Рак — болезнь генов

20.05.2015 00:00:00
Рак — болезнь генов

В Институте молекулярной биологии и биофизики исследуют причины возникновения онкологических заболеваний

Онкологию не зря называют проблемой века: как ни печально, но год от года заболеваемость растет. Причем за последнее время рак значительно «помолодел» — зачастую его обнаруживают у тридцатилетних. Ученые Института молекулярной биологии и биофизики пришли к выводу, что обследование родственников людей, страдающих онкологическими заболеваниями, зачастую дает возможность выявить опухоли на ранних стадиях и соответственно вылечить их.

ДДТ и опухоли
По словам научного руководителя Института молекулярной биологии и биофизики доктора биологических наук академика Вячеслава ЛЯХОВИЧА, фундаментальные исследования, которые проводят ученые института, направлены на поиск причин возникновения злокачественных опухолей в организме. Лишь понимание этих причин позволяет осуществлять качественное и эффективное лечение.

— Зачастую онкологические заболевания возникают из-за генетических сбоев, но это далеко не единственная причина, — рассказывает руководитель лаборатории молекулярных механизмов канцерогенеза доктор биологических наук профессор Людмила ГУЛЯЕВА. — Например, нам удалось установить, что на этот процесс оказывают влияние факторы внешней среды. Есть вещества, которые, попадая в организм, не повреждают ДНК, но при этом могут спровоцировать развитие опухолей. Взять хотя бы печально известный дуст ДДТ. Это вещество не повреждает гены, но и не выводится из организма.

Как рассказывает Людмила Гуляева, в 60-е годы прошлого столетия на территории новосибирского Академгородка распылили примерно 170 тонн ДДТ — таким способом пытались бороться с клещами. Сегодня содержание дуста в почве на территории Академгородка в два-три раза выше нормы, а рак молочной железы и рак яичников среди жительниц Академгородка фиксируются чаще, чем в среднем по городу. Ученым удалось установить, что дуст вызывает нарушения метаболизма эстрогенов у лабораторных мышей. Эти нарушения в свою очередь могут спровоцировать возникновение гормональных раков. Сейчас ученые пытаются получить грант, чтобы продолжить исследования и изучить этот механизм на клеточных культурах человека.

«Мы на правильном пути»
— Можно сказать, что есть люди, которым на роду написано заболеть раком. Это связано с наследственными мутациями, передающимися из поколения в поколение, — говорит заместитель директора Института молекулярной биологии и биофизики, заведующий лабораторией генно-инженерных методов исследования доктор биологических наук Сергей КОВАЛЕНКО. — Существуют такие генетические нарушения, которые вызывают онкологические заболевания в 80 — 90 процентах случаев.

Ученые поставили перед собой задачу обследовать всех женщин, заболевших раком молочной железы, на наличие генетических мутаций, связанных с наследственными формами рака. Была разработана областная программа обследований, программу поддержало правительство Новосибирской области. За первые три месяца действия программы удалось выявить тридцать человек — носителей этих мутаций, у четырех из них были обнаружены опухоли размером менее пяти миллиметров. А за полтора года ученые обнаружили около двухсот носителей мутаций. К сожалению, финансирование программы было прекращено. Тем не менее ученые продолжали интересоваться судьбой этих людей. Телефонный опрос дал страшные результаты: из 100 опрошенных за год два человека умерли, восемь человек заболели раком повторно, у семи человек заболели родственники. Эти пятнадцать человек обратились к врачам поздно, на 3-й — 4-й стадии, когда лечить онкологические заболевания трудно, долго и дорого. По словам Сергея Коваленко, для реализации данной программы в Новосибирской области требуется шесть миллионов рублей. Ее действие позволило бы экономить как минимум по 20 миллионов рублей бюджетных денег в год: лечить на ранних стадиях дешевле и эффективнее.

Недавно ученые лаборатории генно-инженерных методов исследования получили грант на исследование опухолей по крови. Дело в том, что опухоль выделяет в кровь опухолевые ДНК и их можно обнаружить. Это позволяет охарактеризовать опухоль и назначить лечение, в случае если опухоль неоперабельна, а биопсию взять затруднительно или вовсе невозможно.

— Хотя мы только в самом начале исследования, уже есть определенные успехи. Последнее время мы все теснее сотрудничаем с клиниками, пытаемся внедрить полученные нами результаты фундаментальных научных исследований в лечение онкологических заболеваний. Я полагаю, что мы на правильном пути — такой подход даст возможность в будущем спасти немало жизней, — подводит итог Вячеслав Ляхович.