Ученые НГУ исследовали останки, найденные на месте тюрьмы НКВД

30.11.2015
Ученые НГУ исследовали останки, найденные на месте тюрьмы НКВД

Сотрудники совместной лаборатории радиоуглеродных методов анализа Новосибирского государственного университета исследовали человеческие костные останки, найденные при проведении строительных работ на месте новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы НКВД.

В здании Новосибирска на пересечении улиц Нарымская и 1905-го года в период с 1929 по 1951 год располагалась следственно-пересыльная тюрьма НКВД, затем функционировал областной психоневрологический диспансер. Во время сноса здания в 2012 году на территории были найдены человеческие костные останки. Совместная лаборатория НГУ проанализировала образцы по просьбе общественной организации «Мемориал».

Как сообщает пресс-служба НГУ, ученые выяснили, что возраст останков — не позднее 1955 года. «Впервые в истории российской криминалистики был использован метод радиоуглеродного датирования с помощью ускорительной масс-спектрометрии», — говорят в НГУ.

Справка. Радиоуглероодный анализ — физический метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа14C по отношению к стабильным изотопам углерода.

Ускорительная масс-спектрометрия (УМС) — современный сверхчувствительный метод изотопного анализа веществ. Метод основан на извлечении из исследуемого образца отдельных атомов с последующим поштучным подсчетом изотопов. Содержание регистрируемого редкого изотопа в образце может находиться на уровне 10-12–10-15 относительно основного изотопа. Для УМС-анализа необходимо всего 0, 001 грамма вещества. Использование УМС в радиоуглеродном анализе позволяет непосредственно подсчитывать число изотопов14C вместо измерения скорости их распада.

Сотрудники совместной лаборатории НГУ выполнили экспериментальное радиоуглеродное датирование костных останков на комплексе ускорительного масс-спектрометра.

Технологии радиоуглеродного датирования интенсивно применяются за рубежом для определения возраста геологических и археологических образцов, а также в криминалистике для определения возраста останков. Совместная лаборатория НГУ использовала метод радиоуглеродного датирования с помощью ускорительной масс-спектрометрии в криминалистических целях впервые в России.

Добавим, что следственно-пересыльная тюрьма №1 НКВД в Новосибирске с 1929 была одним из главных тюремных распределителей в СССР. Отсюда этапировали заключенных в лагеря Восточной Сибири и на Колыму. По многочисленным свидетельствам жителей города, во дворе тюрьмы производились расстрелы. В 1951 тюрьма была закрыта, здание перепрофилировано под медицинское учреждение, в 2012 снесено.

В мае 2013 во время строительных работ на территории бывшей тюрьмы были обнаружены человеческие останки (черепа, фрагменты скелетов). Новосибирские историки террора полагают, что вскрыто захоронение 1930- 40-х годов. Строительство жилого дома на месте бывшей тюрьмы в мае 2014 было возобновлено.

Новосибирские дети попали в зависимость от новой моды на сосательно-жевательные табачные смеси — снюсы. Об этом недавно зазвонили во все колокола средства массовой информации и контролирующие органы. Как уберечь ребенка от «конфетки с сюрпризом», читайте в материале «Вечернего Новосибирска». Опубликовано в №50 от 13 декабря 2019 года.
Защитить картошку и клубнику помогут хищные грибы. Биологи в наукограде Кольцово выращивают микроорганизмы, которые справляются с вредителями лучше любых химикатов. При этом они совершенно безвредны для людей, даже помогают избавиться от паразитов.
В рейтинге российских городов по качеству жизни в 2019 году Бердск опередил Новосибирск. Россияне оценивали свои города по 11 критериям, среди них – чистота, доходы, экология, дороги. В опросах «Домофонда» приняли участие 90 тысяч респондентов.
Странное и минималистичное представление на перроне метро показали сотне избранных новосибирцев актеры «Первого театра» ночью 13 декабря. Мнения зрителей разделились – одни в восторге, другие недоумевают, а представители власти и вовсе ушли с середины спектакля. На закрытом ночном показе побывал корреспондент VN.ru.
Международный Рождественский фестиваль вышел на финишную прямую. Большая часть спектаклей и концертов уже сыграны. На сцене театра «Глобус» показали «Серёжу» Московского художественного театра имени Чехова, а в зале Каца - рок-концерт.
Одной из главных тем заседания общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Новосибирской области стала предстоящая отмена единого налога на вмененный доход. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №50 от 11 декабря 2019 года.
x^