Новосибирск 4 °C

Памяти отцов верны

27.06.2015 00:00:00
Памяти отцов верны
– Вот это фото очень редкое… — моя собеседница протянула аккуратный, прекрасно сохранившийся, несмотря на «возраст», черно-белый снимок, на котором запечатлены два члена паровозной бригады, выглядывающие из кабины машиниста. Лица открытые, улыбающиеся, светлые, будто наполненные внутренним огнем и слегка смущенные.

– Вот это фото очень редкое… — моя собеседница протянула аккуратный, прекрасно сохранившийся, несмотря на «возраст», черно-белый снимок, на котором запечатлены два члена паровозной бригады, выглядывающие из кабины машиниста. Лица открытые, улыбающиеся, светлые, будто наполненные внутренним огнем и слегка смущенные. Может, только отправляются в рейс, а возможно, наоборот, вернулись, и здесь, на станции Новосибирск-Главный, их поджидал корреспондент, чтобы запечатлеть для фотолетописи военных будней родной магистрали. Галина Владимировна Григорьева поясняет: «Тот, что слева, — Владимир Иванович Сливаков, мой отец, а справа — Иван Дмитриевич Ласточкин».

Оба этих имени, как и имена других членов передовой комсомольской бригады Николая Лунина, навсегда вписаны в историю Томской, а ныне — Западно-Сибирской железной дороги. У каждого из этих людей был свой большой трудовой путь, полный свершений, но их имена всегда будут неотделимы от имени знаменитого железнодорожника, удостоенного звания «Гражданин ХХ века Новосибирской области» Николая Александровича Лунина.

Пойдешь ко мне кочегаром?
— Их случай свел. Отец, демобилизовавшись из армии, приехал в Новосибирск. Поскольку еще до службы в Вооруженных силах он успел стать помощником машиниста, то пришел устраиваться на работу в паровозное депо на станции Новосибирск. Он беседовал с кадровиком, когда в комнату вошел Николай Лунин, — рассказывает моя собеседница. — Они не были знакомы. Как вспоминал отец, Лунин, войдя, стал говорить о том, что состав бригады почти сформирован, осталось подобрать одного кочегара. Кадровик сказал в ответ: «А вот как раз новенький! Только он помощник машиниста…» «Кочегаром ко мне пойдешь?» — спросил Лунин. И отец согласился.

Галина Владимировна вспоминает отцовские рассказы, а я так и вижу, как она девчонкой в свободную минутку прибегает «к папе на работу», где все деповские знают ее как свою. Встречает отца из рейсов… Ждет, пока он заполнит и сдаст все бумаги, чтобы вместе пойти домой. А в «шарманке» — железном чемоданчике машиниста — ее непременно ждет гостинец: завернутый в белую тряпицу кусочек комкового сахара. «Это тебе зайчишка передал, — с улыбкой говаривал Владимир Иванович. — Еду, смотрю: стоит, лапкой машет. Я остановился, выхожу. А он и говорит: «Передай Галинке от меня гостинчик!».

Подробности о работе отца в лунинской бригаде она узнала позже, когда подросла и повзрослела. В военные годы, когда имя лунинцев гремело на всю страну, ее еще и на свете-то не было. Галина — дитя победного мая сорок пятого: родилась второго числа, в день, когда наши войска взяли Берлин. Так что и сам День Победы она помнить не может. Но вспоминает, как отец рассказывал, что радостную новость бригада Лунина узнала, находясь в очередной поездке.

Отработав многие годы на железной дороге и выйдя на заслуженный отдых, Галина Владимировна всерьез увлеклась темой лунинцев, работой в архивах, поиском малоизвестных фактов и фотосвидетельств. В 2010 году моя собеседница к 65-летию Победы участвовала в конкурсе работ, посвященных трудовому подвигу народа, на который представила свое исследование, рассказывавшее о легендарной бригаде, «Это наша с тобой биография».

С сыном Николая Александровича Лунина Вадимом она познакомилась в 2001 году, когда помогала Любови Сергеевне Гонтаревой в работе над выпуском программы «Полустаночек», посвященным Н.А. Лунину. До того были только телефонные контакты и переписка. Они и по сей день поддерживают очень теплые отношения. А месяц назад снова встречались в Москве, когда отмечалось 100-летие со дня рождения легендарного железнодорожника. Вадим Николаевич как-то сказал, что Галина Владимировна просто обязана написать книгу, которая бы вобрала в себя весь собранный ею богатый материал, а также воспоминания детей членов лунинской бригады. Обещал и от себя добавить интересные факты.

— Вообще-то мы Слываковы, а не Сливаковы. Родителей моего папы звали Иван Васильевич и Василиса Пардовна Слываковы. Они проживали в селе Старый Ропск Климовского района Брянской области (раньше это была Черниговская губерния). Там и родился мой отец 10 мая 1916 года, — рассказывает Галина Владимировна.

После школы Владимир Слываков окончил курсы помощников машиниста и стал работать по профессии на Криворожском металлургическом комбинате. Вскоре его призвали в армию. Владимир служил в Барнауле в составе железнодорожных войск НКВД. А после демобилизации, как мы уже знаем, приехал в Новосибирск и пришел устраиваться на работу в паровозное депо, где и произошла его судьбоносная встреча с Николаем Луниным.

Молодые, но уже опытные
Лунинская комсомольско-молодежная бригада, в короткий срок сформированная в октябре 1939 года, как известно, была строенной, то есть в ее составе были три группы. Первая — старший машинист Николай Александрович Лунин, помощник машиниста Николай Федотович Цибизов, кочегар Владимир Иванович Сливаков. Вторая — машинист Иван Дмитриевич Ласточкин, помощник машиниста Дмитрий Ануфриевич Галагуш, кочегар Иван Дмитриевич Алексеенко. Третья — машинист Геннадий Вениаминович Чирков, помощник машиниста Василий Иванович Шепталин, кочегар Афанасий Семенович Гайворонский.

Со многими из этих ребят Николай Лунин был знаком не только по работе в депо. С Цибизовым они учились вместе и жили по соседству — наискосок через улицу, родители их были хорошо знакомы. «Николай Федотович Цибизов не сразу попал на паровоз — сначала его направили слесарем в комплексную бригаду. В течение пяти лет он отлично ремонтировал локомотивы: вначале был слесарем, затем стал бригадиром комплексной бригады», — пишет Галина Владимировна в своей работе «Это наша с тобой биография». Помощником машиниста Николай Цибизов стал как раз в 1939 году, а в 1942-м уже стал машинистом. Его ценнейший опыт человека, досконально знавшего каждую деталь на паровозе и решавшего в ремонте порой очень непростые задачи, очень пригодился лунинской бригаде, взявшей на себя значительную часть мелкого и среднего ремонта.

С Чирковым и Галагушем Николай Лунин также познакомился в железнодорожном училище. «Дмитрий Галагуш в 1932 году вместе с родителями переехал из сельской местности в Новосибирск к брату, который работал слесарем в паровозном депо. Вскоре поступил в школу ФЗУ и после ее окончания получил квалификацию слесаря четвертого разряда по ремонту паровозов. 18 мая 1936 года он в качестве кочегара совершил свою первую поездку на паровозе. А чуть позже сдал экзамен на помощника машиниста», — пишет Г.В. Григорьева.

Из той же работы узнаем подробности биографий и других членов бригады. Василий Шепталин, пришедший в депо в 1929 году шестнадцатилетним пареньком, также имел большой опыт слесарной работы. К 1939 году он стал слесарем-экипажником шестого разряда. Еще один лунинец, Афанасий Гайворонский, пришел на железнодорожный транспорт по призыву Центрального комитета Ленинского комсомола в 1932 году и стал работать поездным смазчиком. Прежде чем попасть в бригаду Николая Лунина, он успел отслужить в армии и какое-то время поработать кочегаром в бригаде машиниста Чиркова. Иван Ласточкин — уроженец Московской области, успевший поработать на Северной дороге, как и Владимир Сливаков, оказался в Сибири благодаря службе в Красной армии и, демобилизовавшись, пришел в депо.

Да… Еще требуется пояснить, как Владимир Слываков стал Сливаковым. После армии Владимир получал документы в паспортном столе. Видимо, не видя особой разницы между украинским произношением и написанием его фамилии через «ы» и русским — через «и», паспортистка решила записать его Сливаковым. «Почему Сливаков, я же Слываков?» — возмутился он. «Да какая разница?! Что же документ теперь портить?» — ответила сотрудница паспортного стола. Так он и стал единственным из всей родни Сливаковым.

Штрихи большого пути
Лунинцев, безусловно, объединяли не только общая идея, одно на всех понимание выбранного пути, стремление достичь наилучших показателей в труде, но и определенные душевные качества, которые помогали быть настоящей командой. Их связывали теплые человеческие отношения, взаимное доверие. В те времена было популярно выражение «чувство локтя», возможно, не вполне понятное молодому поколению. Это не просто ощущение, что рядом с тобой профессионал, который придет на выручку в трудной ситуации, а нечто большее.

— Характеры? Конечно, характер у каждого был свой, никто ни под кого не подстраивался, но папа говорил, что они все удачно дополняли друг друга. То, что они потом долгие годы общались, поддерживали связь с теми, кто уехал, само за себя говорит… — рассказывает моя собеседница.

В этом очерке мы не будем подробно касаться всей истории лунинского движения, тем более что в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения Николая Александровича Лунина и 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне наша рубрика подробно рассказывала об этом в предыдущих выпусках, а лишь коснемся некоторых ключевых моментов истории самой лунинской комсомольско-молодежной бригады.

— Первое, что я сделала в свое время, — подняла подшивку газеты «Железнодорожник Кузбасса» за 1941 год. В одном из номеров на последней странице увидела небольшую колонку — как кадры из фильма. Я даже воскликнула: «Ой, папа!». Лидия Сергеевна Кащенко подошла ко мне, заинтересовавшись. Она подсказала, куда следует обратиться и где искать эту кинохронику. До того момента я даже не знала о существовании такого фильма. Сначала позвонила в Красногорск, пообщалась со специалистами. Потом написала письмо с запросом, как они порекомендовали, и мне выслали запись этого фильма. Помню, мы с мамой смотрели хронику и обе плакали. Конечно, я позвонила Вадиму Николаевичу Лунину, обрадовала его... Позже он тоже побывал в Красногорске и познакомился с имеющимися архивными материалами, — рассказывает моя собеседница.

— В кинохронике есть такой сюжет: на станции Болотная машиниста Лунина вызывают к телефону и сообщают, что по приказу наркома его бригаде будет передан юбилейный паровоз ФД. Восьмого февраля 1941 года лунинцы поехали получать трехтысячник в Ворошиловград. Сегодня это Луганск, сами знаете, какие события сейчас там происходят... Они ехали в обычном поезде как пассажиры. Также есть хроника, рассказывающая о том, как заводчане передавали сибирякам этот паровоз. На обратном пути они вели свой трехтысячник сами. Прибыли на станцию Люблино Московской железной дороги. Их пригласили к наркому Лазарю Моисеевичу Кагановичу. Во время беседы с ним они дали обещание постараться сохранить паровоз в том же отличном техническом состоянии, в каком он им был передан! Потом нарком вручил всей бригаде билеты в Большой театр на балет. К сожалению, папа не мог припомнить, какой именно был балет. Но в нашей семье позже появилась традиция: каждый год второго мая, если папа не был в поездке, мы всей семьей ходили в наш оперный театр… — говорит Галина Владимировна.

Повороты судьбы
Были в истории лунинцев и трагические страницы. Судьба машиниста Чиркова могла сложиться печально. Вот строки из справки на имя секретаря Новосибирского обкома ВКП(б) Кулагина за подписью заведующего транспортным отделом обкома ВКП(б) Киселева, которую Галина Владимировна Григорьева (Сливакова) обнаружила в документах Государственного архива Новосибирской области: «…24 января 1943 года в 7:15 на перегоне Захолустное — Коченёво поезд 982-й воинский, людской в составе 42 вагонов под управлением машиниста депо Новосибирск Чиркова в сопровождении главного кондуктора Новосибирского резерва Сентябова проехал закрытый проходной светофор и с открытым регулятором наехал на хвост впереди остановившегося товарного поезда № 1016…».

Опустим подробности этого трагического происшествия. Виновному грозил расстрел, но… Как говорится, друзья познаются в беде. Галина Владимировна Григорьева рассказывает:

— Николай Александрович Лунин записался на прием к Кагановичу и попросил наркома заменить Чиркову расстрел отправкой на фронт. Я знаю об этом со слов матери, которой рассказывал отец, присутствовавший в кабинете Кагановича при этом разговоре.

О дальнейшей судьбе Геннадия Вениаминовича Чиркова читаем в той же работе «Это наша с тобой биография»: «Чирков попал в кавалерийский корпус. В ноябре 1944 года корпусу предстояло выйти в тыл врага и посеять там панику, чтобы нашим наступавшим частям легче было прорвать фашистский фронт. Чтобы выполнить задание, конники должны были прорваться к лесу, параллельно которому проходила однопутная железная дорога. Прикрывая свои тылы, немцы поставили на рельсы поезд, а в вагоны посадили автоматчиков, которые встретили наших конников плотным заградительным огнем. Спешившись, кавалеристы стали наступать на немцев. Чирков же, найдя среди конников бывших железнодорожников, направил их на расцепку вагонов, а сам с двумя бойцами рванулся к паровозу.

Натиск кавалеристов заставил немцев отступить. Пользуясь моментом, Чирков с товарищами забрались на паровоз, подбросили угля в топку, осадили локомотив, отцепившись от хвоста поезда, головную часть тронули вперед и спрыгнули с паровоза. Конница прорвала немецкую оборону, пошла по вражеским тылам, задача, поставленная корпусу, была выполнена.

На основании определения военного трибунала Второго гвардейского кавалерийского краснознаменного корпуса от 10 ноября 1944 года гвардии рядовой Г.В. Чирков за проявленную стойкость в боях с фашистскими захватчиками был освобожден от наказания».

Моя собеседница общается и поддерживает теплые отношения с детьми многих членов лунинской бригады, в том числе с дочерьми Геннадия Вениаминовича Чиркова и Ивана Дмитриевича Ласточкина. «У Ольги Чирковой я видела грамоты за подписью Верховного главнокомандующего и награды ее отца, полученные на фронте, ярко свидетельствующие о том, как самоотверженно он воевал…» — рассказывает Галина Владимировна. С Эммой Ласточкиной (Разуваевой), а также с Галей и Алей Цибизовыми, как называла их в детстве моя собеседница, знакома с самого раннего возраста, они вместе играли, семьями ходили друг к другу в гости.

Человечность и доброта
Будущую жену Владимир Сливаков встретил на работе. Молоденькая Катя Лешевченко трудилась нарядчицей паровозного депо станции Новосибирск. «Я ее за косы полюбил!» — любил говаривать отец с улыбкой. Действительно, у Екатерины Ивановны были роскошные косы. Поженились они в военном сорок третьем. С жильем молодой паре неожиданно помог Николай Александрович Лунин.

Во время той самой встречи с наркомом Кагановичем, когда решалась дальнейшая судьба машиниста Чиркова, после основного разговора нарком уточнил: «Вижу, у тебя еще ко мне вопрос есть. Говори, не смущайся!» — и Лунин рассказал, что его помощник жениться собрался, а угла своего нет — делит еще с одним работником депо комнатку в коммунальной квартире. «Решим!» — твердо ответил нарком — Квартиру?» — «Нет, нам достаточно комнаты», — тихо сказал Владимир Григорьевич.

В этой самой комнатке в коммуналке в доме № 37 на улице Урицкого Сливаковы — Григорьевы прожили более полувека. В домашнем архиве до сих пор бережно хранится ордер на ту самую комнату, на уголке которого сделана отметка: «Бр. Лунина».

— Мы жили очень дружно, хоть порой в квартире всех вместе детей и взрослых насчитывалось до 15 человек. А всего в доме было 60 квартир, и все друг друга знали, общались. Какие люди были дружные! Если большой праздник, такой как День Победы, во дворе ставили столы и все готовили угощение. Удивительная открытость, доброта, теплота душевная! Небольшая сцена была, так мы на ней свои детские концерты давали. Если кто-то пек пироги — вся квартира их кушала! Вот такая была атмосфера в те годы… — вспоминает детство Галина Владимировна.

Глава семьи, будучи от природы аскетичным и скромным, никогда не просил руководство об улучшении жилищных условий. И это притом что он как человек с активной жизненной позицией всегда нес большую общественную нагрузку, заседал в народном суде Кагановичского района, а также занимался в месткоме социальными и жилищными вопросами. Спустя годы сосед, которого перевели по службе в другую республику, отдал Сливаковым свою комнату, что через стенку, и семья с двумя детьми расположилась чуть свободнее.

Когда произошел вышеописанный случай с машинистом Чирковым, Николай Цибизов из помощников был переведен в машинисты, а Владимир Сливаков стал помощником Николая Лунина. Они хорошо ладили. В трудную минуту выручала шутка. По словам дочери, Владимира Ивановича Сливакова отличало редкое чувство юмора и любовь к розыгрышам. Он разыгрывал не только домашних, но и коллег по работе.

Дальнейшие годы
В 1945 году, как известно, Николаю Александровичу Лунину было предложению новое место работы на Южной железной дороге. Скорее всего, расставался он с Сибирью не без грусти, но его жене медики по состоянию здоровья советовали сменить климат на более мягкий, и Лунин уехал. Сначала сам обустроился на новом месте, потом перевез семью.

— Мама рассказывала, как они вместе с отцом и другими работниками дороги провожали Луниных на вокзале. Мне тогда всего несколько месяцев было от роду, а поскольку в те годы женщинам не позволялось долго сидеть в декретном отпуске, мама вынуждена была выйти на работу в депо. Однако Николай Александрович перед отъездом попросил начальника депо: «Отпусти ты девчонку, что она мается…» — и маме разрешили не работать по «семейным обстоятельствам», — говорит моя собеседница.

Этот глубоко человечный поступок лишний раз характеризует Николая Александровича Лунина как душевного человека, привыкшего думать о тех, кто рядом. С членами своей бригады, в частности с Владимиром Ивановичем Сливаковым, знаменитый земляк поддерживал отношения и дальше. Они встречались, пусть не столь часто, и во время его работы на высоком посту на Московской железной дороге.

Их объединяли комсомольская молодость, общая история и награды, заслуженные самоотверженным трудом. Лунинцы в годы войны были награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За победу над Германией», значками «Победитель социалистического соревнования», «Ударник Сталинского призыва», «Отличный паровозник». В 1941 году каждому были вручены высшая награда отрасли — знак «Почетный железнодорожник» (Н.А. Лунин — дважды «Почетный железнодорожник») и именные серебряные часы от народного комиссара путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича.

После окончания войны и отъезда Николая Лунина на Южную железную дорогу бригады как таковой уже не было, все ее члены работали там же в депо, но самостоятельно. Когда началась электрификация, многие прошли соответствующее обучение и пересели на электровозы.

После войны Геннадий Вениаминович Чирков вернулся в родное депо. В пятидесятые годы сдал экзамены на помощника машиниста электросекции, до ухода на пенсию работал машинистом электросекции. Афанасий Семенович Гайворонский тоже воевал в годы Великой Отечественной войны. После работал в паровозном депо Новосибирск помощником машиниста и машинистом. В конце 60-х годов уехал на Украину. Владимир Иванович Сливаков работал помощником машиниста, затем машинистом в родном депо. В середине пятидесятых он закончил тайгинскую школу и стал водить электровозы.

— Отец не любил носить награды, скромничал. На его пиджаке по праздникам был только знак «Почетный железнодорожник», — говорит Галина Владимировна.

— Это и есть моя главная награда, — пояснял В.И. Сливаков детям. Его трудовая книжка полна записей о благодарностях, поощрениях, премиях.

Продолжательница династии
Галина Михайловна говорит, что атмосфера, в которой росли она с братом, разговоры родителей и друзей семьи о железной дороге предопределили их дальнейшую судьбу. Александр Сливаков выбрал факультет строительства железных дорог НИИЖТа. С удовольствием ездил в стройотряды на Сахалин, где и познакомился с Анатолием Борисовичем Васильевым, который был куратором его дипломной работы, посвященной лавиноопасным участкам.

Галина, успевшая сначала окончить энергетический техникум, приехала к брату в гости и задержалась в этом удивительном крае. Она окончила Хабаровский институт железнодорожного транспорта, став инженером-экономистом. На Сахалине встретила свою судьбу — Николая Егоровича Григорьева, с которым они работали на строительно-монтажном поезде № 325 МТС Минтрансстроя.

В Новосибирск наша героиня вернулась после 15-летнего отсутствия. Работала в финансовом отделе Новосибирского отделения дороги. И сейчас с огромной теплотой вспоминает Людмилу Николаевну Тюрину, начальника отдела, ее заместителей Галину Семеновну Худоложкину и Лидию Григорьевну Землянухину.

— Я искренне благодарна им за то, что они многому меня научили. Коллектив у нас был очень дружный! — говорит она.

В числе молодых представителей связанных между собой кровными и родственными узами железнодорожных династий Савкиных — Ковалевых — Сливаковых — Григорьевых (в общей сложности насчитывающих почти пятьсот лет) — дочь Галины Владимировны Григорьевой Вера. Она окончила экономический факультет СГУПСа, работала бухгалтером на главном материальном складе, затем — в финансовой службе, ныне это ОТСОР.

Как человек с активной жизненной позицией Галина Владимировна с января 2006 года деятельно трудится в совете ветеранов управления ЗСЖД у Василия Афанасьевича Савченко, курирует ветеранов службы экономики и финансов. Некоторое время по приглашению совета ветеранов дирекции управления движением работала там бухгалтером. Отмечает, что в этих советах подобрались не только профессионалы, но и душевные, человечные, трепетно относящиеся к заботе о ветеранах сотрудники.

Конечно, она не оставляет и работы по сохранению исторической памяти о легендарной бригаде Николая Лунина. Несколько недель назад, когда железнодорожники всей страны отмечали 100-летие со дня рождения Н.А. Лунина, Галине Владимировне выпала возможность снова побывать в Москве. Она встречалась с детьми Николая Александровича Вадимом и Элеонорой, побывала на Новодевичьем кладбище, где похоронен знаменитый железнодорожник, и от имени всех тружеников ЗСЖД, бережно хранящих память о земляке, вместе с детьми Н.А. Лунина, а также представителями Московской железной дороги возложила памятный венок на его могилу.

— Я очень благодарна Петру Филипповичу Мысику и Зуфару Фаридовичу Искакову, заместителю председателя дорожного комитета профсоюза, за то, что поддержали идею такой поездки. Это было памятное, очень важное для меня событие, на котором присутствовали и совсем молодые ребята — студенты четвертого курса МИИТа. В своей речи я коротко рассказала им о том, чем знаменит наш земляк, а также подарила от себя лично и от Западно-Сибирской железной дороги запись архивной кинохроники и выпуск «Полустаночка», сделанный в апреле этого года, а также буклет, посвященный Николаю Лунину. Сын Николая Александровича Вадим тоже душевно беседовал с молодежью. Рассказал о том, как начинал с низовых должностей и, постепенно набираясь профессионализма, поднимался по карьерной лестнице. К слову, у Вадима Николаевича два высших образования, он знает пять языков и после работы на железнодорожном транспорте занимался дипломатической деятельностью, — говорит Галина Владимировна.

Дети лунинцев очень похожи на своих отцов — такие же горячие патриоты, люди, преданные родине, выбранному делу, родной дороге и бережно хранящие память о героях прошлых лет. В заключение хочу привести несколько строк из будущей книги Г.В. Григорьевой, которая будет называться «Гражданин ХХ века»: «Хочу заметить, почему жизнь Николая Александровича Лунина представляется чистым источником, из которого многие поколения вступающих в жизнь могут утолять жажду познания и подражания. Ни в его биографии, ни в его деятельности нет ничего уникального, напротив, все это глубоко типично. Он ЧЕЛОВЕКОМ был. И еще: он был чистым человеком…»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: