Новосибирск -3.1 °C

Две стороны одного кризиса

18.03.2015 00:00:00
Две стороны одного кризиса
На фоне закрытия одних магазинов в Новосибирской области открываются другие. Для первых непростая экономическая ситуация — неприятный финиш, для вторых — рискованный, но перспективный старт. Потихоньку начинают сбываться прогнозы экспертов: цены продолжают расти, увеличивается безработица...

На фоне закрытия одних магазинов в Новосибирской области открываются другие. Для первых непростая экономическая ситуация — неприятный финиш, для вторых — рискованный, но перспективный старт

Потихоньку начинают сбываться прогнозы экспертов: цены продолжают расти, увеличивается безработица, многие предприятия оптимизируют расходы, падают вложения в новые производства и проекты. Так, ряд торговых марок и брендов ушли из Новосибирска, не справившись с финансовыми проблемами. При этом уже есть случаи, когда кризис и всеобщее уныние не становятся препятствием к развитию собственного дела.

Ушли, вернуться не обещали
Первыми в регионе начали испытывать трудности предприятия розничной торговли. Повышение цен заставило людей экономить. Из-за отсутствия должного спроса стали также закрываться магазины товаров для ремонта, электроники и бытовой техники. Так, еще в декабре 2014 года прекратил работу последний магазин бытовой техники и электроники федеральной сети Domo, который располагался на улице Дуси Ковальчук. Решение о сворачивании бизнеса представители компании объяснили ростом закупочных цен у поставщиков и нестабильностью курса валют.

— За последние несколько месяцев средний чек в магазинах вырос на 40 процентов. И это происходит на фоне снижения зарплаты, платежеспособности населения и роста безработицы. Понятно, что растут тарифы ЖКХ и расходы на ГСМ, но все-таки решать свои проблемы за счет потребителя — неправильно, — считает председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству, член комиссии по местному самоуправлению Совета депутатов Новосибирска Игорь Салов.

Ряд региональных СМИ также сообщил о предстоящем закрытии сети супермаркетов «Перестройка», специализирующихся на продаже товаров для ремонта. Юлия Мосина, директор маркетингового агентства BCGroup, уверена, что население отказалось от «импульсных» покупок — примерно половину оборота магазинов составляли именно они. Многие потеряли работу или перешли на неполный рабочий день — в такой ситуации в долгий ящик откладываются ремонт и покупка крупной бытовой техники.

Нелегкие времена и у бутиков иностранных брендов. Уже известно, что покидают новосибирские торговые центры марки Esprit, New Look и River Island. Это также связано с непрекращающимся колебанием курса рубля.

Прекратила свою работу в Новосибирске американская сеть фастфуда «Карлс Джуниор» — все четыре точки «быстрого обеда» закрыты. Вернется ли когда-нибудь эта компания в Сибирь, говорить пока не приходится.

Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев предположил, что в 2015 году на территории региона увеличится количество крупных сделок по продаже бизнеса как раз из-за непростой экономической обстановки.

Будут ли меньше тратить?
Если без нового телевизора или мобильного телефона можно прожить, то как быть с продуктами питания? Как часто жители страны стали набивать продуктовые телеги после новогоднего безумия? Этому вопросу был посвящен недавний опрос фонда «Общественное мнение». Более 50 процентов опрошенных граждан России признались, что в последние месяцы стали экономить на еде. В первую очередь, по словам респондентов, меньше денег на продукты питания тратят те, чей доход составляет от 8 до 12 тысяч рублей в месяц.

В нашем городе по-прежнему основную часть оборота розничной торговли формируют крупные и средние организации — 51,1 процента. При этом с каждым годом увеличивается доля малых предприятий — с 30,5 процента в 2013 году до 33,4 процента в 2014-м. Какие цифры покажет 2015 год, предсказать очень сложно. Однако в Институте экономики РАН спрогнозировали падение потребления на 15, а то и 20 процентов.

— За 2014 год оборот розничной торговли в Новосибирской области составил 462,6 миллиарда рублей (100,2 процента к 2013 году), или 169,4 тысячи рублей на одного жителя. Среди регионов Сибири наша область занимает второе место после Красноярского края — 490,8 миллиарда рублей, — рассказали в Новосибирскстате.

При этом в ведомстве добавляют, что структура оборота розничной торговли по видам товаров на протяжении нескольких лет существенно не меняется.

— Более половины оборота приходится на непродовольственные товары. За 2014 год их доля составила 55,6 процента к пищевым продуктам, включая напитки и табачные изделия, — говорится в сообщении Новосибирскстата.

Кстати, на очередной сессии горсовета Новосибирска депутаты приняли решение обратиться с письменным обращением к товаропроизводителям, сетевым компаниям, занимающимся розничной торговлей продуктов питания, и фармацевтическим организациям с предложением заморозить цены на продукцию и снизить торговые надбавки.

Время возможностей
Некоторые крупные торговые центры, а также небольшие магазины стали снижать арендную плату за квадратные метры. Этой возможностью воспользовались гражданские супруги Андрей Козлов и Дарья Малюкова.

— Год назад я удачно продал свой внедорожник, плюс были сбережения, и мы открыли небольшой островной отдел бижутерии и аксессуаров в одном из самых посещаемых торгово-развлекательных центров на правом берегу. Дело пошло в гору не сразу, но оптимизма мы не теряли. Закупались мы за рубежом, и из-за того, что доллар подскочил, не смогли вовремя оплатить аренду, с нами расторгли договор, — рассказывает Андрей.

В итоге молодые предприниматели открыли бизнес в более скромном месте, недалеко от станции метро «Березовая роща», и ничуть не пожалели — объем выручки не снизился, а, наоборот, увеличился. Сейчас Андрей и Дарья готовят к открытию второй отдел, где собираются расширить ассортимент.

— Я одна никогда бы с этим не справилась, в какой-то момент просто руки опускаются. А вдвоем намного проще: я занимаюсь ассортиментом, персоналом, а муж следит за документацией, доходами и расходами, — добавляет Дарья.

А вот Сергей Зотов на протяжении нескольких лет развивает собственную сеть зоомагазинов. Но в январе решил пойти дальше и запустил интернет-магазин prokaznic.com по продаже товаров для питомцев. Говорит, что экономить на братьях наших меньших новосибирцы меньше не стали.

— Розница — это потенциальные покупатели в радиусе одного километра, а интернет-магазин — потенциальные покупатели как минимум целого города. Розничный магазин располагается в арендованном помещении, где ежемесячно надо платить аренду вне зависимости от того, есть продажи или нет. В Интернете с этим все проще, — рассказывает Сергей Зотов.

Стоимость создания такого магазина под ключ обходится минимум в пятьдесят тысяч рублей, в зависимости от объема информации, оформления и дальнейшего сопровождения.

— Интернет-магазин — долгоиграющий проект, ожидать от него моментальной отдачи не стоит. Когда мы запускались, это хорошо понимали. Люди заходят, смотрят, сравнивают, а уже потом делают покупки, — подчеркнул Сергей.

И такие примеры запуска собственного дела в кризис не единичны, ведь не зря говорится, что кризис любит смелых.

МЕЖДУ ТЕМ
Несмотря на кризис, уже заявила о намерении расширяться федеральная сеть фитнес-центров X-Fit, которая в течение полутора — двух лет собирается открыть еще один клуб в Новосибирске: поток клиентов в 2014 году вырос на 20 процентов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Есть онлайн-перспектива

Наталья ПАУЛИ, директор по связям с общественностью ГК «Обувь России»:
— Если говорить об обувном ретейле, то сейчас наблюдается следующая ситуация: ряд мелких игроков и разрозненных магазинов уходят с рынка, а крупные обувные сети, наоборот, наращивают свою долю. Это связано с тем, что у крупных ретейлеров есть узнаваемые бренды и широкая аудитория лояльных покупателей, у них больше ресурсов, больше возможностей оптимизировать затраты и найти дополнительные резервы для развития. Также с регионального рынка уходят некоторые бренды из дорогого сегмента. Здесь причина следующая: с одной стороны, сокращение спроса в результате кризисных явлений; с другой стороны, увеличение доли интернет-торговли. За последние годы появился ряд популярных онлайн-гипермаркетов, которые предлагают широкий ассортимент брендовой обуви и одежды по более выгодным ценам, кроме того, у них постоянно действуют спецпредложения для покупателей. Как результат, некоторые бренды выбирают модель продвижения именно через онлайн-площадку, поскольку в этом случае они не несут дополнительные затраты на аренду помещений, наем персонала.

Сейчас для покупателей характерно мультиканальное поведение: они выбирают товар на сайте, а покупают в обычном магазине или, наоборот, посмотрят в магазине, а потом приобретут через интернет-площадку. Они часто пользуются мобильными приложениями, геолокационными сервисами. В среднесрочной перспективе для покупателей уже не будет разграничений — онлайн или офлайн, для них будет бренд, с которыми они взаимодействуют так, как им нравится и удобно в настоящий момент.

Онлайн-торговля позволяет увеличить продажи: за год число заявок на покупку через интернет-магазины увеличилось в 6,5 раза. Также мы смогли расширить географию продаж и не ограничиваться только лишь городами, где у нас стационарные магазины. Сейчас традиционная розничная сеть представлена в более чем 100 городах, а интернет-продажи у нас идут по всей России. Онлайн-площадка не имеет ограничений по представлению ассортимента — в традиционном магазине у нас представлено более 2 000 товарных позиций, в интернет-магазине — более 5 000.

Оборот торговли сокращается
Тимур НИГМАТУЛЛИН, финансовый аналитик ИХ «Финам»:
— По моим оценкам, уход игроков с рынка пока не принял обвальный характер, это скорее единичные случаи. Покидают рынок игроки со слишком высокой долговой нагрузкой или нежизнеспособной бизнес-моделью, ориентированной на рост оборотов при отрицательной рентабельности. Однако тенденция по ухудшению экономической конъюнктуры, ослаблению рубля, снижению реальных доходов населения и увеличению у него склонности к сбережениям сохраняется. Рано или поздно ситуация станет критической, и с рынка будут вынуждены уйти даже достаточно консервативные игроки.

Так, в 2014 году оборот розничной торговли в РФ впервые с 2009 года сократился на 4,4 %. При этом Минэкономразвития из-за резкого увеличения инфляционного давления прогнозирует в текущем году падение реальных зарплат на 9,6 % и сокращение всего оборота розничной торговли в РФ за 2015 год на 8,2 % до 28 триллионов рублей. То есть ситуация с потребительским спросом в РФ может существенно ухудшиться. На мой взгляд, наиболее уязвимы игроки рынка продовольственного и непродовольственного ретейла в среднем ценовом сегменте. В денежном выражении в наступившем году он может сократиться на 15 — 20 % в продовольственном ретейле и на 30 — 35 % в непродовольственном. На мой взгляд, сейчас достаточно рискованно открывать собственное дело. С учетом нестабильности на финансовом рынке очень сложно прогнозировать окупаемость инвестиций, жизнеспособность бизнес-модели. Впрочем, многое зависит еще и от таких факторов, как конкурентная обстановка на конкретном рынке или сегменте рынка, возможность получить долговое финансирование и так далее.

Купят. Но только дёшево
Людмила РУСАЛЕВА, заведующая кафедрой коммерции, маркетинга, сервиса и рекламы Сибирского университета потребительской кооперации, доктор экономических наук:
— Не так давно со студентами обсуждали вопрос: нет ничего удивительного в том, что одни сети приходят на новосибирский рынок, другие уходят. Свято место пустым не бывает. У нас страна самодостаточная, проблема в экономической доступности тех или иных товаров и услуг. Покупатель чаще всего ведет себя в зависимости от имеющейся у него суммы денег: может, кому-то и сто тысяч покажется мало, если раньше было больше. Кстати, в экономической науке есть сегментация покупок по выгодам независимо от кризиса. Есть та группа товаров, которую мы всегда покупаем подешевле, а есть и более дорогие, за которые мы готовы платить вне зависимости от экономической ситуации. Нынешний год будет тяжелым как для продавцов, так и для покупателей, но в 2016-м ситуация должна начать выравниваться.

А что же власть?
Наталья ЛАРИОНОВА, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ:
— Основная проблема, с которой столкнулся бизнес сегодня, — как выжить в непростое с экономической точки зрения время. Пока предприниматели сталкиваются с проблемой труднодоступности кредитных продуктов. И одной из возможных мер по сохранению доступности кредитов может стать секьюритизация кредитов коммерческих банков, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства. Значительно упростить доступ к кредитам, что особенно необходимо в кризисных условиях, позволит формирование национальной гарантийной системы, центром которой выступит созданное в 2014 году Правительством РФ агентство кредитных гарантий.

Еще одна задача, на которую пришло время обратить внимание, — пересмотр ряда положений трудового законодательства. Речь идет прежде всего о доработке и принятии законопроекта, разработанного Минтрудом России, о введении в ТК РФ положений, регламентирующих трудовые отношения микропредприятий с числом занятых до 15 человек. Предложение Минэкономразвития России — освободить микропредприятия от обязанности утверждать локальные нормативные акты по вопросам трудового права. Особенности трудового распорядка дня, условия предоставления отпусков и иные вопросы трудового характера на таких предприятиях можно было бы закреплять в трудовом договоре с работником. По оценке Минэкономразвития России, такие изменения позволят снять административную и финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства с 90 процентов субъектов малого предпринимательства.

Не отказывайтесь от рекламы
Евгений КАТАЙЦЕВ, директор коммуникационной группы «БункерМедиа»:
— Кризис — значит, надо сокращать рекламу. Вот типовая формула для любого бизнеса в России. Ну в самом деле, не обвальщика же мяса сокращать. Хотя, если плюнуть на рекламу совсем, дело может дойти и до обвальщика. Поэтому вот несколько советов, как изменить подходы к рекламе и постараться извлечь прибыль из такой непростой ситуации. Сужайте целевую аудиторию — типичная ошибка в том, что вы начинаете предлагать ваш товар всем, но в это суровое время с вами останутся только самые лояльные потребители. Отсюда следующее правило: тратьте деньги на удержание лояльных клиентов. Привлечение новых всегда обходится дороже. Посмотрите на свои рекламные бюджеты с точки зрения каналов коммуникации. Не надо вашего присутствия одновременно во всех СМИ региона и на всех баннерах вашего города. Иногда достаточно хорошего набора из одной газеты, интернет-портала и рекламы на транспорте. Измените маркетинговую и рекламную стратегии фирмы. Либо уходите в более дешевый сегмент, либо объясняйте потребителям, что скупой платит дважды. Особенно в кризис.

Инвестиции в крупный бизнес, инновации в малый
Лариса ТРУШКИНА, управляющий партнер DSO Consulting:
— В условиях экономического кризиса шансы на развитие имеют участники рынка, либо предлагающие потребителям традиционные товары по более низким ценам (то есть дискаунтеры), либо создающие инновации, существенно меняющие картину потребления в целом. Возможны и варианты, совмещающие то и другое, — когда инновации снижают потребительские цены на том или ином рынке. Ясно, что потребление относительно дорогих товаров во время кризиса почти всегда снижается. Некоторое исключение здесь — потребление дорогих новых автомобилей, пока в России и Новосибирске оно растет в сравнении с показателями соответствующих периодов прошлого года.

За последние несколько месяцев на новосибирский рынок пришел целый ряд дискаунтеров. Так, в аптечном секторе это «Фармакопейка», «Аптека от склада», «Норма». Омская группа «Руском» собирается открыть в Новосибирске свои «Мясные лавки», расширяется в городе сеть продовольственных дискаунтеров «Магнит». «Леруа Мерлен» — уже монополия на городском рынке товаров для ремонта. Инвестиции в подобную экспансию по силам только крупным игрокам, ведь рентабельность традиционных бизнесов (той же розницы) и до кризиса была невысокой.

Для малого же бизнеса магистральный путь развития во время кризиса — инновации. Как говорят в нашей компании, самая высокая рентабельность находится на рынках, которых еще нет. Поэтому наш совет предпринимателям: ищите инновации, придумывайте новые товары, наилучшим образом удовлетворяющие потребителей по относительно невысоким ценам.

Оптимизация расходов
Ольга ГАЕНКО, директор Новосибирского филиала СОГАЗ:
— По итогам 2014 года мы отмечаем ощутимое снижение сборов в сфере страхования имущества юридических лиц, а также страхования финансовых и предпринимательских рисков. Падение можно объяснить оптимизацией предприятиями своих расходов в нестабильной экономической ситуации.

ЦИФРА
Почти 300 тысяч новосибирцев заняты в малом и среднем бизнесе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: