Новосибирск 9.2 °C

Образование как оборонка

24.02.2016 00:00:00
Образование как оборонка
Тысячи новых школ для 6,5 миллиона новых учеников к 2025 году — такая стратегия обсуждалась на недавнем съезде партии «Единая Россия». Депутат Госдумы РФ Ирина Мануйлова рассказала «Советской Сибири», почему она считает выполнимой стратегию, на реализацию которой требуется три триллиона рублей.

Если задача построить новые школы будет четко поставлена, средства на это удастся изыскать даже при дефицитном бюджете.

Тысячи новых школ для 6,5 миллиона новых учеников к 2025 году — такая стратегия обсуждалась на недавнем съезде партии «Единая Россия». Депутат Госдумы РФ Ирина Мануйлова рассказала «Советской Сибири», почему она считает выполнимой стратегию, на реализацию которой требуется три триллиона рублей.

— Развитие школьного образования названо в числе приоритетов предвыборной программы «Единой России». О чем идет речь в деталях?

— Сегодня в стране 14 миллионов учащихся. Мы планируем за 10 лет ввести дополнительно еще 6,5 миллиона новых мест. Задача — перевести все наши школы на режим работы в одну смену. Это долговременная стратегия строительства новых школ и реконструкции старых. Важно, чтобы к 2025 году у нас все дети имели равные условия качественного, общедоступного общего образования. Это потребует более трех триллионов рублей. Финансирование стратегии может стать колоссальным инвестиционным проектом для российской экономики.

Образование, как и оборонка, — вопрос государственной безопасности. Если мы для ВПК формируем госзадание, почему и образовательный инвестпроект не можем пустить через госзаказ? Это даст возможность отечественным предприятиям иметь постоянный хороший заказ.

— Но откуда возьмутся триллионы на реконструкцию школ? Ведь цены на нефть рекордно низки, а это сулит недобор доходов бюджетов, начиная с федерального и заканчивая региональными и муниципальными.

— Когда мы в 2011 году говорили, что решим вопрос с детскими садами, нам тоже говорили: «Единая Россия» на этом попиарится, а выборы пройдут, и об этом забудут. Но мы за три года нашли возможность построить 1,5 тысячи детских садов, обеспечить доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Хотя тогда в это никто не верил. Такой же скепсис я слышу и сегодня. Или спортивные залы сельских школ. Мы построили и отремонтировали 2,5 тысячи залов по стране за два года, и проект продолжается.

Да, на 2016 год запланировано всего 50 миллиардов рублей. Но давайте не будем забывать, что часть средств на строительство школ закладывалось и до этой программы в региональных бюджетах, потому что у нас число детей растет. По отчетам Счетной палаты мы знаем, какие колоссальные средства федерального бюджета, направленные на реализацию тех или иных программ, не используются, а ежегодно просто возвращаются. Считаю, мы найдем средства на развитие образования, если будет поставлена такая задача. И добьемся выполнения программы.

— Но сейчас многие опасаются задержек зарплат бюджетникам. Подобные факты в ряде регионов с трибуны съезда осудил Дмитрий Медведев. Опасения задержек зарплаты сейчас могут быть выше надежд на строительство новых школ.

— Проблему задержки заработных плат, возникшую в семи регионах в начале года, можно проиллюстрировать на примере Забайкальского края. Мы будем поднимать вопрос, чтобы межбюджетные трансферты, которые выделяются регионам в таких непредвиденных ситуациях, шли «окрашенными»: то есть, когда региону перечислены эти средства поддержки, власти обязаны их направить только на решение конкретной проблемы. В Забайкальский край был направлен объем финансирования, в три раза превышающий объем возникших задолженностей. Но сейчас деньги, которые идут из федерального центра в таких случаях, нецелевые, не «окрашенные» — они перечислены на решение бюджетных вопросов. И как Забайкальский край внутри «размазал» эти деньги, увидеть невозможно.

Будет тяжело, я не скрываю. Но нельзя остановить демографические процессы и сказать: «Мы не будем строить школы, потому что в стране с бюджетом плохо». Ведь учитель ждет, с одной стороны, гарантированной зарплаты, с другой — нормальных условий труда. А вопросов много. Например, контрольно-надзорные мероприятия переместились от контроля за бизнес-структурами в систему образовательных учреждений. Число штрафов и проверок астрономическое. И страдают в первую очередь ученики. Потому что время, которое учитель тратит на бумаги и отчетность, он мог бы потратить на работу с учениками и их родителями.

Много говорилось о том, что любая система образования — это в первую очередь учитель. То, что сегодня наше начальное образование лучшее в мире, тоже заслуга наших учителей. Но если в ближайшие год-два мы принципиально не изменимся, вряд ли педагоги за это скажут спасибо.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: