Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Красивые люди

2015-07-25
Татьяна Шипилова
Красивые люди
В пламени кузнечного горна рождаются причудливой формы старинные клинки. Это огненное молодецкое священнодействие к лицу крепким и сильным духом. Как древние ремесла обретают вторую жизнь?

Каким образом и зачем в XXI веке становятся кузнецом или пряхой и, оставив город, уезжают в глушь?   

Совершенно необыкновенное и сказочное зрелище — раскинувшиеся под кронами сосен парка «У моря Обского» разноцветные шатры — большие, поменьше, обычные туристические палатки. А вокруг в бликах солнца и улыбок — приветливые и приветствующие всех заинтересовавшихся старинными знаниями и ремеслами новосибирцев лица участников фестиваля «Мастера Руси». После нескольких часов общения с этими людьми, что называется, до краев переполняешься впечатлениями и мыслями — своими и чужими, потому что народ здесь собрался отнюдь, скажем так, не бессмысленный — думающий, творческий и... очень красивый.

«Раззудись, плечо...»
Вот место, обозначенное на карте праздника как шатер кузнеца: несколько молодых, одетых в старинные рубахи людей завершают приготовления к настоящему священнодейству: подтаскивают древесный уголь, раздувают огонь в походном варианте кузнечного горна. Небольшая наковальня, разложенные заготовки шашек и каких-то причудливой формы ножей завершают колоритное зрелище. Сосредоточенный и слегка перемазанный копотью Павел Гвоздырев (фамилия под стать ремеслу!) поясняет:

— У себя на комбинате металлических конструкций я занимаюсь инструментальной и художественной ковкой, но сегодня буду делать что-нибудь попроще и поэффектней — для публики. Предложим гостям попробовать поработать молотом самим...

Добавим, все происходящее здесь — мастер-класс, хотя в данном случае не подразумевающий обучение навыкам профессии — больно непроста она и не каждому по силам. Но можно, взмахнув молотом, что-то эдакое, молодецкое в себе почувствовать или в крайнем случае заглянуть в прошлое своих предков — вот, оказывается, кто быстроногих коней подковывал, вот кому в русских сказках — почетная роль, поскольку не только плуг и меч мог выковать, но и… голос. Помните, как хитрый волк просил кузнеца сделать ему голос потоньше да понежнее?

— Чем-то отличается труд современного кузнеца от векового ремесла предшественников?

— Технология все та же: железо, горн, наковальня, — объясняет присевший передохнуть Павел. — Но, к примеру, гвоздь сегодня изготавливает обычная поточная линия, а у нас, кузнецов, работа штучная либо художественная. То есть прежде чем взять в руки молот, сначала выполняешь рисунок или чертеж на бумаге, делаешь соответствующую заготовку, а потом приступаешь к реализации замысла.

Любопытно тут вот что: в XXI веке реализовать кузнечное призвание непросто. Прежде чем встать у наковальни, Павел в свои двадцать семь немало чего перепробовал: после окончания 182-й новосибирской школы путешествовал с друзьями «по северам», наслаждаясь и борясь с экзотичной природой Ямала, потом четыре года учился на программиста и веб-дизайнера. Казалось бы, вот она, самая модная профессия у тебя в руках, работы для такого специалиста в мегаполисе непочатый край, спрос высокий, но хотелось чего-то не виртуального, а абсолютно конкретного, вопреки всем и вся — настоящего, осязаемого дела. Так стал кузнецом.

Павел видит в своем давнем желании рвануть на Север, а после — заняться кузнечным делом не явную, но прямую связь. И там, и там — стремление к значимому, необычному, мужскому занятию. Да, соглашается он, это тот самый внутренний импульс, который одного делает неутомимым путешественником вроде Фёдора Конюхова, а другого заставляет реализовывать свое я в поддающемся только огню да ковке упрямом металле.

Девушка с прялкой
Следующее знакомство и следующая история не только о борьбе духа, но и о борьбе вполне реальной. Неподалеку от кузни раскинулся алый шатер клуба рукопашного боя, которым руководит Александр Батраев, в быту умелый мастер по изготовлению кухонной мебели. Но кроме основного по жизни занятия, у этого богатыря тоже есть свои «паруса». Его увлечение — искусство самообороны. Здесь, в парке, к нему на прием (точнее, на поединок) уже с утра записались несколько человек. Один из них — Олег Ташкин, давний поклонник единоборств: не обращая внимания на теле- и фотокамеры, он готов одновременно дать и получить мастер-класс, сражаясь с Александром на деревянных ножах.

Но это все мужские игры. А вот из глубины шатра выглядывает в старорусском наряде миловидная Анастасия Панкова. Как ни странно, она тоже оказывается представителем клуба с грозным названием «Стальной кулак», которым руководит Сергей Васильев. Но есть при клубе исторического фехтования и «мирная» мастерская-артель по изготовлению изделий из кожи, а также украшений. В парке около Насти с раннего утра вьются потенциальные покупатели, да и просто любопытные.  Потому что она, как и все ее товарищи, увлеченные исторической реконструкцией быта древнего Новгорода, не только умелая мастерица, но и прекрасная рассказчица о жизни наших далеких предков. И это нельзя было не заметить — на фестивале «Мастера Руси» нет ряженых: выбор какого-нибудь традиционного ремесла почти у каждого участника сопряжен с поисками внутреннего раскрепощения от современной техногенной цивилизации: нельзя же всерьез предполагать, что человек рожден для того, чтобы реализовываться в бумажной кабинетной работе и многочасовом общении с компьютером.    

Наталия Румянцева — сама по себе арт-объект, условно названный мною «Девушка с прялкой». Темноволосая, с лучистыми глазами, она «спустилась» сюда, на фестиваль, по реке Катуни из маленького горно-алтайского селения. Юрист по образованию, несколько лет назад она вдруг заболела русскими изящными ремеслами: бисероплетением, вязанием браслетов и поясов, прядением шерсти. Уехала с сыном из города в глушь, посадила огород, расстелила в доме самотканные половички и занимается делом, которое, по ее словам, приносит ей счастье. На мой вопрос: «Неужели сегодня можно прожить рукоделием?», Наташа отвечает: «На красивые рукотворные вещи есть спрос, и он заметно растет». Нашла бывшая горожанка и единомышленников: в далеком горном Чемале возникла славянская община «Лада», там люди ищут свои корни и свой незаемный смысл существования. Как объясняет Наташа, владея современными знаниями и коммуникациями (ну куда сегодня без Интернета?), они не гнутся под окружение, а подстраивают окружающий мир под свои интересы, свое понимание гармонии.

Прибыль от радости и общения
Ивана Токарева, рослого молодого человека в нарядной русской «вышиванке», в шатерно-палаточном городке русских мастеров знают все: он руководитель оргкомитета форума, с ним можно решить все вопросы — от размещения до выступления-презентации на главной «поляне». Сегодняшний успех — массовость, высокий уровень мастерства участников, заинтересованность посетителей парка — это, по мнению Ивана, еще не успех, а лишь база и предпосылки к следующему фестивалю. Несколько недель напряженного организаторского труда бывшего математика, выпускника НГУ, объединили заинтересованных мастеров-художников от Краснодара и Урала до Горного Алтая. Заявок на участие поступило около пятидесяти, приехало чуть более тридцати объединений и индивидуальных участников, именно поэтому главный организатор считает, что достиг лишь пятидесяти процентов успеха. Хотя как посмотреть: тщательно разработанная трехдневная программа фестиваля, разумеется, корректировалась на ходу, но мероприятия шли без сбоев, общее настроение было праздничным. И о малом бизнесе никто не забывал: изделия мастеров и мастер-классы шли на ура. Хотя всерьез «делать деньги» здесь никто не собирался. Есть в подобных встречах увлеченных, творческих людей что-то другое, для многих более притягательное, чем какая бы то ни была прибыль.

Главный куратор этого своеобразного карнавала и парада народных умельцев, заместитель директора парка «У моря Обского» Сергей Алексеев тоже доволен:

— Это уже третий в нынешнем сезоне фестиваль на территории нашего парка, через неделю принимаем юбилейный десятый Международный фестиваль авторской песни «Свой остров», попозже — традиционный форум «Города Солнца». А вообще мы всерьез нацелены на создание арт-парка, где творческие мероприятия не прекращаются круглый год.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Мода на экстравагантные резиновые сапоги — прозрачные, с бантами, шнуровкой и отверстием для пальцев – еще не дошла до столицы Сибири. Зато у нас носят резиновые бутсы, лодочки «а-ля рюсс» и расцветку «вырви глаз». Корреспонденты VN.RU прошлись по магазинам и пообщались с обладателями и покупателями резиновых сапог.

08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год