Новосибирск 2.8 °C

Утроилось число жалоб в сфере платежей за коммунальные услуги

14.12.2015 00:00:00
Утроилось число жалоб в сфере платежей за коммунальные услуги
Чтобы достичь согласия, собственники квартир и управляющие организации должны соблюдать законные интересы обеих сторон. «Порой по не знанию действующего законодательства или преследуя собственную выгоду обе стороны нарушают права друг друга», — подчеркивает Татьяна Зацепина, начальник отдела надзора в сфере платежей за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Новосибирской области.

Число жалоб в сфере платежей за комуслуги, по сравнению с прошлым годом, выросло в три раза

Чтобы достичь согласия, собственники квартир и управляющие организации должны соблюдать законные интересы обеих сторон.

«Порой по не знанию действующего законодательства или преследуя собственную выгоду обе стороны нарушают права друг друга», — подчеркивает Татьяна Зацепина, начальник отдела надзора в сфере платежей за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Новосибирской области.

Бдительность не помешает
— Татьяна Владимировна, с какими проблемами и бедами люди приходят к вам чаще всего?

— Первое место занимают обращения, касающиеся размера платы за жилищно-коммунальные услуги. Второе по количеству обращений направление среди вопросов технического характера — непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг. Жители не могут дождаться перерасчета за отключение водоснабжения, говорят, что температура горячей воды не соответствует установленной норме, жалуются на перебои в электроснабжении, отсутствие отопления.

Сегодня, к примеру, пришла на прием пожилая женщина, расстроенная, в слезах. В управляющей компании ей предъявили сведения о задолженности в размере полутора тысяч рублей. «Откуда могла взяться такая сумма? — возмутилась пенсионерка. — Я регулярно оплачиваю все услуги!». Сказала, что никуда не уйдет, пока не получит объяснений. Специалист взял ее квитанции, рассмотрел и установил, что была недоплата за 2014 год — за текущий ремонт и ОДН — общедомовые нужды. В итоге созвонились с управляющей компанией, договорились, что женщину примут и подробно все разъяснят.

096-07-02.jpg

— Получается, человека не проконсультировали в управляющей организации, и ему пришлось задавать вопросы региональной структуре?

— Чаще всего собственники идут к нам. Хотя в первую очередь следует обращаться к исполнителям жилищно-коммунальных услуг: в ТСЖ, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию. Лучше всего подготовить письменный запрос. Согласно действующему законодательству, управляющая организация должна дать ответ в течение десяти рабочих дней.

— Кстати, за некачественную коммунальную услугу управляющая компания обязана произвести перерасчет?

— Конечно. Правилами 354 определен порядок произведения перерасчета на основании обращения заявителя в управляющую организацию. Основанием для перерасчета является акт, составленный в соответствии с этими правилами. На сайте Государственной жилищной инспекции Новосибирской области имеется образец акта. Перерасчет за невыполненные жилищные услуги производится аналогично.

Лучше семь раз проверить
— Высокие начисления за ОДН давно уже стали притчей во языцех. Как узнать, верны цифры в платежках или нет?

— Зная Постановление Правительства РФ № 354, проявив интерес и желание, каждый потребитель может проверить правильность начислений на общедомовые нужды. На сайте Государственной жилищной инспекции области размещено методическое пособие «Азбука для потребителей услуг ЖКХ» — пошаговая инструкция действий.

Важно понимать, что объем коммунальной услуги, распределяемый между потребителями, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления. Следовательно, разницу между нормативом и реальным потреблением ресурса будет оплачивать управляющая компания за счет собственных средств. Правда, лишь в том случае, если на общем собрании собственники не выразили согласие оплачивать общедомовое потребление в полном объеме. Конечно, собственникам это невыгодно, и они либо не идут на такие собрания, либо голосуют против. Но некоторые управляющие компании пользуются тем, что собственники квартир не знают законов, и выставляют размер платы на ОДН в полном объеме.

— Еще одна проблема — подделка подписей в протоколах общих собраний собственников жилья. Как бороться с такими нарушениями?

— Да, жалобы на нелегитимность протоколов поступают часто. Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, такие вопросы нужно решать в судебном порядке. Специалисты Государственной жилищной инспекции не наделены полномочиями по выявлению, рассмотрению и пресечению ни одного из составов уголовных преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Поэтому по вопросу подлинности протокола собрания собственников, при наличии фактов, подтверждающих мошеннические действия со стороны управляющей организации, нужно обращаться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Не знают или не хотят знать?
— О том, что мы не чувствуем себя хозяевами в собственных домах, говорят и грязные подъезды, и неухоженные дворы. Можно ли, на ваш взгляд, подогреть активность и заинтересованность жильцов, повысить культуру управления общим имуществом?

— Этой культуры практически не существует. Собственники очень неохотно ходят на общие собрания, не читают объявления, не следят за новостями.
Прежде чем утвердить тариф на содержание жилого помещения, управляющая организация готовит свои предложения с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, УК должна подготовить расчет и обоснование необходимых финансовых потребностей, а также указать источники покрытия этих потребностей, в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке, смет на выполнение отдельных видов работ. Эти предложения рассматриваются на общем собрании собственников жилья.

Но в реальности все по-другому. Управляющие компании просто выходят на собрание с тарифом без обоснования финансовых потребностей. Собственники же, не принимая активного участия в принятии решений, утверждают предложенный тариф. А потом, при получении платежного документа, приходят в недоумение.

К сожалению, людям проще ничего не знать, ни в чем не разбираться, а если возникнет подозрение, сразу жаловаться. Поэтому очень часто мы получаем заявления примерно с такими формулировками: «Мне кажется, меня обманули. Пожалуйста, проверьте!». Вместо четкой информации, претензий по конкретному виду услуги — длинный рассказ о трудностях жизни. Разумеется, можно понять человека, которому хочется поговорить о проблемах, но работать с такими заявлениями очень трудно. Иногда просто невозможно.

— Многолетние долги за ЖКУ — это ведь тоже отчасти проявление безответственности со стороны владельцев квадратных метров. С другой стороны, можно ли считать законным такой метод борьбы с должниками, как заглушки в туалетах?

— Согласно Постановлению Правительства РФ № 354, должникам не имеют права отключить только отопление и холодное водоснабжение. Нам пишут неплательщики, имеющие десятилетнюю задолженность. Суть претензий в следующем: «Они мне тут начисляют, а я платить не буду. Считаю, цифры необоснованные». Проблема в том, что есть определенная категория людей, которые не хотят считаться с требованиями закона. Управляющие организации подают на должников в суд, с неплательщиками работают приставы, но добиться результата сложно.

— Не каждый собственник, даже из числа ответственных и заинтересованных, может самостоятельно проконтролировать начисления. Чтобы проверить работу ТСЖ и УК, нужны профессиональные знания, свободное время. Как быть?

— Действительно, собственники часто не доверяют ТСЖ и управляющим компаниям, сомневаются в правильности начисления квартплаты, целевом и обоснованном расходовании средств. Выходом из ситуации может стать проверка с привлечением аудиторской организации. Инициатором аудита может стать общее собрание жильцов, правление или председатель ТСЖ. Процедура потребует дополнительных расходов, поэтому вопрос выносится на общее собрание собственников. Предварительно нужно выбрать аудиторскую компанию, имеющую богатый опыт работы в сфере ЖКХ, и согласовать стоимость услуги. На общем собрании многоквартирного дома собственники должны принять предложение, утвердить тариф и смету расходов на проведение аудиторской проверки.

ВАЖНО
На сайте Государственной жилищной инспекции Новосибирской области организован прием обращений граждан по вопросам ЖКХ: http://www.gji.nso.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: