Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Жизнь — самолетам

2006-04-12
Анатолий Хрипунов



Для этого необходимо было изыскать и внедрить в производство огромное количество новых технологических процессов и оборудования, качественно изменить организационные формы управления. Требовалось также обеспечить аэродинамические качества отдельных агрегатов и самолетов в целом для получения летно-тактических характеристик и взаимозаменяемости агрегатов. Изменения коснулись всех видов производств. Особое место уделили сборочным работам.

Для обеспечения аэродинамического качества агрегатов и их взаимозаменяемости разрабатывались и изготавливались сборочные приспособления, стапели, разделочные и нивелировочные стенды. Впервые появились эталоны поверхности, монтажные эталоны и инструментальные стенды. Для обеспечения необходимой надежности самолета разрабатывались и изготавливались стенды наземной отработки отдельных систем, а также стенды входного контроля комплектующих. Инженерно-технические работники завода в период освоения изделий работали по четырнадцать и более часов в сутки, прекрасно понимая, как необходимы новые самолеты для Вооруженных сил страны. В этот период были освоены МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и Як-28П. По своим летно-тактическим характеристикам МиГ-15 выгодно превосходил самолеты американского производства, что подтвердили воздушные бои в Корее.

Коллективу завода имени Чкалова несказанно посчастливилось в том, что в этот период директором завода был Иван Архипович Салащенко. Он сочетал в себе прекрасные качества хозяйственника с государственным подходом в решении задач, был замечательным организатором производства, талантливым инженером и ученым. Этот руководитель не имел ни ученой степени, ни ученого звания, но обосновывал работу научными подходами с серьезной теоретической аргументацией. Благодаря его упорству и настойчивости территория завода превратилась в зеленый парк. «Завод-сад», так называли предприятие гости. Это Иван Архипович «объявил войну» клоповникам-баракам, на месте которых выросли прекрасные жилые дома в соцгороде завода.

С помощью строительных цехов завода, объектов, возводимых хозяйственным способом, тысячи заводчан получили новые благоустроенные квартиры. В соцгороде появились библиотека, ресторан-кафе, ателье по пошиву одежды, хлебный, продуктовый и мясной магазины. Соцгород стал престижным районом Новосибирска — ухоженным, чистым, с прекрасным парком возле стадиона, с фонтаном и танцевальной площадкой. Качественно изменились и производственные цеха завода. Чистота была даже в механических цехах, где установили устройства по уборке стружки и ее складированию.

Тогда же построили фабрику-кухню с разнообразными залами для питания. Рядом с фабрикой-кухней появилось овощехранилище с холодильными помещениями для хранения продуктов. Фабрика-кухня и овощехранилище строились силами работников цехов и отделов.

Получило новый импульс в развитии подсобное хозяйство завода, которое обеспечивало фабрику-кухню свежими продуктами. Это и определяло низкую стоимость обедов, их высокое качество.

На заводском стадионе непрерывно проводились соревнования по легкой атлетике, футболу, волейболу и городкам между коллективами цехов и отделов завода. Футбольные, волейбольные, хоккейные и городошные команды завода занимали классные места не только по области, но и по России. В составах команд не было «пришлых» игроков, честь заводских подразделений отстаивали свои воспитанники, работавшие в цехах и отделах. При Иване Архиповиче начали строить и Дворец культуры завода имени Чкалова. Основная сила строителей — заводская комсомолия. Организовывались субботники, воскресники. Молодежь выходила на стройку и после основной работы.

Особая заслуга Ивана Архиповича — в создании самолетостроительного факультета Новосибирского электротехнического института (НЭТИ). Получить сплав практиков с хорошей инженерной подготовкой — это была мечта Ивана Архиповича, цель открытия вечернего самолетостроительного факультета, который начал работать в 1955 году. В четырех группах насчитывалось порядка ста студентов, большей частью — работники завода имени Чкалова.

Иван Архипович прекрасно понимал, что осваивать передовую авиационную технику без высококвалифицированных инженерных кадров невозможно. По договоренности с ректором НЭТИ Георгием Павловичем Лыщинским подготовили документы по обоснованию необходимости открытия при этом институте самолетостроительного факультета, а также взаимные обязательства по его организации. Ректор НЭТИ обязался обеспечить факультет методическими и учебными материалами, профессорско-преподавательским составом, а директор завода — построить новый учебный корпус и оснастить его всем необходимым оборудованием для организации учебного процесса.

Был подготовлен совместный приказ двух министров (высшего образования и авиационной промышленности), подписание которого определило появление и развитие молодого факультета НЭТИ. Огромную работу в организационный период проделал будущий студент первого приема этого факультета Алексей Петрович Швырев.

В 1961 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков по самолетостроению нового факультета с вечерней формой обучения. Как радовался этому событию Иван Архипович! Он называл выпускников «золотым фондом завода». И в этом заключалась истина, потому что практический опыт специалистов прекрасно сочетался с глубокими инженерными знаниями. Вот первые выпускники факультета: Алексей Петрович Швырев, Иван Афанасьевич Гамов, Федор Григорьевич Елтышев, Дон Абрамович Болтакс, Анатолий Михайлович Моисеенко, Анатолий Семенович Черников, Юрий Михайлович Дмитриев и другие, которые впоследствии возглавляли важнейшие инженерные подразделения завода и многое сделали для своевременного и качественного освоения новой авиационной техники. Рассказывает Иван Афанасьевич Гамов, который в тот период работал начальником плазового цеха:

— Вызывает директор и, к глубокому удивлению, интересуется не выполнением плана, а моими успехами в институтской учебе и регулярностью посещения лекций. Объясняю пропуски занятий тем, что, мол, очень часто после 18 часов вызывают на совещания или главный диспетчер завода, или начальник производства, или его заместители. Директор выслушивает и говорит: «Если будут вызывать на разного рода совещания после 18 часов, то говори, что выполняешь задание директора завода. Будут сомневаться — пусть звонят мне!»

Думаю, таких звонков не было. А ведь Гамов в тот период подумывал оставить институт из-за частых пропусков занятий. Этот пример показывает, какое внимание уделял Иван Архипович учебе в институте работников завода. К слову замечу, что Гамов прекрасно окончил институт и весьма успешно работал на ряде заводов Министерства авиационной промышленности Подмосковья, возглавлял крупные инженерные подразделения.

Иван Архипович Салащенко — инициатор создания в Новосибирске филиала научно-исследовательского института авиационной технологии (НИАТ). Он часто посещал филиал, интересовался новыми разработками, их внедрением и эффективностью, ставил задачи перед научными подразделениями филиала. Помогал оснащать лаборатории новыми приборами и лабораторным оборудованием. Совместные работы завода, филиала НИАТ и институтов Сибирского отделения Академии наук СССР позволяли быстро и качественно решать вопросы освоения новых технологических процессов и, соответственно, быстро осваивать современную авиационную технику.

При Иване Архиповиче начали складываться творческие связи с научно-исследовательскими институтами СО АН СССР и учебными вузами Новосибирска. Первая проблема, которая решалась в творческом содружестве, — виброболезнь слесарей-сборщиков. Ставилась задача создания вибробезопасных пневматических молотков и поддержек. В решении этой проблемы участвовали ученые Института горного дела СО АН СССР и кафедры медицинского института.

Второе направление борьбы с виброболезнью — перевод ударной клепки пневмомолотками на прессовую. Создавались новые типы пневмопрессов, выравнивающих и поддерживающих устройств к ним. Работа выполнялась в основном НИАТом и его филиалом. Все эти мероприятия проводились под строгим контролем директора завода, а их внедрение обеспечило резкое снижение виброболезни слесарей-сборщиков.

Названное — лишь неполный перечень того, что сделано на заводе имени Чкалова в период, когда им руководил Иван Архипович Салащенко. Но и этот перечень позволяет сделать вывод об огромном вкладе директора в производство новых реактивных самолетов.

Позже Салащенко возглавлял совнархоз в Новосибирске, а после перевода в Москву работал заместителем министра авиационной промышленности.

Большая группа заводчан и специалистов филиала НИАТ заслуженно получила звания лауреатов премии Совета Министров СССР за разработку и внедрение объемного плаза. Прошло более сорока лет, как ушел с завода Иван Архипович Салащенко, а многие подходы, найденные им в производстве, используются на предприятии до сих пор. Старшее поколение «чкаловцев» хорошо помнит и ценит Ивана Архиповича Салащенко как руководителя, инженера и ученого. Очень жаль, что судьба отмерила ему короткую жизнь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^