Новосибирск 4 °C

Два школяра — на одного учителя

05.06.2006 00:00:00



Она слушала советы бывалых людей и кивала головой. Думала, что, если не понравится, отработав положенное, вернется назад.

Оды — суровому краю
И представить себе не могла молодая учительница, что останется в суровом краю на всю жизнь и будет петь оду Северному району, ставшему таким родным и... теплым.

...Холодное название
И имидж края света.
Но тот, кто
побывает здесь,
Отчетливо поймет,
Что край наш
замечательный,
Простой и основательный
И здесь живет
талантливый
И преданный народ.

Впрочем, о том, что начальник управления образования администрации Северного района Раиса Васильева пишет стихи, я узнал позже, увидев сборник «Район, устремленный в будущее».

Моя новая знакомая, красивая и энергичная женщина, отличная рассказчица, четверть века отдала школе, затем восемь лет была заместителем главы территориальной администрации, управляющей делами. Не раз выручала моих коллег. К примеру, «добывала» машину, чтобы добраться до отдаленной деревни.

Малокомплектная школа — это школа с малым количеством классов-комплектов. Чаще всего это начальные школы. Городские педагоги за голову берутся: «В классе по тридцать учащихся, как за всеми уследишь?!» Считается, что в малокомплектной школе сеять доброе и вечное легче. Так ли это?

Напомним, что территория Северного района немалая, 115 тысяч квадратных километров, а население — более десяти тысяч человек.

Сегодня здесь достаточно развитая сеть автомобильных дорог. А тридцать лет назад, как вспоминает Раиса Михайловна, было проблематично проехать даже от Верх-Красноярки до Северного.

В январе прошлого года Васильева была назначена на эту должность. Больше времени стала проводить в дороге, понимая, что из рабочего кабинета будни сельского педагога плохо просматриваются. В районе — семь средних школ, девять — основных, тринадцать дошкольных образовательных учреждений, два учреждения дополнительного образования и два — для детей-сирот.

Не только «островок знаний»
На 29 ребят — шесть малокомплектных школ, самая «большая» из них Новоникольская, здесь аж девять учащихся, на втором месте — Алексеевская (шесть человек). И далее, по убывающей, идут Веселовская, Алешинская, Ичкалинская и Малиновская школы. В последней учатся два школьника. Ясно, что содержание таких школ влетает в копеечку.

— Недавно в одной из центральных газет прочитала материал о проблемах малокомплектных школ в России, — говорит Раиса Васильева. — Как следует из публикации, малые школы ждет незавидная судьба. Горько стало оттого, что и наши школы могут постепенно исчезнуть, хотя, как известно, сельская школа может быть закрыта только с согласия схода.

А может, действительно, не нужны эти «очажки» образования? Автобусы для перевозки ребят областная администрация время от времени выделяет. В полноценной школе больше возможностей и для учебы, и для гармоничного развития. И материально-техническая база на порядок сильнее. Можно и дальше приводить аргументы в пользу учебы в большой школе.

Но все не так просто. Во-первых, нередко малокомплектная школа не только «островок знаний», но и градообразующее явление. Возьмем, допустим, деревню Алексеевку, что на западе района. Одноэтажное кирпичное здание, где под одной крышей мирно уживаются и школа, и клуб, и здравпункт, так называемый ФАП. В этом же помещении в установленные сроки работает и избирательная комиссия.

Во-вторых, по действующему законодательству в сфере образования в селе однозначно должна быть начальная школа.

Ребенок рядом — родителям спокойнее
С экономической точки зрения, содержать школу невыгодно. Но если ее закрыть, люди потеряют работу, а родители учеников могут покинуть насиженные места. Как выяснилось, не всем по душе, если их малолетний отпрыск будет неделю жить в интернате (каким бы хорошим он ни был) или каждый день ездить на автобусе за десятки километров. Дома как-то спокойнее...

Деревня Алексеевка находится за сорок километров от районного центра. Но это не значит, что педагоги здесь хуже. Ребятам повезло, что их учит уму-разуму Лилия Гапеева, учитель первой квалификационной категории, человек приветливый, общительный, с разносторонними интересами. Каждый ее урок для мальчишек и девчонок — маленький праздник.

Лилия Викторовна принимает участие в общественной жизни небольшого населенного пункта: и в самодеятельности выступает, и член избирательной комиссии. Потерять такого человека (если, к примеру, школу закроют) никто не хочет: ни жители, ни администрация муниципального поселения.

Творчески работает и опытный педагог Людмила Николаевна Сажина. В Новоникольскую начальную школу всегда приятно зайти: домашний уют и... радушие.

Надо отдать должное северянам — почти во всех «малых» школах трудятся профессионалы. Из восьми педагогов «малокомплеток» шесть имеют первую квалификационную категорию.

Отрадно, что учителя поддерживают тесную связь с опорными школами: участвуют в педсоветах, межшкольных и районных методических объединениях, совещаниях руководителей образовательных учреждений и так далее. Словом, держат руку на пульсе.

Под крылом «старшей» сестры
Моя собеседница — частый гость на различных областных совещаниях и семинарах. Там ни разу не вставал вопрос о том, чтобы прикрыть малые школы. Хотя выражалось и такое мнение: «Дети должны жить дома, а учиться — в хорошей школе».

— Мы обязаны максимально улучшить качество образования и воспитания во всех школах, независимо от их местонахождения и количества обучающихся, — говорит Раиса Михайловна. — Ученик не должен быть хоть в чем-то ущемлен...»

Поэтому в Северном районе и затеяли реорганизацию. Одна из главных ее задач — малые школы и детские сады возьмут под крыло базовые образовательные учреждения. Это пойдет на пользу всем. Педагоги малокомплектных школ чаще смогут встречаться с коллегами, получать методическую помощь, возникает возможность взаимозаменяемости, повышения профессионального мастерства, а, следовательно, улучшится качество образовательных услуг. Пока же учителям малых школ приходится вариться, как говорится, в собственном соку.

Малокомплектная школа — это школа с малым количеством классов-комплектов. Чаще всего это начальные школы. Городские педагоги за голову берутся: «В классе по тридцать учащихся, как за всеми уследишь?!» Считается, что в малокомплектной школе сеять доброе и вечное легче. Так ли это?

На 29 ребят — шесть малокомплектных школ, самая «большая» из них Новоникольская, здесь аж девять учащихся, на втором месте — Алексеевская (шесть человек). И далее, по убывающей, идут Веселовская, Алешинская, Ичкалинская и Малиновская школы.
В последней учатся два школьника. Ясно, что содержание таких школ влетает в копеечку.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: