Толя на пару недель приезжал погостить к дедушке и бабушке по материнской линии. Александр Александрович был путейцем на станции Асаново Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги. Какое-то время он работал монтером пути, затем стал обходчиком.

— В начале шестидесятых годов это была очень престижная профессия, — рассказывает Анатолий Абрамович. — У меня тогда сложилось впечатление, что такую работу доверяли людям с опытом, многое знающим. Обходчики ходили по графику: и ночью, и днем, и в дождь, и в морозы… У деда с собой всегда были две большие сумки. В них — разные ключи и большой путейский молоток… Если на дворе была зима, то он с собой брал лопату… Обходили, осматривали закрепленные за ними километры. Тогда ведь никакой спецтехники не было, но опытный глаз отмечал все дефекты. В нашем климате большие колебания температуры: днем может быть ноль градусов, а ночью приморозит до минус пятнадцати. Рельсовая нить очень реагирует на эти перепады. Поэтому важно было вовремя заметить изменения, чтобы не произошло где-то смещения или сдавливания, но это я сейчас понимаю, а тогда, мальчишкой, только завороженно смотрел, как дед собирался на работу в ночь…
Внуку Александр Александрович наказывал: «Учись! Чтобы не пришлось всю жизнь тяжелым трудом заниматься…». И он старательно исполнял его наказ.

Стать дежурным по станции
Мы уже знаем, как, окончив в 1972 году восьмой класс, Анатолий Регер стал студентом Петропавловского железнодорожного техникума. Учился он не только успешно, но и с удовольствием.

— У нас были очень хорошие педагоги, — рассказывает А.А. Регер, — Валентина Филипповна Шмакова преподавала дисциплину «организация движения». Опытный специалист, мудрая, в меру строгая, она так умела преподнести предмет, что мы слушали не отрываясь! А с третьего курса этот предмет у нас вообще стал основным. Я чувствовал в себе какую-то внутреннюю тягу к этому...

Практика после третьего курса, проходившая на станции Меновый Двор Оренбургского отделения, стала настоящим погружением в профессию. Анатолий Регер, которому в то время исполнилось 18 лет, работал помощником составителя поездов. «Для нас это было настоящее дело, мощное! — говорит Анатолий Абрамович. — Практика затягивает, и ты себя уже не мыслишь вне дороги».

— Но вы же заглядывали в свое ближайшее будущее, кем вам хотелось быть? — спрашиваю Анатолия Абрамовича.

— Все начинающие движенцы хотят быть дежурными по станции. Дело не в должности как таковой. Важен сам процесс самостоятельного управления движением: приемом, отправлением поездов, маневровыми работами и так далее. Это особенно интересно, если речь идет о большой станции. Имидж профессии был очень высокий! Он и сегодня весьма высок. Я встречаюсь с выпускниками и студентами, спрашиваю их и часто слышу тот же ответ. И мотивация примерно та же. Не скажешь же, что ты сразу хочешь руководить работой станции… А вот дежурный — это как раз то, что надо!

Он стал дежурным по станции Токуши Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги в августе 1979 года, успев после успешного окончания техникума не только два года отслужить в армии, но и жениться на Нине Ивановне, с которой подружился еще в студенчестве, и дочкой обзавестись. Под жилье молодым специалистам отвели старый вокзальчик, сложенный из шпал. Без своего огорода в те годы было не прокормиться, так что продуктами выручали родители.

Станция была маленькая, четвертого класса, знакомая до мелочей, до деталей. Как человеку деятельному, любящему трудные задачи, Регеру хотелось более масштабной и интересной работы, поэтому через два года, приехав в Омск в гости к двоюродному брату, он наудачу заглянул в отделение дороги. «Пообщался с заместителем начальника отделения дороги. Он сказал: «Специалисты нужны!» И так как срок, который я должен был отработать после техникума, вышел, я без проблем уволился и с семьей перебрался в Омск», — вспоминает Анатолий Абрамович.

Седьмого сентября 1981 года он приступил к работе дежурного по станции Московка, которая уже в те годы была внеклассной сортировочной станцией.

Привычка учиться
Через два года руководство предложило Анатолию Абрамовичу должность поездного диспетчера Омского отделения ЗСЖД, затем — старшего поездного диспетчера. А в 1986 году он снова вернется на станцию Московка, чтобы не только с головой уйти в работу, но и… засесть за учебу.

Если применить к Регеру известный тезис «жизнь — в движении», то он будет справедлив и в прямом, и в переносном смысле. Во-первых, Анатолий Абрамович — движенец до мозга костей. Во-вторых, он никогда не останавливается в саморазвитии. Снова стать студентом, пусть и заочно, когда у тебя за плечами богатый практический и руководящий опыт, — шаг, на который не все решаются.

— У меня желание учиться всегда было: сколько живу, столько и учусь. В молодости совмещать работу с учебой легче: все успеваешь, и силы откуда-то берутся… — смеется он.

— Практикам легче было учиться в НИИЖТе? — уточняю.

— Легче сдавать специальные предметы! А общеобразовательные дисциплины, такие как высшая математика, — наоборот. Во-первых, прошло много времени с того момента, когда ты учился, что-то подзабылось. Во-вторых, у тебя нет возможности постоянно сидеть над уравнениями, практиковаться…

— Были интересные случаи, когда практика спорила с теорией?

— Конечно, были. В жизни, решая каждодневные вопросы, ты редко сталкиваешься с требованиями учебника. Учебник — это догма. Там написано, что нужно делать «именно так». А на практике ты знаешь, что управление движением настолько живая вещь, что многократно можно делать то же самое, но только по-другому и результат на выходе получить один и тот же.

Поэтому, когда ты приходишь на экзамен или готовишься сдавать курсовую, у тебя порой в подсознании сидит, что перед тобой «букварь», который, наверное, идеально книжку знает, но далек от практики. А ты-то ближе к настоящему делу: все прошел, вживую потрогал и имеешь дело с этим каждый день. Невольно внутри себя как бы начинаешь принижать роль преподавателя.

Но в определенный момент ты узнаешь, что перед тобой не просто теоретик, а такой же профессионал, который в свое время работал. В НИИЖТе все преподаватели прошли закалку на производстве. Был период, когда учителей не хватало и практиков направляли на эту работу. В институте они успели получить ученые степени, здесь столь же блестяще проявив себя. Вот тогда ты вдруг понимаешь, что перед тобой сидит кандидат наук или доктор наук, над которым ты себя мысленно уже возвысил, и тебе становится так стыдно…

— Кто из вузовских педагогов вам особенно запомнился?

— Юрий Александрович Евсейчев, Иван Петрович Бурнашов, Иван Терентьевич Колков, автор научных трудов по железнодорожным узлам, и многие другие. Вообще НИИЖТ богат такими преподавателями, поэтому и результат его работы так значителен: многие его выпускники стали успешными, достигли высот. Николай Емельянович Аксененко, Владимир Иванович Старостенко… Это только движенцы, а путейцы? А мостовики наши в те годы были настоящей элитой, и сейчас их очень ценят… Целую плеяду начальников железных дорог воспитал НИИЖТ! У меня об этом вузе только хорошие воспоминания...

Если сравнивать техникум и институт, то техникум мне дал все, что связано с работой железных дорог. Настолько хорошо было его оснащение, что мы детально знали производство, нам дали хорошую базу. Поэтому, два года отработав на линейной станции, я очень быстро все схватил. Что касается вуза, база там столь же великолепная, но главное, за что благодарен, — меня институт научил работать с книгой, что необходимо для повышения своего фундаментального уровня. Если возникает какой-то вопрос, понимаешь, где ты можешь взять на него ответ, где ты можешь это посмотреть, на что ты можешь опереться… То есть ты снова создаешь себе фундамент, но уже на самых современных достижениях и идеях.

Пульс трудовой биографии
Записи в трудовой книжке порой напоминают кардиограмму: только ломаные линии отражают не толчки сердечной мышцы, а живую пульсацию производственной жизни — участие в ней конкретного человека.

В ноябре 1991 года начальник станции Входная Анатолий Регер был переведен на должность начальника отдела контейнерных перевозок и коммерческой работы Омского отделения ЗСЖД. Через три с половиной года Анатолий Абрамович стал заместителем начальника Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Спустя еще три года с должности первого зама его пригласят в управление ЗСЖД — Регер станет заместителем начальника дороги по перевозкам. Затем, с апреля 2002 года, он на протяжении десяти лет будет возглавлять Омское отделение дороги, выведя его в передовые и постоянно работая над совершенствованием технологии.

Заглянув в документы того периода, мы увидим такие «сухие факты»:

«По инициативе А.А. Регера в 2003 году на Омском отделении введена в эксплуатацию автоматизированная система управления местной работой — ЦУМР. Благодаря внедрению этой системы сократился оборот местного вагона на четыре часа в сутки, а производительность вагона увеличилась на восемь процентов, сократились расходы. Всего за год работы начальника отделения производительность труда коллектива достигла уровня 1988 года (года, ставшего точкой отсчета для оценки производственно-финансовой деятельности железнодорожного транспорта в постперестроечный период). Сегодня производительность труда на Омском отделении самая высокая среди всех отделений ЗСЖД».

«Омское отделение за четыре года пять раз становилось победителем отраслевого соревнования. В кратчайшие сроки построен суперсовременный механизированный пункт подготовки вагонов под погрузку на станции Входная, введен в эксплуатацию центр реабилитации локомотивных бригад, построены благоустроенные дома отдыха локомотивных бригад на станциях Московка, Карасук и Входная, стремительно проводится реконструкция вокзала Омск-Пассажирский…»

«Для обеспечения возрастающих объемов перевозок кузбасского угля реализованы в полном объеме программы удлинения станционных путей по станциям Карасук, Иртышское и Входная, дополнительно включены в работу 13 станционных путей для приема длинносоставных поездов. Тем самым значительно повышена эффективность работы Средне-Сибирского хода, где обеспечена пропускная способность до 60 пар поездов в сутки, включая организацию курсирования тяжеловесных поездов весом девять тысяч тонн. За четыре года на железобетон переведено более 800 километров пути. Полностью освоена технология зимней укладки».

«За десять месяцев 2007 года коллективом Омского отделения достигнуты наивысшие по сети показатели среднесуточной производительности локомотива 2 940 тысяч ткм брутто при среднесетевом показателе 1 708; среднесуточного пробега локомотива 743 километра при среднесетевом — 568,1 километра. Средний вес грузового поезда превысил среднесетевой уровень на 376 тонн и составил по отделению 4 151 тонну».

«По итогам третьего квартала коллективам Омского отделения дороги и трех предприятий (Карасукская дистанция пути, эксплуатационное вагонное депо Входная, Входнинская дистанция электроснабжения) присуждено первенство в сетевом соревновании».

Николай Фёдорович Долгих, директор филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана на Западно-Сибирской железной дороге», рассказывает:

— Знаю Анатолия Абрамовича свыше двадцати пяти лет. Более тесно с ним познакомился, когда он работал начальником отдела контейнерных перевозок и коммерческой работы, затем заместителем начальника Омского отделения дороги, заместителем руководителя магистрали по перевозкам и последние десять лет — начальником Омского отделения дороги. С его приходом на должность начальника дороги, по моему мнению, в организацию работы магистрали вошло что-то новое, новаторское, современное.

Анатолий Абрамович, на мой взгляд, отличается лучшими качествами — например, это ярко выраженное лидерство, готовность повести за собой. Его отличают несомненно высокие профессиональный, основанный на богатом опыте и общеобразовательный уровни и, конечно, замечательные человеческие качества — заботливое и внимательное отношение к людям. Человек широчайшего кругозора, уникальной эрудиции, целеустремленный, волевой, обладающий большой работоспособностью и в то же время отзывчивый и справедливый руководитель.

Сегодня он признанный лидер большого коллектива Западно-Сибирской железной дороги, сумевший завоевать высокий авторитет и уважение у всех тружеников магистрали. Он не оставляет без внимания ни одно обращение ни работника, ни пенсионера, никогда не забывает о своих обещаниях. Его любят люди.

Не только коллеги, руководство, но и те, кому довелось непосредственно работать под началом Регера, отмечают в нем такие черты, как высокая самоотдача, стремление в решении любой проблемы достичь стопроцентного результата. Я прямо спросила его: «На всех постах, на которых вам довелось работать, коллективы достигали очень высоких результатов. Это для вас принципиально: выполнить поставленную задачу максимально хорошо? Вы максималист по натуре?»

— Да, такая черта у меня есть. Иногда мне кажется, что это мой недостаток, — ответил он.

— Почему недостаток? — уточнила я. И начальник дороги пояснил: «Потому что не всегда такой подход оправдан, на мой взгляд. С другой стороны, если смотреть на все с точки зрения лидерских качеств, то это неизбежно. Дело в том, что если ты достаточно профессионален, то видишь, где теряешь. Поэтому лично мне неприятно и некомфортно работать, если вижу, где я могу добавить. Почему же ты, профессионал, не ликвидируешь это слабое звено и не получишь лучший результат?! Профессионал не должен мириться с разгильдяйством, не должен спокойно смотреть на то, что где-то в производственной цепочке есть слабые места… Он всегда себе ставит высокую планку. Это нужно не только лично мне… Когда мы улучшаем свою деятельность и добиваемся хорошего результата, весь коллектив получает удовлетворение от работы. Это важно каждому!»

О принципах и задачах
— Анатолий Абрамович, правильно ли я поняла: основные принципы руководства не меняются в зависимости от того, какой коллектив в подчинении, маленький или большой? Насколько важна та часть вашей работы, которая предполагает умение правильно поставить цель, озадачить людей?

— Принципы одни, сложность другая. И там, и там ты как командир должен выполнить поставленную перед тобой задачу. Вы правы, правильно поставленная задача — залог ее решения. Зная сильные и слабые стороны не только всего подразделения, а лучше — каждого в отдельности, ты тогда понимаешь, кому какую поставить задачу и как ее выполнить, — ответил начальник ЗСЖД.

Я поинтересовалась, что думают о А.А. Регере как производственнике и его стиле руководства старшие товарищи. Пётр Филиппович Мысик, председатель совета ветеранов войны и труда Западно-Сибирской железной дороги, сердечно откликнулся на эту просьбу:

— Охарактеризовать Анатолия Абрамовича как производственника можно совсем просто: он хороший производственник и все! Но Регер много лет был руководителем коллективов структурных подразделений разного уровня. И к тому теоретическому багажу знаний, полученных в техникуме и институте, его харизматическая натура постоянно добавляла и осмысливала неоценимые знания, которые дает практический опыт.

Есть такое крылатое выражение «время выбрало нас». За 60 лет работы на дороге мне пришлось работать не менее чем с десятью начальниками дороги. Они находились на разных уровнях служебной лестницы, с моей точки зрения, все заслуживали быть руководителями нашей знаменитой магистрали. Но объективно каждый из них имел свои особенности и в уровне эрудиции, характере, привычках, умении понимать подчиненных и определять каждому свое место в коллективе, на котором он лучше всего проявит себя в большой и сложной работе дороги.

За эти 60 лет, что я отдал родной магистрали, работали всеми признанные, уважаемые начальники дороги П.Г. Муратов, Н.П. Никольский, И.Е. Трубников, Б.К. Саламбеков, В.Н. Бутко, В.И. Старостенко, А.В. Целько. Мое глубокое убеждение, что А.А. Регер из этой же когорты.

Анатолий Абрамович в течение всей сознательной жизни и в работе достойно себя проявил, заслуженно имеет большое количество наград: государственных, отраслевых, региональных и общественных. Он кавалер ордена Дружбы, заслуженный работник транспорта Российской Федерации, дважды награжден знаком «Почетный железнодорожник», а также нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России», «Почетный гражданин города Карасук» и не одним десятком медалей различных уровней.

Он имеет хорошую память и каждого знает в лицо, зовет по имени и отчеству, а не только по фамилии и должности. Он целенаправлен, конкретен в своих действиях, имеет глубокие знания в многозначной и сложной работе железнодорожного транспорта. Умеет и не боится принять иногда очень рискованное и неординарное решение, безусловно, используя полученные знания и природную интуицию. Именно к нему можно применить крылатое выражение «боишься ответственности — не ходи в руководители».

Анатолий Абрамович легко сходится с людьми, контактен и со своими подчиненными, и с вышестоящими по служебной лестнице. Требователен и к себе, и к работникам, с глубоким уважением относится и к молодым специалистам, и к ветеранам. По моему глубокому убеждению, он достойно и вполне заслуженно руководит коллективом нашей дороги!

Обращает на себя внимание еще одна грань личности А.А. Регера. Он умеет выслушать человека, понять его, вычленить из его речи полезное, конкретное, не терпит неправды или бесцельных разговоров. Иногда просто культурно останавливает собеседника и кратко объясняет, что бы он хотел от него услышать. Главное — он уже успел осуществить практически все те обязанности, которые на него возложены по должности.

Своя команда
— Анатолий Абрамович, закономерен вопрос: вы единоличный лидер или вам легче работать в команде? Что для вас понятие «своя команда»?

— А что без команды сделаешь?

— Ну, некоторым руководителям легче действовать самостоятельно, не советуясь, принимать решения, главное — чтобы была исполнительская дисциплина…

— Индивидуально можно работать только в очень маленьком коллективе — до десяти — пятнадцати человек, но и то этих людей нужно очень хорошо знать: чем они занимаются, чем живут, что они думают, что их тревожит… Потому что, не зная этого, ты в определенный момент ожидаемого результата можешь не получить… Совершенно в одиночку работать при большой должности невозможно: ты, во-первых, не успеешь ничего сделать, а во-вторых, люди постоянно требуют внимания.

Я часто бываю в коллективах и говорю подчиненным: «У нас порой не хватает времени встретиться с хорошим человеком, сказать спасибо за работу. Мы чаще собираемся по каким-то проблемным или негативным моментам. Только по праздникам встречаемся, чтобы поблагодарить... Чтобы просто встретиться с человеком, без повода поговорить с ним по душам, времени не хватает».

— Какие качества вы цените в тех, кто трудится рядом с вами?

— Во-первых, это, конечно, профессионализм. Никуда от этого не уйти. Человек должен быть профессионалом. Во-вторых, ответственность за свой участок работы. Никто не должен никого подгонять. Человек должен быть ответственным и обязан понимать свои задачи и грамотно их решать.

Конечно, очень важны порядочность и честность. Кроме того, необходимо то, о чем я говорил чуть раньше: всегда помнить про людей. Про тех исполнителей, кто на местах непосредственно исполняет твои решения. Люди у нас очень отзывчивые и очень терпеливые. Если правильно выстроить взаимоотношения, с ними горы свернуть можно.

Убежден, что ни в одной другой стране нет таких людей — с таким душевным теплом! У россиян это есть. Есть доброта, есть восприимчивость к бедам соседа своего, неравнодушие. Все не так давно появившиеся выражения типа «В бизнесе друзей нет!» и другие не про нас, не про наших людей.

Александр Михайлович Теслевич, заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, которого, безусловно, можно отнести к команде Регера, о главных чертах характера начальника ЗСЖД говорит так:

— Анатолий Абрамович прежде всего человечный руководитель, чего многим не хватает, когда они достигают высоких должностей. Нередко они отрываются от людей. Позиционируют себя так, что будто намного больше знают и больше умеют. Этого у Анатолия Абрамовича нет.

Он старается быть ближе к людям, много общается и с руководителями, и с рядовыми работниками, всегда может выстроить свой разговор, понимая человека, который стоит перед ним, будь то монтер пути или начальник станции. Он не боится бывать в коллективах и любит это делать. Даже если ситуация в коллективе непростая, острая, он приедет и составит открытый принципиальный разговор.

Еще одна его черта заключается в том, что он очень скрупулезно, дотошно подходит к рассмотрению любого вопроса. Всегда дойдет до истоков, до понимания причины сложившейся ситуации. И только потом принимает конкретные действия по устранению недостатков.

Возвращаясь к мысли, с которой начал, хочу отметить, что человечность Анатолия Абрамовича проявляется не только в решении производственных вопросов, но и в личном общении. Он поддерживает традиции и заводит новые. Когда я стал его замом, мне сразу была поставлена задача найти новые способы неформального общения сотрудников, которые бы способствовали сплочению коллектива, чтобы люди могли отдохнуть, снять напряжение будней, поговорить по душам, вместе песни попеть или по лыжне пробежаться… Встречаться целыми семьями!

У нас стало больше и массовых, и локальных мероприятий. Сейчас новая идея — почему бы нам не создать клуб жен железнодорожников, чтобы они могли встречаться в ДКЖ, общаться, делиться заботами, творчески развиваться… Ведь все это формирует атмосферу в коллективе, отношение людей к родной дороге.

Также не могу не отметить, что Анатолий Абрамович очень внимательно и трепетно относится ко всему, что касается семей сотрудников, помогает, если кто-то болеет, если требуется поддержка... При такой огромной нагрузке, которая лежит на нем, он подобные вопросы держит на контроле и от других руководителей требует того же.

Главные ценности
Разговор подошел к той точке, когда отдельные штрихи личности складываются в единую картину, отражая суть. Я не могла не спросить начальника магистрали о главных ценностях Западно-Сибирской железной дороги, которыми ему ежедневно приходится руководствоваться. И он ответил:

— Дорога на протяжении длительного времени не изменяет своим традициям. Во-первых, уже много лет начиная с периода тяжелого послевоенного восстановления хозяйства ЗСЖД постоянно работает над улучшением своей деятельности и стремится к достижению высоких результатов. Творческий подход, внедрение нового по всем направлениям: будь то рацпредложения, будь то применение новой техники, авторские, индивидуальные решения по организации даже маленького участка работы…

Все это в комплексе привело к тому, что сегодня дорога технологически, нисколько не постесняюсь того, что хвастаюсь, добилась мощных результатов. Мои слова подтверждает тот факт, что себестоимость перевозок на нашей дороге ниже, чем на всех остальных дорогах сети.

А что такое низкая себестоимость? Это как раз отточенная технология с наименьшими затратами. Всегда об этом говорю, всегда благодарю людей за их сознательный подход к делу, за неравнодушие, за желание завтра сделать лучше, чем сегодня. Это традиционно для Западно-Сибирской железной дороги — ориентация на успех.

Вторая традиция — связь с ветеранами. Откровенно скажу, не всем работающим и не всем, особенно молодым, руководителям нравится, что так много внимания уделяется ветеранам. Но это случается только из-за некоторого недопонимания происходящего. Чем ценна связь поколений? На мой взгляд, ветераны тебе всегда скажут правду прямо. Если ты хорошо отработал, скажут, что молодец. А если некачественно, то подчеркнут: «Ты плохо сделал». Когда тебя критикуют открыто, нормальный человек начинает задумываться и понимает, что надо что-то менять. Если он придет к убежденности что-то менять, то станет это воплощать в жизнь… Значит, он сделает работу завтра хоть немного лучше, чем сегодня.

Наша забота о ветеранах — это не только традиция, но и одна из важнейших составляющих системы ценностей компании РЖД. Я очень благодарен президенту компании за его понимание, за то, что мы сегодня выделяем средства на поддержку ветеранов. Мы их приглашаем на встречи, советуемся с ними, устраиваем для них праздники, с удовольствием общаемся.

Это очень ценно, потому что в близком кругу за чайком они нам рассказывают, как они работали… И порой (не скажу, что это бывает часто, но бывает) в ходе этого разговора всплывают такие приемы организации работы, о которых мы забыли… И тогда ты себе задаешь вопрос: почему ты сам не догадался, почему ты этого не делаешь сегодня?! И это тоже плюс! Поэтому я и сам достаточно уделяю внимания общению со старшим поколением железнодорожников, и других призываю.

Три поколения — три взгляда на мир
— Вы затронули очень важную тему! Я как раз хотела спросить вас как руководителя, которому довелось поработать и с людьми старшего поколения, и с ровесниками, и с молодыми специалистами, которые сейчас приходят на дорогу, каковы сильные стороны каждой из этих когорт железнодорожников?

— Что касается старшего поколения, это наши воспитатели и педагоги, у которых и я, и другие мои ровесники учились… Настолько была сильна идеология, что для людей этого поколения незыблемыми ценностями на всю жизнь стали преданность стране, добросовестный труд, порядочное существование в обществе, особый кодекс чести.

Что касается моего поколения… Размытость нравственных ориентиров в обществе, вызванная теми экономическими и политическими переменами в стране, которые происходили в девяностые годы, не могла не сказаться. Появилась определенная черствость в людях… В молодости я никогда не мог бы предположить, что придет такое время, когда дети станут забывать постаревших родителей, а сегодня мы с этим часто сталкиваемся. Нередко пожилой человек становится обузой… Мы потеряли идеологию, а без нее, на мой взгляд, нельзя…

— Должна быть нравственная основа жизни, труда…

— Совершенно верно! А сегодня с этим сложно. Да, молодое поколение более продвинутое по сравнению даже с моим поколением. Они легко осваивают компьютерные технологии, мыслят по-другому… Но! Для молодежи много значат комфорт, удобство, какие-то материальные вещи. В одежде, в электронной технике они привязываются к определенному бренду: престижно — не престижно… Если для тебя это становится главным в жизни, тогда ты начинаешь забывать, что такое семья, что такое родина… Это те черты, которые мне в молодых не нравятся. Мы и так потеряли часть молодого поколения из-за пива, наркотиков, асоциального образа жизни… Надо коренным образом менять ситуацию.

— Но есть и иная молодежь, которая ставит во главу угла профессиональный успех, личностный рост. Правда, порой и здесь они переходят определенные нравственные границы: карьера любой ценой…

— Да, это есть. Они сегодня в большинстве своем карьеристы. Едва оставив студенческую скамью, некоторые уже видят себя руководящими работниками…

— То есть в составители поездов идти не хотят… Мечтают, как вы в свое время, быть дежурными по станции?

— Вот об этом мечтают! Могу сказать точно, потому что часто общаюсь с выпускниками… Эта должность по-прежнему престижна, потому что без нее для тебя все другие дороги закрыты.

— Очень сложно, если отсутствует идеологическая составляющая в стране в целом, сохранить такие ценности, как коллективизм, верность общему делу, уважение к человеку труда, нацеленность на результат в рамках какого-то одного, пусть даже очень большого коллектива…

— Сложно, но жизнь показывает, что возможно. У нас на

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: