Новосибирск -2.2 °C

Игорь Шмидт: «Понятие пэтэушник ушло в историю»

09.09.2015 00:00:00
Игорь Шмидт: «Понятие пэтэушник ушло в историю»
В лицеи и колледжи теперь идет учиться перспективная молодежь, а не неудачники, как считалась когда-то, уверен глава  минтруда региона.

В лицеи и колледжи теперь идет учиться перспективная молодежь, уверен глава  минтруда региона.

Система среднего профессионального образования в последние годы претерпела колоссальные изменения, укрепила материальную базу, стала в разы привлекательнее для абитуриентов. Выпускники 9-х классов теперь идут учиться в колледжи и лицеи не потому, что не могут поступить в какой-то вуз, как бывало раньше, а с четким намерением стать толковыми, хорошо оплачиваемыми специалистами. Они начинают делать карьеру и заявляют о себе еще в период обучения. О перспективах профтеха и о том, какие шаги в его реформировании еще необходимо предпринять, мы поговорили с министром труда, занятости и трудовых ресурсов региона Игорем Шмидтом.

Профтех в новом формате

 — Игорь Викторович, о программе модернизации среднего профессионального образования «Советская Сибирь» писала не раз, но сегодня, в начале нового учебного года, нелишне будет напомнить о том, что было. Что меняли и с какой целью?

 — Действительно, по программе развития нашей отрасли нами была проделана большая работа, мы серьезно обновили материальную базу учреждений, чего не делалось много лет, но главное — пересмотрели, переформатировали всю систему ее организации.

На момент начала всей этой реформы она была избыточной и не оправдывала свое существование с точки зрения финансовых затрат. Училищ и техникумов было настолько много, что попросту не хватало желающих там учиться. Были проблемы с наполняемостью групп (при норме в 500 — 600 человек, к примеру, в училище могли обучаться всего 100 — 120). Ребром стоял вопрос о целесообразности содержания огромного имущественного комплекса —  как вы понимаете, подготовка одного специалиста была неоправданно дорога для бюджета и доходила порой до 200 000  в год. Нагрузка на бюджет росла, образовательный процесс, проходящий в таких условиях, влетел нашему государству в копеечку, надо было что-то решать. Скажите, зачем в каждом районе по училищу, которое готовит трактористов и слесарей? Мы сконцентрировали, объединили потоки учащихся и превратили систему подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в более жизнеспособный, хорошо работающий механизм.

— В новосибирских техникумах тоже пришлось наводить порядок?

— Разумеется. В новосибирских образовательных учреждениях в первую очередь мы провели глубокую специализацию. Ведь на тот момент в них была полнейшая полифония — каждое учреждение вело подготовку по всевозможным, в том числе и непрофильным, направлениям — от поваров до бухгалтеров.

Мы пересмотрели ситуацию, в некоторых учреждениях прекратили подготовку бухгалтеров, экономистов, юристов, так как эти специальности были максимально приближены к высшему образованию, а среднее профессиональное образование должно обеспечивать доступность подготовки специалистов по массовым профессиям и специальностям. Портфель образовательных программ стал соответствовать потребностям рынка труда и нашим возможностям по приему выпускников школ. Многие учреждения, к примеру, одно время готовили специалистов по ландшафтному дизайну. Профессия казалась привлекательной, но рабочих мест всегда было недостаточно. Нет у нас потребности в большом количестве таких специалистов. Что делать? Единственно правильное решение — объемы набора привести в соответствие с кадровыми потребностями.

Наша задача — быть актуальными

 — Каковы сегодня реальные потребности рынка труда региона, удается ли их удовлетворять?

 — Востребованы все популярные рабочие профессии. Зайдите в любой из наших центров занятости — вакансии всегда есть. По поводу удовлетворения спроса мой ответ может вас немного удивить. Всегда будет существовать некая неудовлетворенная потребность на рынке труда, это законы экономики. И мы должны беспокоиться прежде всего не о том, чтобы создать переизбыток рабочих кадров, а о том, чтобы вовремя в должном объеме восполнять трудовые ресурсы (люди уходят на пенсию, на их место должна приходить молодежь), и мы следим за тем, чтобы их подготовка соответствовала перспективам социально-экономического развития, чтобы профессии, которым мы обучаем в наших колледжах и лицеях, были актуальны. Сегодня мы успешно выполняем эти задачи. Так, за четыре последних года нами открыто 72 новые специальности, которые востребованы предприятиями региона. В целом портфель образовательных программ у нас достаточно широк, и мы готовы удовлетворить пожелания работодателей любого сектора экономики.

— Кто определяет, какая рабочая специальность востребована, а какая нет? Проводятся какие-то исследования?

— Мы находимся на постоянной связи с предприятиями региона. Поэтому для нас несложно определить, какие из предлагаемых нами специальностей востребованы. Все это очевидно. Но специальный мониторинг, разумеется, проводится как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Под моим руководством создана специальная рабочая группа, которой поручено определить как перечень перспективных профессий, так и список вымирающих видов деятельности и профессий-пенсионеров. До конца года мы планируем определиться с содержанием этого списка и будем рады вас с ним познакомить.

Если вам интересны данные в целом по стране, Минтруд не так давно опубликовал список наиболее перспективных специальностей, состоящий из 1 700 наименований, и около 600 из них готовятся в системе среднего профобразования. Есть и топ из пятидесяти профессий, который составлен по поручению Президента. В нем представлены специальности по развитию космической отрасли, авиастроения и другая элита.

 Научить педагогов быть на уровне

 — Освоение актуальных, востребованных специальностей наверняка потребует немало усилий как со стороны студентов, так и со стороны педагогического состава. Есть ли проблема нехватки педагогов?

 — Мы направляем серьезные средства на повышение квалификации, проводим стажировки на ведущих предприятиях, в организациях, хозяйствах. Мы создали  учебно-методический центр на базе профессионально-педагогического колледжа, активизировали работу цикловых, предметных комиссий, серьезно занимаемся вопросами аттестации педагогов на квалификационную категорию. Работу в этом направлении мы проделали неплохую.

Сегодня мы имеем хорошую прослойку педагогов высшей категории, но хотелось бы, конечно, больше. Человеческий фактор по-прежнему решает все, мнение о том, что вкачивание больших средств сразу приводит к потрясающим результатам, ошибочно. Все держится на людях. Растет объем вложений в отрасль — должно расти и качество образования, по-другому быть не может.  За последние три  года заработная плата педагогов выросла в два с половиной раза, а количество выпускников, окончивших обучение с отличием, выросло примерно на 20%, т. е. увеличение произошло в полтора раза. Есть к чему стремиться, убежден — качество образования должно коррелироваться с повышением зарплаты.  Здесь надо сказать о растущем престиже преподавателя в нашей системе. У нас на сегодня уже практически не осталось училищ и техникумов, в основном вся система состоит из современных колледжей и лицеев. Привлекательность наших учебных заведений повышается, заработная плата педагога достойная — ее средний уровень составляет 31 тысячу рублей. 

К нам потянулась талантливая молодежь, имеющая педагогическое образование. Начали приходить и молодые педагоги, и высококвалифицированные производственники.

— Вы говорите об изменениях в системе среднего профессионального образования, вложениях в эту отрасль. А абитуриенты, студенты — они тоже меняются?

— Конечно, меняются, уровень подготовки выпускников школ, которые принимают решение выбрать для себя рабочую профессию или специальность, растет. Так, сегодня серьезно увеличилось количество абитуриентов со средней оценкой аттестата 4,5 и выше. Наши ребята хорошо показывают себя на международных соревнованиях. Мы убедились в том, что не зря вкладывали в закупку оборудования, в налаживание образовательного процесса всей нашей системы миллионы рублей.   

Кадры надо растить вместе

— Вы говорили о тесной связке с работодателями. Поясните, пожалуйста, на каких этапах подготовки специалистов они начинают с вами сотрудничать?

 — Два-три года назад я сказал представителям бизнеса, промышленной индустрии нашего региона: ребята, мы прекращаем подготовку для абстрактных работодателей, если вам нужны грамотные специалисты, давайте растить их вместе, и мой призыв был услышан. Мы создали отраслевые советы, и сегодня в них входят представители более трехсот предприятий. Смысл моего обращения был таков — государство не обязано обеспечивать вас кадрами. В законе прописано только то, что система профессионального образования должна быть доступной. Значит, бизнес сам себя должен обеспечивать кадрами, организовывать практики, встречи, обмен специалистами и многое другое. Кадры просто так не появляются. Квалифицированного сотрудника надо вырастить, надо в него вложить и силы, и средства. Нам всем вместе надо совершенствовать состояние рынка. Производительность труда все еще невысокая, но со временем мы можем все изменить.  

Наталья НАШТАЛОВА

 

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: