Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Больше, чем профессия

2006-07-20
Владимир Василенко



Таков Александр Михайлович Михренин, учитель экономики из Коченевского района, занявший на прошедшем этой весной областном конкурсе «Учитель года» второе место. Для сельского учителя этот результат вдвойне ценен. В основном-то призовые места на этом конкурсе получают горожане, преподаватели продвинутых лицеев и гимназий.

— Александр Михайлович, а в чем, по-вашему, разница между сельским учителем и городским?

— Да я-то, на самом деле, особенной разницы не вижу. Все ведь в одних и тех же вузах обучались, имеем примерно одинаковые возможности по поиску новых материалов. Да и дети — это всегда дети. Не думаю, что сельские ребята в чем-то уступают городским.

— Но уровень образования в сельских школах все-таки ниже?

— Ну этому есть объективные причины. И дело здесь не в том, что учитель недостаточно профессионален или дети недостаточно способны. Просто в городских школах требования к подготовке выше, и диктуют их в том числе и родители, обеспокоенные тем, в какой вуз пойдет их ребенок. На селе же родители всецело полагаются на учителей, предоставляют им самим решать, что и в каком объеме давать. Ну и, конечно, горожане ближе к самим вузам, к различным образовательным центрам, к центрам повышения квалификации. У городских учителей в этом плане гораздо больше возможностей. А у нас, в районах... Вот сегодня мы проводим семинар для сельских учителей, так, чтобы попасть на него, многим пришлось проехать не один десяток километров. А иногда и вовсе возможности выехать куда-то нет.

— А вы давно преподаете?

— С девяносто второго года. Сначала была маленькая сельская школа, потом средняя школа № 7 в Прокудском, потом Коченевский районный центр детского творчества. Начинал как учитель истории и обществознания, а потом, с 1996 года, занялся экономикой. Это спасибо бердчанам... Есть у нас такой Международный центр экономического и бизнес-образования. Там очень хороший преподаватель, автор учебника Ирина Владимировна Ермакова. С нее, в общем-то, все и начиналось.

— А не было мысли уйти с этого поприща, найти более «денежную» профессию? Все-таки положение учителя в последние десятилетия незавидное.

— Может, это прозвучит пафосно, но... Еще во время учебы в институте наши преподаватели донесли до нас мысль, что учительство — это больше, чем профессия. Учитель — это на самом деле тот, кто передает опыт от поколения к поколению. Поэтому в том, что дело это важное и нужное, никогда сомнений не возникало. Еще и гены, наверное, сработали, ведь бабушка моя была учителем начальных классов, мама — воспитателем в детском саду... А все бытовые тяготы... Тут, наверное, и характер сыграл свою роль. Ну не привык я метаться от одного к другому. Если уж занялся делом, то нужно идти в нем до конца, открывать для себя все новые горизонты, совершенствоваться. И когда-нибудь это обязательно «окупится». Не обязательно в материальном плане. Я вот своим ученикам в шутку говорю, что готовлю-то их из чисто эгоистических соображений. Ведь, когда я стану стареньким и выйду на пенсию, именно они будут управлять государством, развивать производство, науку и так далее. Так что я заинтересован в том, чтобы те, в чьих руках будет страна завтра, были хорошими специалистами.

Сейчас Александр Михайлович совмещает сразу несколько направлений работы. Преподает экономику в школе — обычной. На базе районного детского центра создал экономическую школу. Здесь занимаются ребята, уже определившиеся с будущей профессией, — те, кто видит себя экономистом, финансистом, менеджером. Помимо собственно экономики им читаются курсы экономической математики, делового английского, психологии общения и МЭкоМ — моделирование экономики и менеджмента (это такая компьютерная игра). С недавнего времени занялся и организационной деятельностью — работает методистом в районном отделе образования.

Среди его учеников — не только старшеклассники, но и ребята гораздо младше. Недавно даже начата работа с детскими садами. В игровой, творческой форме малышам преподаются азы экономики. Некоторые занятия превращаются в настоящий праздник. Например, недавно разыграли сказку «Теремок на новый лад», в которой персонажи занимаются бизнесом, вкладывают деньги в банк и так далее. Кто бы мог подумать, но ребятишки активно включаются в игру и быстро все схватывают. В этом году по просьбе родителей открылась уже вторая такая «продвинутая» группа.

— С малышами, конечно, работать интересно, но и дополнительные трудности возникают, — говорит учитель. — Тут ведь нет какой-то «золотой середины». Если ты детям неинтересен, то они тебя и слушать не будут. Но уж если их удалось заинтересовать, то они могут просто горы свернуть, все твои задания выполнять чуть ли не в тот же день. И тогда уже сам не знаешь, чем бы их еще «нагрузить».

Программы, по которым обучают в экономической школе, не продиктованы каким-либо вузом. Чаще всего это то же, что преподается в обычном школьном курсе, но шире. Ведь в школе многое упускается — и время ограничено, и учеников много, не удается с каждым поработать индивидуально. Но «привязка» к вузу для ребят не особенно-то и важна, так же как и получаемые после окончания «школы» свидетельства. Гораздо важнее реально полученные знания и те результаты, которые ребята показывают на различных олимпиадах и конкурсах, да и просто при поступлении в институты.

При этом, как отмечает сам Михренин, он старается привить своим ученикам умение извлекать для себя уроки из всякого опыта — будь то обучение в школе или участие в олимпиаде. У него в этом плане есть вполне устоявшиеся убеждения.

— Все эти школьные программы, нормативы, стандарты — это, конечно, неотъемлемая часть образовательной системы. Другой вопрос — каким способом добиваться поставленных в программе задач. Можно по старинке: прийти, прочитать лекцию, задать материал на дом — «от сих до сих». Я же, во-первых, стараюсь давать ученикам больше свободы, приучать к самостоятельности. А во-вторых — всегда рассматривать изучаемое с точки зрения практики. Моя авторская программа, с которой я выступал на конкурсе, так и называется: «Практико-ориентированное обучение». И основная задача, которую я перед собой ставлю, — это социализация детей. В школе мы, учителя, нянчимся с ними, и винить нас в этом не стоит — все-таки общаемся с этими детьми почти каждый день, и они становятся для нас почти родными. Но когда они выходят во «взрослую» жизнь, то сталкиваются с разного рода трудностями. Вот преодолевать эти трудности я и стараюсь их научить.

— В конкурсе участвовали впервые?

— Не совсем. До этого мне доводилось помогать своим коллегам, выступавшим на конкурсе. В том числе в прошлом году — своей супруге. Она у меня тоже учитель истории и обществознания.

— Наверное, еще в институте познакомились?

— Да, угадали. С тех пор вместе. Ну а поскольку занимаемся, по сути, общим делом, то порой и дома продолжаются разговоры о работе. Но мы к этому уже привыкли. Можно сказать, живем этим. Старший сын, похоже, пойдет по нашим стопам. Он сейчас старшеклассник, но уже серьезно интересуется экономикой, участвует в олимпиадах.

— Сейчас часто можно услышать этакое брюзжанье по поводу нынешней молодежи — дескать, запилась, закурилась, ничего ей не надо...

— Ну это извечная проблема отцов и детей. Я бы не сказал, что молодежи ничего не надо. Может быть, у них немножко другие цели в жизни, другие приоритеты, вообще немножко другое мышление. Но это нормально — жизнь ведь меняется. И, скажем, школа тоже должна меняться. Сейчас мы имеем дело с так называемым «социальным заказом» в образовании. То есть учить сейчас нужно не тому, чему мы привыкли учить, а тому, что детям действительно пригодится в жизни.

А вообще... Может, потому, что у меня у самого сын-девятиклассник, но я, как мне кажется, понимаю нынешних молодых. Да, мне может не нравиться музыка, которую они слушают, или что-нибудь вроде этого. Но я готов признать, что «что-то в этом есть», готов понять, что это им нравится, и не лезть со своим уставом в чужой монастырь.

Единственное, конечно, что всегда вызывает неприятие, — это наркотики, криминал, иждивенческие настроения и тому подобное. Но это, я думаю, проблема не детей, а родителей, которые не смогли их должным образом воспитать.

Беседовали мы с Александром Михайловичем еще довольно долго. Он поделился впечатлениями от участия в районном и областном этапах конкурса «Учитель года», вспомнил с благодарностью всех, кто помогал ему в подготовке. Вообще же к участию в конкурсе его побудил не азарт, не личные или профессиональные амбиции, а простое желание «что-то взять для себя», чему-то научиться.

— Мой сын шутит: «Папа — вечный двоечник. Все учится, учится, а научиться не может», — улыбается он.

Пообщавшись с этим умным, интеллигентным, немного застенчивым человеком, понимаешь, что пока работают в школе именно такие люди — за будущее подрастающего поколения можно не волноваться. Они, может, и не светила педагогической науки, и не сподвижники, но ведь ни одна сфера человеческой жизни не держится на сподвижниках. Все в этом мире делается руками крепких профессионалов, которые, как бы затасканно это ни звучало, посвящают жизнь своей работе.

Так что пожелаем Александру Михайловичу дальнейших успехов, и пусть его ученики радуют его и родителей своими новыми достижениями.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области обеспокоены экологической ситуацией, связанной с застройкой зон зеленых насаждений. Депутаты выступили с обращением к мэру Новосибирска с просьбой пресечь попытки застройки в зоне Заельцовского бора.
Аварийно севший грузовой самолет Ан-124 «Руслан» через две недели после аварии начали вытягивать с поля на взлетно-посадочную полосу утром 27 ноября. Предварительной причиной происшествия, как следует из сообщения Росавиации, явился отказ двигателя из-за разрушения диска вентилятора, которое и привело к множественным отказам систем самолета.
«Умные столбы» с точками доступа Wi-Fi и зарядными устройствами для электротранспорта планируют установить в Новосибирске в рамках реализации проекта «Умный город». Об этом сегодня рассказал на пресс-конференции ТАСС представитель Ассоциации участников в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Студент НГУ Владислав Миронов снял познавательный 10-минутный ролик, в котором рассказал о лабораториях вуза. Видео признали лучшим на конкурсе «Студенческий ТЭФИ» в номинации «Репортер».
24.11.2020
Размер пенсии в России увеличится с нового года на 6,3%. Зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова, рассказала, что страховая пенсия для россиян будет увеличена с 1 января 2021 года.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^