Новосибирск 1.1 °C

Пилюли от ЖКХ-лихорадки

15.07.2015 00:00:00
Пилюли от ЖКХ-лихорадки
Кто быстрей починит кран — президент страны или слесарь ЖЭУ?

Качество услуг, отношения собственников с управляющими компаниями, капремонт многоквартирников и многие другие острые вопросы стали предметами дискуссий на Форуме ЖКХ, который состоялся по инициативе регионального отделения партии «Единая Россия» в выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр». Руководители УК, ТСЖ и ТОСов обсудили «накипевшее» вместе с представителями органов власти — депутатом Госдумы, министром ЖКХ и энергетики региона, специалистами областной Госжилинспекции.

Куда обращаться с жилищно-коммунальными проблемами, в какие двери стучаться, чтобы получить компетентный совет? Отметив, что краткого ликбеза тут явно не достаточно, заместитель председателя комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин представил новосибирцам долгосрочный проект «Школа грамотного потребителя», а также новый учебник «Азбука грамотного потребителя».

Освоив «школьный курс» и проштудировав «Азбуку», жители регионов станут лучше разбираться в реформах ЖКХ, заверил депутат. Он напомнил, что в последнее время в стране приняты около полутора десятков законов, меняющих базисные направления развития жилищно-коммунальной отрасли. Главная задача состоит в том, чтобы отслеживать, как эти законы исполняются.

Нерадивому светит желтая карточка

Анжелика Балетских, член совета НП «ЖКХ. Контроль — Новосибирск», уверена, что грамотных, юридически подкованных собственников жилья в нашей области очень много. Эти люди хорошо знают свои права и стремятся их защищать, однако добиться справедливости непросто.

Большинство проблемных тем завязаны на двух типах нарушений: во-первых — это неисполнение решений общих собраний, во-вторых — игнорирование условий договоров. Чтобы навести порядок, общественники предложили усилить контакты владельцев квартир с надзорными органами, а также ужесточить степень ответственности инициаторов и председателей общих собраний собственников жилья. Ведь зачастую именно их недобросовестность провоцирует конфликты собственников.

— Еще один момент связан с оплатой коммунального ресурса, — подчеркнула Анжелика Балетских. — Есть примеры, когда собственники добросовестно оплачивают услуги ЖКХ, однако управляющие компании не передают деньги в ресурсоснабжающие организации. При этом встает вопрос об ограничении коммунальных услуг жильцам дома. Например, в городе Бердске сегодня в качестве должников рассматриваются 12 домов.

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Евгений Ким ответил, что упорядочить взаимоотношения коммунальщиков и хозяев квартир поможет система лицензирования УК. Однако в лицензионных требованиях не хватает нескольких позиций. В частности отсутствует критерий по задолженности за коммунальные платежи.

— Когда управляющим компаниям задавали вопрос про долги, они буквально в течение двух-трех недель находили большие средства и рассчитывались с коммунальными службами, чтобы получить лицензию, — рассказал министр. — В основном это касалось Бердска. Там ЖКХ лихорадит до сих пор, но система выстраивается.

Много споров вызывают нюансы управления старыми, изношенными многоквартирниками. Как быть, если управляющие компании либо не предпринимают никаких действий, чтобы улучшить качество жизни людей в таких домах, либо вообще стремятся избавиться от управления ими? Александр Сидякин считает, что ни один дом не должен остаться без управления: есть формула, позволяющая УК получать прибыль, совмещая работу и с ветхими, и с новыми домами. Что же касается прозрачности тарифов, здесь большие полномочия переданы на уровень общего собрания собственников «квадратов».

— Жильцы могут либо повышать тариф, предусмотрев в смете новые работы, либо фиксировать минимальный перечень работ, который обязана выполнять компания, — пояснил законодатель. — Если УК не справляется с этим перечнем, она получает желтую карточку за грубое нарушение. Если компания получила две желтых карточки, многоквартирник забирают из списка домов в лицензии, а если накопится 15 процентов таких домов, компания теряет лицензию вообще. Это и есть механизм воздействия на УК — так называемый лицензионный контроль. Он работает.

Доводить до ума, а не строчить отписки

Недоразумений, связанных с управлением домами, станет меньше, когда в регионе заработает горячая линия при Государственной жилищной инспекции (ГЖИ). Такая линия в нашей области действует, однако штатных единиц, обслуживающих ее, недостаточно. Новосибирцы жалуются, что телефон постоянно занят.

— Почему люди перестают обращаться в ГЖИ? Часто бывает так, что инспекторы не доводят работу до ума, а строчат отписки, — выразил свое мнение Николай Иванов, житель Дзержинского района.

С ним согласилась и Лариса Мануйленко, председатель правления ТСЖ «Свердловский». По ее словам, получить в ГЖИ консультацию очень сложно:

— Помню, я оторопела, когда меня избрали председателем ТСЖ. Куда идти, чтобы проконсультироваться по ряду вопросов? Конечно, в жилищную инспекцию! Но в кабинетах я встретила один ответ: «Мы консультаций не даем». Почему? Может быть, есть смысл на уровне Госдумы внести изменения, обязывающие консультировать граждан?

Александр Сидякин посоветовал активизировать работу горячей линии при Госжилинспекции: увеличить число штатных единиц, исполняющих обязанности консультантов, и тогда дозвониться будет проще. Депутат рекомендовал также более широко использовать возможности «умных систем», в частности телефонов, позволяющих идентифицировать входящие звонки, определять, из каких районов они поступают, и переводить на управляющие компании.

Поток писем в федеральный центр сократится лишь тогда, когда люди поймут, что их проблемы разрешимы на местах. Например, если кран в ванной комнате неисправен, вовсе не обязательно писать письмо президенту: можно позвонить в УК, ГЖИ и быть услышанным при условии, что там работают грамотные, неравнодушные, отзывчивые специалисты.

Капремонт. Долгожданный и неизбежный

В прошлом году Новосибирск провалил программу капитального ремонта, однако в 2015 году ситуацию удалось выправить. Тем не менее возникают трудности при организации работ.

Как быть с домами, которые нужно срочно ремонтировать, но где уровень сбора денежных средств очень низок — на отчетную дату собрано не более 30 — 60 процентов? Вряд ли справедливо, если брать финансы из «общего котла», помогая должникам за счет более добросовестных участников программы. Поэтому Евгений Ким высказался за введение нормы, побуждающей граждан платить за капремонт вовремя: к началу ремонта на счету многоквартирного дома должно быть не менее 90 процентов от начисленной за истекший период суммы.

Обсудив проблемы капремонта, участники форума выработали ряд предложений. Одно из них касается города Обь и некоторых других населенных пунктов, удаленных от областного центра. Капремонтные работы запланированы здесь на 20 — 30-е годы, и местные жители не уверены, что региональная программа до них дойдет. Общественники считают, что сроки нужно откорректировать. Это справедливо.

Среди других предложений — предоставление субъекту права самостоятельно определять, как часто будут рассылаться гражданам уведомления об уплате взносов. Если отправлять письма не ежемесячно, а раз в полгода с указанием задолженности за истекший период, на рассылке можно экономить крупные суммы.

Выслушав мнения участников форума, Александр Сидякин пообещал, что конструктивные предложения будут представлены экспертам и использованы в законодательной работе.

Справка. С января 2016 года начнет работать государственная информатизированная система ГИС-ЖКХ, где будут собраны исчерпывающие данные о состоянии многоквартирных домов. Зарегистрировавшись в личном кабинете, собственник жилья получит доступ к 38 видам информации.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: