Новосибирск 0.9 °C

Собственником быть обязан

24.02.2016 00:00:00
Собственником быть обязан
Отсутствие живой связи между управляющими компаниями и собственниками — жильцами многоквартирных домов, по мнению экспертов, один из главных тормозов на пути жилищно-коммунальной реформы. О том, как изменить ситуацию, размышляли участники круглого стола «Управление в ЖКХ: роль и место общества и государства».

Обкатка новых механизмов в ЖКХ должна происходить в условиях диалога

Отсутствие живой связи между управляющими компаниями и собственниками — жильцами многоквартирных домов, по мнению экспертов, один из главных тормозов на пути жилищно-коммунальной реформы. О том, как изменить ситуацию, размышляли участники круглого стола «Управление в ЖКХ: роль и место общества и государства».

Дискуссия проходила в правительстве Новосибирской области. Представители власти, коммунальщики и общественники постарались выстроить мост доверия и определить алгоритм действий.

Беда в том, что собственники, как правило, хорошо осведомлены о своих правах, но очень мало знают, а в ряде случаев откровенно не хотят знать о своих обязанностях, констатировал министр ЖКХ и энергетики региона Евгений Ким.

— Основной посыл работы в системе ЖКХ исходит от главного заказчика — собственника жилья, который, к сожалению, сегодня нередко занимает пассивную позицию, отходит в сторону, устраняясь от принятия решений. Однако в процесс управления жилым фондом вовлечены как управляющие компании, так и собственники, и они должны прий­ти к взаимовыгодному пониманию и сотрудничеству. Первый шаг — это хотя бы участвовать в общих собраниях, в обсуждении вопросов тарифообразования. «Нам это не нужно», — говорят многие граждане. Последствия равнодушия могут быть очень серьезными. Как говорится, скупой платит дважды, — напоминает министр.

С другой стороны, абсолютно недопустима позиция некоторых УК, которую можно выразить словами: «Если что-то не нравится, идите в суд». Участники дискуссии отметили, что управляющие компании — явление для нашей страны новое, а поскольку обкатка механизма происходит «практически в боевых условиях», диалог необходим. При этом очень важную роль играют общественные институты, и в частности — территориальные органы самоуправления (ТОС), активисты которых контролируют работу городских служб, выходят с различными инициативами.

На секциях круглого стола прозвучало несколько интересных предложений. Среди них — идея создать при каждой управляющей компании наблюдательный совет с участием старших по дому, организовать институт общественных жилищных инспекторов, повысить уровень компетенций людей, задействованных в сфере ЖКХ, продолжить практику проведения экспертами просветительских семинаров, разработать программу развития сферы общественного контроля.

Эти предложения были внесены в резолюцию, которую обсудили в большом зале регионального правительства. Заместитель губернатора Новосибирской области Александр Титков пообещал, что в течение года власть будет сотрудничать с инициаторами поступивших предложений и постарается воплотить идеи в жизнь. На доработку документа уйдет месяц.

— Резолюция будет опубликована на сайте областного правительства, министерства ЖКХ, общественной палаты и Законодательного собрания региона, — сообщил Александр Титков. — В этом рабочем документе обозначено, как мы собираемся взаимодействовать для решения проблем в сфере ЖКХ, и с его содержанием смогут ознакомиться все жители области.

08-12-02.jpg

Библиотека в помощь
Нина ШАЛАБАЕВА, уполномоченный по правам человека в Новосибирской области:
— Многие граждане жалуются не только на некачественное обслуживание со стороны управляющих компаний, но и на то, как грубо с ними обращаются сотрудники этих структур. Попадая на прием к уполномоченному после долгих хождений по кругу, люди взволнованы, раздражены, заряжены отрицательной энергией, но надо уметь их выслушивать, потому что в большинстве случаев факты, изложенные в жалобах, подтверждаются.
Наши специалисты разработали памятки из серии «Библиотека уполномоченного по правам человека в Новосибирской области». Они помогут разобраться, кто, за что и в каком размере платит за жилищно-коммунальные услуги, как защитить свои права, куда обратиться за разъяснениями по вопросу деятельности УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК. Все памятки размещены на сайтах уполномоченного по правам человека, официальном и информационном.

В перспективе — новая культура
Наталья ПОЛИЩУК, член общественной палаты Новосибирской области, член правления Новосибирской областной общественной организации «Союз женщин Новосибирской области»:
— Основной целью концепции развития ТОС является запуск процессов, выводящих эти структуры в системы равноценного партнерства. Это означает переход от пассивного потребителя услуг, обезличенного ходатая к равноправному участнику общих процессов, где каждая из сторон соблюдает предписанные нормы и правила.

В перспективе — формирование новой городской и поселенческой культуры взаимодействия. Среди первоочередных задач — выработка новых регламентирующих документов и системное повышение уровня компетенций всех участников процесса. Учить надо не только активистов ТОС, не только население, но и все низовые звенья системы ЖКХ, а также муниципальной власти. Наконец, необходима перезагрузка информационного пространства: о ЖКХ много говорят, но содержательный характер этого пространства должен быть иным.

Грантовые горизонты
Николай СЫЧЕВ, депутат Совета депутатов Бердска, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Новосибирской области:
— Чтобы предложения по вопросам взаимодействия общества и власти входили в жизнь городского сообщества, председатели совета ТОС Бердска участвуют в еженедельных аппаратных совещаниях, которые проводит глава города. Таким образом проблемы, поднятые общественниками, выносятся на уровень подведомственных подразделений.

Считаю, наступила пора систематизировать работу ТОС на уровне области и создать соответствующий информационный портал. Хотелось бы также, чтобы грантовая поддержка и другие формы взаимодействия общества и власти расширялись, чтобы депутаты проводили плановые встречи с лидерами общественного движения и поддерживали с ними связь.

Навстречу собственнику
Олеся ОРИШЕНКО, специалист по работе с населением ООО УКЭЖ «Сибирская инициатива»:
— Взаимодействие с собственниками — важнейший аспект в деятельности любой управляющей компании. К формам такого сотрудничества относятся регулярные встречи для обсуждения текущих вопросов, итогов работы за месяц и год, встречи с председателями ТОС, обучающие семинары. На таких мероприятиях можно обсудить различные актуальные моменты, получить от специалистов разъяснения по вопросам ЖКХ.

В работе с населением нашей управляющей компании очень помогают ТОС. Особенно это касается вопросов юридической грамотности, ведь общественники, подкованные в юридическом плане, пользуются большим доверием жителей.

Общественный совет, созданный при «Сибирской инициативе», — это коллегиальный орган, деятельность которого основана на принципах непосредственного диалога с жителями.

СПРАВКА
Ремонт многоквартирных домов с 2015 года осуществляется в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разработанной на период до 2038 года.
В 2015 году на эти цели направлено 2,3 миллиарда рублей (средства федерального Фонда, консолидированного бюджета области, регионального Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области, полученные за счет взносов собственников жилья), проведен капитальный ремонт 339 многоквартирных домов, начат ремонт 169 многоквартирных домов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: