Новосибирск 0.2 °C

Аттестат в неволе

29.04.2015 00:00:00
Аттестат  в неволе
Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение проект нового порядка получения осужденными среднего общего образования. В частности, предлагается дать возможность преступникам выходить в Интернет для получения полезной информации, необходимой в учебе.

Кто и как учит несовершеннолетних преступников в Новосибирске? Ведь в большинстве случаев школа для многих из них — это единственный шанс вернуться к нормальной жизни

Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение проект нового порядка получения осужденными среднего общего образования. В частности, предлагается дать возможность преступникам выходить в Интернет для получения полезной информации, необходимой в учебе. Корреспондент «Советской Сибири» отправился в Новосибирскую воспитательную колонию ГУФСИН России по Новосибирской области, чтобы узнать, как у молодых осужденных проходит процесс получения среднего образования и каких усилий это стоит их учителям.

Практически с нуля
Уже 55 лет при воспитательной колонии существует вечерняя сменная общеобразовательная школа. Это обычное двухэтажное здание с большими окнами и длинными коридорами. На входе — небольшой памятник Александру Сергеевичу Пушкину, чьи сказки с детства знакомы каждому ребенку. Но многие, если не все учащиеся этой школы о русском классике впервые узнают на уроках.

Сейчас в не совсем обычное образовательное учреждение зачислены 85 учеников. Пару месяцев назад их было всего 50, но, из-за того что в Сибирском федеральном округе идет оптимизация учреждений исполнения наказаний, количество обучающихся увеличилось. У всех за плечами в основном совершенные тяжкие преступления.

— У нас обучаются ребята в возрасте от шестнадцати до девятнадцати лет. Это возрастной предел, до которого они могут оставаться в воспитательной колонии. Далее — в другие исправительные учреждения. На классы мы их делим не по возрасту, а по образовательному уровню, — рассказывает директор федерального казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» ГУФСИН по Новосибирской области Татьяна Фарафонова.

Поэтому неудивительно, что в четвертом классе обучаются шестнадцатилетние подростки. Встречаются даже те, кто едва умеет писать и читать, а о таблице умножения и говорить не стоит. На воле им было не до школьных хлопот и домашних заданий.

— В этом году у нас нет первого класса. Есть четвертый, где обучаются двое. Больше всего учеников в девятом и десятом классах, — отметила Татьяна Фарафонова.

Пары вместо уроков
После того как подросток попадает в колонию, около двух недель он находится в карантинной зоне для адаптации. Там с ним работают психолог и социальный педагог. Параллельно выявляется его уровень образования, и только затем он знакомится с коллективом.

Как и в обычных школах, несовершеннолетние осужденные изучают все предметы, предусмотренные федеральным стандартом. Однако вместо уроков у них пары, которые длятся 1 час 20 минут, то есть в день не больше трех пар. Предусмотрены и каникулы, в том числе длинные летние.

А вот прогулять уроки даже при большом желании невозможно по причине жесткого контроля и дисциплины. Нет здесь и традиционного домашнего задания, потому что каждый день у этих ребят строго регламентирован. Все-таки не нужно забывать, что они отбывают наказание. Не редкость и родительские собрания, на которых большое внимание уделяется не текущей успеваемости, а проблемам воспитания детей после их освобождения.

— Есть у нас и те, кто закончил обучение в школе и уже занят на производстве. В таком случае осужденный имеет право обучаться дополнительной специальности в техникуме при колонии, — говорит Татьяна Фарафонова.

В этом году во второй раз в школе пройдет Единый государственный экзамен. Если в 2014-м всего один человек решился на ЕГЭ, то в 2015-м таких трое. Кстати, при завершении обучения они получают аттестат, в котором не содержится информации о том, в школе при каком ведомстве они обучались. Это дает возможность подростку и его родным начать все с чистого листа. Гораздо сложнее, говорят педагоги, с теми, кто должен продолжить обучение без колючей проволоки — образовательные учреждения не очень охотно берут таких учеников, ведь понятно, что «случайных» здесь нет.

Есть тут и так называемая внеклассная деятельность — осужденные участвуют в викторинах, делают собственную газету, организуют праздники. Как отметила заместитель директора Елена Кошкина, ребята могут также посещать кружки, участвовать в работе музея колонии.

Пойти навстречу
Учебные классы здесь оборудованы не хуже, чем в лицеях и гимназиях. Так, кабинет начальных классов полностью соответствует всем требованиям: ростовые парты, компьютер, мультимедийная доска — в общем, в нем есть все, чтобы увлечь не самых простых учеников. Часть из них только тут впервые начинают осваивать компьютер, получая элементарные навыки.

Документ, подготовленный Минюстом, о котором говорилось выше, как раз предусматривает обеспечение школ колоний компьютерами с возможностью доступа к образовательным программам в сети Интернет. Осужденные смогут черпать знания из Всемирной сети, куда в свободное от учебы время им вход строго запрещен. Ожидается, что окончательное решение может быть принято к началу нового учебного года.

Объяснить, что не все потеряно
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Юлия Филянина в школе уже восемнадцать лет. Оптимизма и веры в молодое поколение за эти годы педагог не утратила. Говорит, что за это время многое изменилось.

— В 97-м было пятьсот воспитанников. Школа работала в две смены, учителя друг с другом не виделись. Были даже классы с буквой «К». По сорок человек было в классе, за партой сидели по трое — это был некий тотальный всеобуч. Сейчас же мы делаем акцент на индивидуальной работе, — отмечает Юлия Александровна.

Педагоги говорят, что их цель не только научить, но и воспитать. Мотивировать на правопослушное поведение — объяснить, зачем осужденным это все нужно.

— Сказать, что они обладают дефектами в интеллектуальном развитии, нельзя. Они просто не учились, им было не до этого. Нам важно показать подростку, что он еще не потерян для общества, как многие из них себя в этом уже убедили, пройдя через систему судов и изоляторов. Кроме нас, это сделать некому, — подытожила Юлия Филянина.

КСТАТИ
К концу прошлого года около 135 тысяч осужденных закончили профессиональное обучение и получили дипломы в колониях. Еще 4,9 тысячи человек продолжали свою профессиональную подготовку.

СПРАВКА
Пятого ноября 1960 года был издан приказ «Об открытии Новосибирской детской трудовой колонии», который гласил: «Открыть в Октябрьском районе города Новосибирска на базе вновь строящихся помещений Новосибирскую детскую трудовую колонию УВД Новосибирского Облисполкома для содержания несовершеннолетних, осужденных за менее тяжкие преступления, с восьмилетним школьным обучением». Уже в сентябре 1961 года в учебном учреждении при колонии начались занятия.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: